Причину возникновения мигрени смогли раскрыть специалисты из Токийского медицинского и стоматологического университета (TMDU). Они изучали болезнь с помощью экспериментов на мышах.
Однако открытие японских ученых оказалось вовсе не таким значительным, как сообщается в публикациях. «Речь идет о статье, опубликованной японскими специалистами, наряду с другими статьями, которые пишутся на эту тему. Публикация очень интересная, но не уникальная и глобальных выводов не делает. Просто именно этой статье довелось оказаться в новостях», – сказала в интервью «МИР 24» старший научный сотрудник Кафедры высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук Ольга Рудько.
По словам эксперта, давно установлено, что мигрень – это многофакторное заболевание. Это значит, что какой-то один фактор – например, один ген, не может быть причиной возникновения мигрени. «Такие заболевания еще называют «полигенными», так как именно сочетание нескольких генных мутаций увеличивает вероятность развития заболевания, – говорит Ольга Рудько. – Причем разные мутации в разных сочетаниях могут приводить к одному результату».
По словам биолога, большинство болезней, которыми заболевают во взрослом возрасте, являются многофакторными, так как помимо генетической предрасположенности, на их развитие влияют факторы окружающей среды, перенесенные болезни, образ жизни, стрессы и тому подобное.
Это именно та ситуация, которая называется «где тонко – там и рвется»: при благоприятных факторах человек проживет всю жизнь, не зная, что склонен к развитию заболевания, а при неудачном стечении обстоятельств произойдет активное развитие болезни.
Мигрень здесь не исключение. Поэтому, по словам специалиста, сейчас никто не ищет какой-то один конкретный ген, являющийся причиной мигрени. Ясно, что его нет. На данный момент считается, что наследуется не сама болезнь, а предрасположенность к реагированию на внешние раздражители нервной и сосудистой систем. И в статье об исследовании японских ученых авторы говорят именно об изучении предрасположенности к мигрени.
«Основные разновидности мигрени хорошо изложены в Википедии, я не буду рассказывать об этом заново, – говорит Ольга Рудько. – У всех видов подтверждена семейственность и, соответственно, наследуемость. Но только для одной разновидности – так называемой семейной гемиплегической мигрени, известны гены, ее вызывающее. Однако этот тип мигрени очень редкий, во всем мире найдется всего несколько сотен семей – носителей заболевания. Для остальных десятков миллионов людей, страдающих от мигрени во всем мире, конкретных критериев заболевания до сих пор нет».
Даже у человека, не имеющего генетической предрасположенности, может быть приступ мигрени. Многие, наверное, слышали о том, что сыры, красное вино и некоторые другие продукты могут спровоцировать мигрень. Но это, скорее, случится у людей, склонных к болезни.
А лекарственные препараты, содержащие нитроглицерин, например, спреи быстрого действия, (изокет, кардикет и тп), могут, по словам биолога, вызывать сильную головную боль у любого человека. Биохимический механизм развития этой головной боли будет идентичен мигренозному. Такая мигрень называется нитроглицерин-индуцированной-индуцированной.
Как пояснила Ольга Рудько, Танака и его команда выдвинули гипотезу, что предрасположенность к распространяющейся кортикальной депрессии связана с нарушением транспорта глутамата, наиболее распространенного возбуждающего нейромедиатора, который участвует в развитии кортикальной депрессии.
Кстати, это именно тот глутамат, который мы частенько употребляем как усилитель вкуса в пищевых продуктах (глутамат натрия). И врачи, и ученые знают, что пищевой глутамат тоже является активным провокатором мигрени.
По словам биолога, у млекопитающих есть четыре молекулы, транспортирующие глутамат, и три из них находятся в коре головного мозга. Чтобы определить, какая из этих трех молекул связана с распространяющейся кортикальной депрессией, исследователи создали три линии мышей с нокаутом, в каждой из которых отсутствовал один из трех генов кортикального транспортера глутамата.
Они обнаружили, что, когда у мышей отсутствовал переносчик GLT-1, кортикальная депрессия происходила чаще и распространялась быстрее, чем у контрольных мышей или у других мышей с нокаутом. Физически это означает то, что глутамат, выполнив свою роль в межнейронной связи, должен вовремя удалится, а в отсутствие транспорта – переносчика GLT-1 – он продолжает и продолжает вызывать возбуждение нейронов, истощая их и вызывая патологический процесс. Значит, мутация гена GLT-1 скорее приведет к развитию мигрени. И значит, что мы можем ее учитывать при диагностике болезни и при разработке лекарств.
Еще лет 15 назад даже от врачей можно было слышать: «Ну что тут изучать? Это же не смертельно?». Сейчас, к счастью, ситуация меняется, в большой мере потому, что мигрень является не только медицинской, но и значимой экономической проблемой. Вот что рассказывает Ольга Рудько:
Казалось бы, механизмы известны, что изучать? Но до сих пор диагноз «мигрень» является исключительно клиническим, то есть на усмотрение врача. И любые диагностические тесты направлены лишь на исключение других причин головной боли.
По словам Ольги Рудько, существуют и проблемы терапии мигрени – несмотря на наличие на рынке как традиционных анальгетиков, так и специфических противомигренозных препаратов, терапия пациентов с мигренью все еще недостаточно эффективна. Например, специфические противомигренозные средства (триптаны) купируют лишь два приступа из трех, а средства для профилактики мигренозных атак считаются эффективными, если снижают частоту атак на 50% и более. Если мигрень эпизодическая, это не так страшно, но если приступы идут один за другим, то этого явно недостаточно.
Большая проблема врачей и пациентов – это развитие хронической ежедневной головной боли при мигрени, которая возникает у 1% пациентов. А каждый десятый пациент с мигренью устойчив к стандартной терапии, то есть лекарства не избавляют их от боли. Лечение таких больных является наиболее затратным.
Поэтому одной из основных задач ученых и врачей неврологов всего мира является поиск биологических и генетических маркеров мигрени, которые позволят определить причину заболевания персонально для каждого человека. И статья, которая вызвала обсуждение – один из важных кирпичиков в этой работе.
«Самое первое и основное – обращайтесь к врачу-неврологу. Нельзя терпеть и снижать качество своей жизни. Иногда под маской привычной головной боли скрываются гораздо более тяжелые заболевания. Не все знают, но в РФ существуют центры головной боли, где врачи-неврологи готовы заниматься этой проблемой», – говорит Ольга Рудько.
Во-вторых, если вы предрасположены к мигрени, по возможности избегайте факторов, ее провоцирующих. Например, еды с усилителями вкуса и тираминами, недосыпов и т. п.
В третьих – ведите дневник головной боли. Зная периодичность и силу головной боли, а также обстоятельства, ее вызвавшие, вам будет проще избегать приступов и проще объяснить врачу, что происходит.
И в четвертых, если вы не знаете, с чего начать, вот список действующих в РФ центров головной боли. Там можно почерпнуть массу информации, которая пригодится тем людям, которые по разным причинам не имеют возможности получить консультацию специалистов.
Подробнее в сюжете: Красота и здоровье
Читайте также: