У православных верующих начался Великий пост – самый длинный и самый строгий из всех годовых постов. Он продлится целых 48 дней. О том, как правильно его держать и всем ли можно это делать, читайте в нашем материале.
«Поститься надо грамотно, – говорит диетолог, кандидат медицинских наук Ольга Григорян. – Классическая диетология подразумевает некоторые ограничения в питании, если у человека есть к этому показания. Поэтому нет никаких противоречий между традициями соблюдения поста и классической наукой. Временное исключение животных белков и жиров животного происхождения почти никому не противопоказано. Но все должно быть в меру».
По словам врача, выходить на совсем строгие ограничения, которые подразумевает строгий пост, нужно грамотно и только здоровым людям. А для этого надо объективно оценить свое состояние здоровья, обратившись к врачу и получив рекомендации диетолога о том, можно ли вам соблюдать строгий пост и как снизить риски развития тех болезней, которые вы уже имеете. «Не рекомендуется соблюдать пост при болезнях желудочно-кишечного тракта и совсем нельзя при язве желудка и онкологических заболеваниях, – говорит Ольга Григорян. – Зато мы применяем дни голода или строго ограниченные по калорийности дни при гипертоническом кризе, при бронхиальной астме, при аллергических заболеваниях, псориазе. Но это должно строго контролироваться врачом и проводиться под его наблюдением».
Самые строгие требования к питанию во время Великого поста, пришедшие к нам из прошлого, относятся прежде всего к монашеской жизни. Именно монахи в первую и последнюю неделю поста ели лишь один раз в день, вечером, и лишь в субботу и воскресенье – дважды. Также по каноническому уставу положено было в понедельник, среду и пятницу есть только холодную пищу безо всякого масла, а во вторник и в четверг – горячую, но тоже безо всяких добавок. Лишь в выходные можно было сдабривать горячую пищу растительным маслом. А в Великую пятницу перед Пасхой верующим предписывалось полное воздержание от какой-либо пищи вообще. В наши же дни все иначе.
Те, кто хочет соблюдать пост по всем правилам, отказываются от пищи животного происхождения – мяса, птицы, молочных продуктов, яиц – в том числе и в составе блюд и соусов. По канону во время Великого поста почти полностью запрещено и употребление рыбы: есть ее можно только в Благовещение и Вербное воскресенье. А на Лазареву субботу можно есть рыбную икру.
На деле же многим категориям верующих положены послабления. Рыбу могут есть все учащиеся и те, кто занят тяжелым физическим трудом. От строгого соблюдения поста освобождаются также дети до 14 лет, беременные и кормящие женщины, военнослужащие и те, кто занят тяжелой работой.
Для людей с хроническими заболеваниями, особенно в стадии обострения, пост может быть и вовсе противопоказан. Священники часто говорят о том, что меру своего поста нужно согласовывать с лечащим врачом, чтобы не навредить себе. Лишь полностью здоровые люди могут поститься без оглядки на медиков. И то лишь в том случае, если пост не влияет на них негативно.
Для воцерковленного человека намного правильнее будет обсудить меру своего поста со священником, чтобы получить (или не получить – все зависит от обстоятельств) у него благословение на соблюдение поста. «Универсальный рецепт такой: пойти к священнику и спросить, как поститься именно вам, – говорит священник Михаил Потапов. – А в случае серьезных проблем со здоровьем – извольте к врачу. Его слово пусть и будет вашей мерой».
Также широко известно, что от соблюдения поста освобождаются люди, находящиеся в пути. Но нужно понимать, что это касается лишь ситуации, когда никакой другой пищи кроме скоромной в распоряжении путешественника не оказалось. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы, собираясь в поездку, запасти в дорогу именно постную пищу – те же овощные консервы, овощи и фрукты.
Отдельный вопрос, как быть в случае, если вам в пост пришлось отправиться в гости. Допустим, у кого-то из родных именно на эти семь недель выпадает день рождения. Не прийти – значит, обидеть человека, а таких поступков, конечно, следует избегать. Большинство священников в подобных ситуациях говорят: не стоит отказываться от предложенной вам пищи, даже если она скоромная, и тем более не стоит ссылаться на пост. Это проявление гордыни. Не стоит и заранее просить хозяев дома приготовить для вас постные блюда. Просто постарайтесь по возможности есть как можно меньше скоромного, не привлекая к себе при этом лишнего внимания. А уж отказаться от употребления спиртного всегда можно, сославшись на оставленный во дворе автомобиль или прием лекарств: на это, во всяком случае, никто точно не обидится.
Священники не устают напоминать, что телесный пост – это не главное. Не стоит воспринимать подготовку к главному событию православного года – празднику Воскресения Христова – как строгую диету. Важно то, как вы измените себя внутренне. Что отметете, как ненужное и неглавное, а что – добавите в свою жизнь.
Существенно ограничивать себя нужно прежде всего в удовольствиях. Дети могут поститься, отказавшись от сладостей. Взрослым стоит отказаться от компьютерных игр, от посещения увеселительных мест, от просмотра развлекательных программ и фильмов.
Освободившееся время нужно направить на добрые дела. Пост – самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым.
«Великий пост – это время приготовления к Пасхе, к встрече праздника Христова Воскресения, – говорит священник Георгий Кочетков. – Великий пост – это символ духовной весны, духовного пробуждения. Всем нам всегда есть в чем исправляться, в чем каяться, что делать ради Господа из того, что мы по греховности и немощам своим пока еще не сделали».
Это время освобождения от дрязг, обид, непонимания, зацикленности на себе. «Пост для христианина – время праздника освобождения, он отыскивает больше времени, сил и средств на все то, на что обычно ему их не хватает. Он меньше заботится о своей плоти, о внешнем, довольствуется самым малым и простым, ему легко отказаться от дорогих и приятных вещей для того, чтобы воспользоваться плодами этого освобождения и помочь ближним. Человеку приятно, когда он ограничивает себя в удовольствиях и пристрастиях, когда он освобождается от страстей, излишних привязанностей к пище или, допустим, к внешне эффектной одежде», – объясняет священник.
«Куда сложнее дается духовное воздержание – от обид, от эгоизма, от черствости, от раздвоенности жизни, от всякого рода лжи, от страхов, от безумия и всяких страстей, разрушающих человеческую личность и носящих характер агрессии по отношению к ближним или полного равнодушия и безделья по отношению к ним. Человеку очень важно почувствовать в своей жизни действие благодати Духа Святого: когда обстоятельства его искушают, а он не искушается, да еще помогает другим преодолевать искушения. Это нормальный пост», – говорит Георгий Кочетков.
Конечно, важно избегать крайностей. «Церковь всегда предлагала идти царским путем и предостерегала от фанатизма, напоминая, что духовное выше телесного, неформальное выше формального. Например, закон любви или гостеприимства выше закона внешнего поста, скажем, касающегося пищи. Если человек тяжело болен или находится в форс-мажорных обстоятельствах, или в среде, которая совершенно чужда его внутренним ценностям, то у него есть серьезные основания поступать необычным, не законническим образом. И это церковью оправдывается», – отмечает священник.
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)