23 августа павильон «Республика Беларусь» на ВДНХ открывается в обновленном виде. После модернизации его внутренние пространства стали выглядеть, как современный шоурум, оснащенный большими цифровыми экранами. Это позволит расширить потенциал объекта как торгово-выставочной площадки и инструмента для продвижения белорусских товаров.
Рассказываем, как создавался павильон «Республика Беларусь» и как он выглядел в разные эпохи.
Когда в 1935 году Совнарком СССР принял постановление о создании в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), то одним из первых был возведен павильон для демонстрации достижений Белорусской ССР. Он был выстроен в 1937 году по проекту архитектора Григория Мильчука и представлял собой деревянное здание, очертаниями напоминавшее просторный крестьянский дом. Первоначальное его название – павильон «Белорусской ССР, Западной, Калининской, Ивановской, Ярославской областей». Однако в таком виде он простоял всего два года.
В 1939 году строение снесли, а для павильона «Белорусская ССР» к 1941 году выстроили просторное здание, расположенное в конце аллеи, окаймляющей площадь Колхозов с левой стороны от главного павильона.
Над его проектом работали выдающиеся советские архитекторы Василий Симбирцев и Виктор Балихин. До этого оба архитектора участвовали в проектировании грандиозного Дворца Советов, который собирались построить на месте храма Христа Спасителя. Симбирцев после войны был также главным архитектором Сталинграда, и затем Волгограда. Балихин участвовал в строительстве ВСХВ начиная с 1937 года, был одним из создателей памятника Ленину, а также проектировал ансамбли рабочих жилых комплексов для Москвы.
Спроектированный ими павильон «Белорусская ССР» имел легкий портик с прозрачным козырьком. Его белоснежные колонны прекрасно сочетались с яркими цветными вазами, расположенными в боках портика. Эти более чем трехметровые вазы символизировали изобилие и щедрость белорусской природы. Их изготовил советский скульптор, мастер декоративно-прикладного искусства Исидор Фрих-Хар.
В центре портика, при входе в павильон, на фоне резного орнаментального панно высилась скульптурная группа – пограничник со служебной собакой и девушка-колхозница, которая указывает бойцу на нарушителя границ. Ее выполнил белорусский скульптор Александр Орлов. Скульптура символизировала статус Белорусской ССР, как хранителя границ СССР.
Боковые фасады павильона были украшены живописным фризом. На стене заднего фасада, выходящего на садовую площадку, располагалась карта растительности и животного мира БССР, по бокам ее – картины, посвященные уборке льна и плодов. В живописи и лепке широко использовались мотивы и формы белорусского народного творчества.
Во время Великой Отечественной войны павильоны ВСХВ законсервировали. А в некоторых разместили цеха военно-ремонтного завода №20. Жилой фонд выставки занимали рабочие и служащие военно-оборонных предприятий.
В 1948 году Совет министров принял решение возродить ВСХВ. И там развернулась большая реконструкция. Многие здания были перестроены. Павильон «Белорусская ССР» был практически выстроен заново по проекту белорусских архитекторов Григория Захарова и Зинаиды Чернышевой в торжественном победном стиле «сталинской эклектики».
Перед главным фасадом павильона располагалась монументальная колоннада из двух рядов колонн. За ними – открытый полукруглый дворик. Колонны, его обрамляющие, были обвиты ажурными гирляндами плодов, выполненных из майолики. А передний ряд колонн отделан цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом. Пол дворика был выложен керамической мозаикой. В центре фасада, над колоннадой, располагался декоративный щит с гербом республики и знаменами, которые были облицованы смальтой золотых и серебряных оттенков.
За полукруглым двориком располагалась крытая лоджия, а на ее фризе – фресковая роспись «Советская Белоруссия» (художники Бела Уитц и Оксана Павленко). Фреска изображала радостных, счастливых людей, довольных богатым урожаем.
Главным акцентом павильона являлась и до сих пор остается круглая башня, увенчанная монументальной скульптурой «Родина» работы белорусского скульптора Андрея Бембеля – женщина с венком на голове, держащая сноп пшеницы. Другим венком она награждает весь советский народ в благодарность за свое спасение в годы Великой Отечественной войны.
На втором ярусе башни павильона располагаются пять аллегорических скульптур: механизатора, колхозницы со снопом, охотника, доярки и ученого-агронома. По бокам от входа в павильон до 1960-х годов в нишах располагались скульптуры Героев Советского Союза Константина Заслонова и Николая Гастелло.
Парадный вход ведет в просторный зал, который ограничен по периметру колоннами, отделанными искусственным мрамором. Свод выполнен в виде купола с люкарнами, имитирующими окна. Интерьеры, так же, как и фасады, были выполнены с использованием национального белорусского орнамента. Даже полы выставочного зала напоминали своим рисунком традиционную белорусскую вышивку.
В 1964 году, после перехода ВДНХ СССР на отраслевой принцип показа, павильон стал называться «Электротехника». Эту надпись разместили на фризе над колоннадой. А с обратной стороны здания появилась пристройка из стекла и металла.
Внутреннее убранство было сильно упрощено, ликвидированы национальные мотивы. В экспозиции была представлена история электротехнической промышленности в СССР, начиная от плана ГОЭЛРО и заканчивая новейшими разработками советских ученых, конструкторов и изобретателей. В павильоне можно было увидеть макеты крупнейших в мире гидро- и турбогенераторов, образцы кабелей и оборудование для электрифицированного транспорта.
С начала 1990-х годов здание использовалось ВВЦ как торговый павильон.
В 2010 году Владимир Путин предложил странам СНГ взять бывшие павильоны республик СССР в аренду на 50 лет за символическую плату – 1 рубль в год. Но взамен за свой счет восстановить прежний вид зданий. Беларусь открыла свой отремонтированный павильон одной из первых. Реставрационные работы, завершившиеся к 2015 году, частично вернули павильону исторический облик. Так, удалось восстановить отделку колонн второго ряда с красочными гирляндами плодов и цветов.
Сегодня после реновации и технического переоснащения павильон представляет собой светлое и современное пространство, оснащенное большими цифровыми экранами. Это даст возможность организовывать на его территории специализированные выставки и презентации предприятий всех отраслей белорусской промышленности в цифровом формате. А также значительно расширит потенциал объекта как торгово-выставочной площадки и важнейшего инструмента продвижения белорусской продукции как в России, так и в других странах.
Подробнее в сюжете: Павильоны ВДНХ