В 2022 году главная выставка страны празднует свое 83-летие. И пусть дата не круглая, ко дню рождения ВДНХ подготовились основательно. 10 сентября в разгар празднования Дня города здесь открыли «Солнце Москвы» – крупнейшее в Европе колесо обозрения, высота которого составляет 140 метров. Из кабинок открывается потрясающий вид на всю территорию ВДНХ: отливающие золотом фонтаны, утопающие в цветах аллеи и обновленные фасады павильонов.
Работы по их возрождению начались еще в 2014 году. Главной целью было вернуть зданиям исторический облик, оснастив при этом самой современной техникой. Над реконструкцией объектов культурного наследия трудились десятки реставраторов, художников и архитекторов, и 23 павильона уже готовы встречать посетителей. Свои двери для гостей ВДНХ открыл и павильон №11 Выставочно-торговый центр Республики Казахстан. У главного входа встречают скульптуры казахского певца и поэта Джамбулы Джабаева и Героя Социалистического Труда Шыганака Берсиева, которые были воссозданы по сохранившимся в исторических архивах фотографиям.
Какие секреты скрывает павильон номер №11 и что за истории могут поведать его стены? Расскажем в этой статье.
Первое здание, ставшее прообразом будущего павильона «Казахская ССР», появилось на территории ВДНХ в далеком 1937 году. Оно было построено по проекту архитектора В. П. Костенко. Нижняя часть представляла собой шестигранную в плане аркаду, обнесенную галереей и увенчанную декоративной башней.
Из окон павильона открывался потрясающий вид на ключевые достопримечательности ВДНХ: площадь Колхозов, фонтаны, зональные сады. Но и внутреннее убранство впечатляло не меньше. Пройдя под сводами главной арки, посетители оказывались в большом зале, где на роскошных стендах была представлена внушительная экспозиция, представляющая достижения жителей Казахской ССР в экономике, культуре, животноводстве, растениеводстве и т.д.
Однако в руководстве республики сочли, что площадь павильона недостаточна для полномасштабной экспозиции, поэтому в 1940 году он снова был перестроен. Благодаря проекту И. М. Петрова и И. Н. Халина здание получило новый монументальный фасад с барельефами, отражающими успехи казахстанских земледельцев (их выполнил скульптор Х. Н. Аскар-Сарыджа). В центральной части фасада появилась 25-метровая стела, увенчанная майоликовым гербом Казахской ССР. У ее подножия установили памятник народному казахскому поэту и певцу Джамбулу Джабаеву. Здесь же, на розовом мраморе колонны, высечены слова его песни о Сталинской Конституции. На вершину колонны водрузили огромный декоративный сноп пшеницы и майоликовый герб республики. На окнах появились решетки с орнаментом, напоминающим национальные узоры, которые до сих пор можно увидеть на традиционных казахских коврах.
Однако эта версия павильона задумывалась как временная и была построена из дерева. После окончания Великой Отечественной войны здание в очередной раз решили обновить. При этом фасад 1940 года был навсегда утрачен.
Вдохнуть новую жизнь в павильон Кзахской ССР предстояло специалистам мастерской Академпроекта И. М. Петрову и И. В. Куприянову. Также им помогал казахский архитектор Т. К. Басенов. Здание было полностью достроено в 1954 году. Его силуэт, напоминающий восточный мавзолей, ярко выделялся на фоне других сооружений и стал заметным украшением выставки, расположившись в самом начале Главной аллеи ВДНХ.
Как и их предшественники, архитекторы не стали далеко отходить от национальных традиций казахского зодчества. Это отчетливо проявилось как в экстерьере, так и во внутреннем убранстве здания. Главный фасад был выполнен в виде трехпролетной арки. По обе стороны от центральной арки расположились две скульптуры: первая изображала упомянутого выше Джамбула Джабаева, а вторая – Героя Социалистического Труда Шыганака Берсиева. Монументальные колонны также венчали тематические статуи – рабочего-сталевара и колхозницы. Хасбулат Аскар-Сарыджа, занимавшийся реставрацией павильона в 1940-м, воссоздал прежние барельефы для его фасадов, в отделке были использованы майолика и бронза. Особую торжественность и пафос зданию придавал стеклянный купол со шпилем. Снаружи он был украшен металлическим, частично позолоченным орнаментом. Созданием конструкций и непосредственно монтажом купола занимались специалисты Метростроя.
Обилие стекла и широких арок создало эффект светлого, свободного пространства, а декоративные светильники, панно и гобелены, выполненные казахскими мастерами, не давали забыть о том, культура какого народа здесь представлена. Вводный зал, напоминающий уютный маленький дворик, окружала отделанная мрамором колоннада. Здесь расположилась экспозиция, посвященная достижениям Казахской ССР после революции 1917 года.
Основная экспозиция находилась в трех залах, образующих обходные галереи. Зал, располагавшийся слева от вводного, и часть зала в торце были посвящены животноводству, вторая часть торцевого зала и правое крыло – растениеводству.
После 1959 года основной акцент выставки с сельского хозяйства сместился в сторону индустриализации. В 1961 году боковые залы павильона обзавелись дополнительными этажами. Тогда же многие декоративные элементы интерьера, придававшие зданию национальный колорит, исчезли. Вместо люстр, ковров и картин появились многочисленные стенды и экраны, на которых демонстрировались достижения казахстанцев в цветной металлургии, нефтегазовой и угледобывающей промышленности.
Начиная с 1963 года вся работа ВДНХ стала строиться по производственно-отраслевому принципу. В этот период в павильоне №11 разместилась экспозиция «Металлургия», «переехавшая» сюда из павильона «Машиностроение». Однако внешний облик здания заметно расходился с его новым наполнением, поэтому вскоре его было решено модернизировать.
Работы начались в 1966 году и продолжались в течение года. Авторами проекта выступили архитектор С. Кобецкий и инженер В. Анисько. Стеклянный купол был демонтирован, а на его месте появилась пристройка, из-за чего высота сооружения увеличилась. Фасад был облицован шлакоситалловыми плитами с вертикальными тягами из нержавеющей стали, а сзади возник новый объем из стекла и бетона. Новый облик здания полностью отвечал канонам советского модернизма.
Немало изменений претерпела и сама экспозиция. В центральном зале расположилась выставка, посвященная черной металлургии. Весь восточный декор оказался «погребен» под массивными стальными листами и различными символами продвинутой индустриальной державы: панно профиля Ленина, картой Советского Союза с обозначением основных металлургических центров страны, таблицей Д.И. Менделеева и большим экраном с фотографиями образцов промышленных изделий.
Выставка подробно знакомила посетителей павильона с различными областями черной и цветной металлургии: добычей железной руды и особенностями отраслевого производства, опытом передовых предприятий и образцами новой продукции. А позади павильона находилась открытая площадка, где демонстрировались буровые установки, погрузочные машины и другая крупногабаритная техника.
В 1977 году в павильон ненадолго вернулись экспонаты старой выставки, посвященной достижениям Казахской ССР. Это было приурочено к 60-й годовщине установления советской власти. А с приходом 90-х в жизни ВДНХ начался затяжной развлекательно-торговый период. Большинство павильонов были отданы под магазины и кафе, многие экспонаты распроданы. Павильон №11 постигла та же участь: вместо выставки достижений народного хозяйства и промышленности здесь обосновались магазины, офисы, коммерческие музейные экспозиции и кафе. В здании открылась кунсткамера «Аномалия человеческого тела», а также экспозиция «Тайны подводного мира», главной «фишкой» которой стал аквариум с живыми акулами и экзотическими рыбами.
В 2011 году в павильон решили вернуть национальную экспозицию, и российские власти передали его в аренду Казахстану. В 2019 году в павильоне завершились реставрационные работы, с ноября 2021 года павильон открыт для посетителей. В 2022 году павильон стал победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» в номинации «Реставрация и приспособление объекта культурного наследия для современного использования».
Подробнее в сюжете: Павильоны ВДНХ