88 лет назад в 1935 году постановлением ЦК ВКП и Совнаркома был принят генеральный план реконструкции Москвы, который предлагал изменить столицу до неузнаваемости. Архитекторами выступили Владимир Семенов и Сергей Чернышев. Инициатором проекта был сам Сталин, поэтому приняли его единогласно, без споров и публичных обсуждений. Как изменилась столица после его воплощения в жизнь и почему москвичам повезло, что план не был осуществлен полностью – узнаете из материала MIR24.TV.
В 1993 году для разработки реального плана преобразования Москвы создали проектные мастерские Моссовета. А к моменту утверждения генерального плана уже вели масштабные градостроительные работы, например, построили первую очередь метрополитена и канал имени Москвы, который соединял Москву-реку с Волгой. Воплотить генеральный план собирались за десять лет, отводя ведущую роль строительству метрополитена. И до Великой Отечественной войны работы по его осуществлению шли непрерывно с нарастанием объемов строительства.
В 1937 году завершилось строительство канала Москва – Волга (ныне – канал имени Москвы), который стал важной водоснабжающей и судоходной магистралью. Особое внимание уделяли и строительству каналов, которые соединили бы столицу с крупными реками европейской части страны. Спустя несколько лет появились крупные незатопляемые набережные и девять новых мостов.
В число построек генерального плана вошли и знаковые образцы новой архитектуры: жилой дом №12 на Моховой, здание Ленинской библиотеки, здание Госплана, гостиница «Москва», Дом на набережной. Советские архитекторы во многом опирались на дореволюционный опыт архитектуры. Например, в доме №13 на Моховой использовали декоративный прием – колоннаду. Многие москвичи приходили сюда, чтобы взглянуть на «красивый дом».
В свою очередь, гостиница «Москва» стала первой гостиницей, построенной при советской власти. Возводили ее с 1933 по 1936 годы. Украсили здание скульптуры, панно, живопись и мозаика.
Однако кроме достоинств у генерального плана были и существенные недостатки. Например, «сталинский» план предполагал строительство трех сквозных магистралей. Первая должна была пролегать из Измайлово через Новокировский (ныне – Академика Сахарова) проспект ко Дворцу Советов и в Лужники. Вторая – от Ленинградского шоссе через Кузнецкий мост на Солянку, а оттуда – к автозаводу имени Сталина. И третья – из Останкина через Самотеку и Неглинку на Ордынку и Серпуховское шоссе. Таким образом, Красная площадь, которую мы знаем сегодня, выглядела бы совсем иначе. За счет сноса верхних и средних торговых рядов площадь увеличилась бы вдовое. Однако там планировали построить тридцатиэтажные башни Наркомата тяжелой промышленности. Кроме того, хотели снести и церковь Зарядья.
«Завершить расчистку Охотного ряда и Моховой, расчистить Китай-город. Снести…снести», – именно так звучала одна из формулировок плана.
Кроме того, генеральная реконструкция столицы лишила москвичей таких ценных исторических объектов, как Сухаревская башня и храм Христа Спасителя. Чтобы уничтожить последний, было предпринято две попытки взрыва, так как после первой здание устояло. Мрамором из разрушенного храма выложили станции метро «Кропоткинская», «Охотный ряд» и «Новокузнецкая». Плиты с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, часть пустили на отделку городских зданий.
На месте храма Христа Спасителя хотели построить «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» – Дворец Советов. Предполагалось, что это будет гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина. Также думали, что Дворец Советов станет самым высоким зданием не только в Москве, но и в мире – высота сооружения должна была достигать 415 метров. Но из-за войны дворец так и не достроили. В результате в 1960 году от строительства Дворца отказались, заменив его новым зданием МГУ.
Во время реализации плана сократилось и количество памятников московской архитектуры. Если в 1928 году их было 2016, то к 1935-му осталось только 74. Снесли церковь Знамения на улице Фрунзе, закрыли церковь Большого Вознесения, где венчался Пушкин, демонтировали Красные ворота, существовавшие в Москве с XVIII века, снесли Симонов монастырь – на его месте впоследствии построили Дворец культуры ЗИЛа.
В итоге Москва серьезно изменилась. Новые районы построили по строгой прямоугольной сетке. С этого момента Подмосковье стали рассматривать как придаток столицы, где расположились важные стратегические военные базы, склады и сооружения коммунального обслуживания.
Подробнее в сюжете: Великие стройки большой страны