Профессия телеведущего – это не только медийность и общение с интересными людьми, но и постоянная работа над собой. Совершенствование подачи, работа с речью, новые знание, умение держаться на публике и не растеряться, если произошел форсмажор в прямом эфире – все это важные составляющие работы в кадре. О том, с какими сложностями сталкивается телеведущий и в чем большие плюсы такой работы, рассказала ведущая редакции новостей информационной службы телеканала «МИР» Гузель Камаева.
В чем главная сложность работы на телевидении лично для вас?
– Хороший вопрос, на который по итогу 14-ти лет работы в профессии хочется ответить: лично для меня уже ни в чем. Конечно, всегда есть, куда расти. Здесь не про сложность работы, а про задачи и готовность их выполнять. В начале карьеры была задача научиться быть корреспондентом, писать тексты, снимать сюжеты, находить темы, спикеров. Дальше нужно было планомерно и усердно отрабатывать навыки, доводить их до автоматизма. Следующий этап – работать в кадре, быть ведущей новостей, вести прямые эфиры. Найти свой стиль, подачу, работать с голосом и речью, с логикой. И я продолжаю совершенствовать свои навыки каждый день.
А в чем главные плюсы вашей работы?
– Весь мой путь на телевидении – один большой жирный плюс! Я считаю, что мне в жизни очень повезло: «Мне платят за мое хобби!». Это невероятная удача – найти любимое дело. Тогда вы не работаете, а получаете удовольствие, за которое вам еще и платят. Работа на телевидении – это интересные люди, расширение кругозора, новые знания. Это селфмейд в какой-то степени, потому что через профессию мы познаем себя и то, на что мы способны. Я люблю прямые эфиры, интересные интервью. Люблю весь телевизионный процесс и рождение сюжетов от темы до выходов в эфир.
Правда ли, что на телевидении все решается «через связи»? Или это стереотип? Как вы начинали свою карьеру?
– Всему есть место в этом мире: и связям, и трудоголизму, и удаче, и счастливому случаю! Важно то, чего достиг журналист. Огромное количество разных примеров: и когда человек попадал через связи, но не задерживался и на две недели. И когда приходил по обычному отклику на объявление, по итогу становясь важным звеном и профессионалом в СМИ. Я пришла на региональный телеканал на практику без опыта работы, имея лишь образование журналиста. Но знания без практики не приводят к успеху. Через каждодневный труд, свои ошибки, упорство и любознательность мы приходим к результату. Мне все безумно нравилось, даже тогда, когда было непросто. И нравится до сих пор!
Случались ли у вас сложные ситуации в эфире, на сцене или за кадром, из которых приходилось находить быстрый выход?
– Конечно, куда же без них. В прямом эфире может произойти все, что угодно. Может отключиться суфлер, вырубиться свет, зависнуть сюжет. И тогда без импровизации не выкрутиться. Но навык импровизировать тоже приходит с опытом.
«Уметь быстро реагировать важно, потому что пауза в новостях на 5 секунд – катастрофа, в отличие от театра или сцены, например. Любая пауза должна быть заполнена. И если вырубился суфлер, то нужно либо продолжать говорить от себя, либо иметь под рукой печатный текст или компьютер. Но главное продолжать. Перед зрителем всегда можно извиниться за оговорку, он поймет» – отмечает Гузель.
На телеканале «МИР» во время прямого эфира у меня однажды упала сережка и покатилась по столу. А еще был случай, когда отлетела пуговица от пиджака. Безусловно, потом на это забавно смотреть, но главное – продолжать, как ни в чем не бывало! Более свободный формат позволяет над этими посмеяться, но в новостях, если я озвучиваю серьезную новость, нужно идти дальше.
Кому подойдет работа на телевидении? По каким критериям это можно понять?
– Людям, которые не ищут оправдания, а находят возможности. По мне, так это очень важное качество на телевидении, потому что у журналиста всегда много препятствий на пути: взять комментарий у невозможного спикера, найти героя для фильма, срочно выдать новость здесь и сейчас, снять эксклюзивную картинку или сделать интересное интервью в неудобных обстоятельствах. И это лишь часть вызовов, которые есть в нашей профессии. Поэтому если человек умеет всегда находить возможности, он будет «впереди планеты всей»!
Что отличает телеканал «МИР» от других каналов, на ваш взгляд? За что вы его любите?
– Я эмпат – мне важны люди и атмосфера вокруг меня. А «МИР», по моим наблюдениям, собрал классных и профессиональных людей. Журналистика – профессия циничная в той или ной степени, но человечность на нашем телеканале преобладает – и это подкупает.
Расскажите про свои первые эфиры. Присутствовало ли волнение?
– Благодаря телеканалу «МИР», на который я пришла в 2020 году, у меня появилась возможность поучаствовать в пресс-конференции с президентом России Владимиром Путиным и задать вопрос. Это очень почетно, для меня было честью выполнить такое задание. Было безусловно волнительно, но очень приятно. Несмотря на то, что я в профессии уже 14 лет, именно благодаря «МИРу» у меня случился такой масштабный опыт.
Конечно, волнение присутствовало – не каждый день задаешь вопрос президенту. Но это волнение уже будто в ходе вещей – ему не нужно сопротивляться, оно работает как топливо, которое запускает внутри энергию. Можно назвать это приятным волнением.
Как вы теперь справляетесь с волнением перед эфирами?
– Волнение на работе я называю штатным. Моя преподавательница однажды сказала: «ведущие прямых эфиров склонны к сердечным приступам». Почему так? Потому что каждый прямой эфир они испытывают микростресс, который уже не ощущают. То есть мы настолько к нему адаптируемся, что я его уже даже не идентифицирую.
Безусловно, некоторые эфиры вызывают больше волнения. Например, я комментировала прямую трансляцию с Красной площади во время Парада Победы, на который приезжали президенты из других стран. И здесь важно быть максимально сконцентрированной, чтобы не ошибиться. Также есть большие трансляции инаугураций – это тоже ответственная задача, во время которой нужно быть максимально собранной.
В общем, волнение присутствует как некое легкое ощущение в теле, не более. Наверное, сильно волновалась я только во время самых первых эфиров.
Какие у вас есть увлечения? Расскажите, чему вы учите других людей?
– Первую часть жизни мы ученики: впитываем, познаем, потребляем. Следующий этап – стать учителем. Появляется желание делиться опытом, передавать накопленный багаж знаний следующему поколению или тем, кому важны навыки публичных выступлений. Поэтому я провожу занятия по ораторскому мастерству. Люблю работать со студентами, детьми, или просто с теми, кому важно быть в публичном пространстве.
Все мы ищем свое предназначение на планете. И хочется нести пользу. Очень верю, что у меня это получается. Особенно, когда виден результат и успехи других людей!
Как вы поменялись за годы работы на телевидении?
– Поменялось очень многое. Я пришла работать на телевидение корреспонденткой сразу после учебы, была совсем неопытной и стеснительной. Кажется, что в такую профессию должны идти только раскрепощенные люди, но мой пример показывает обратное. Из стеснительной девчонки я превратилась в уверенную женщину с внутренней опорой, которая прошла путь становления не только в профессии, но и в личности.
«Телевидение стало для меня не только профессией, но и школой жизни. Благодаря разным преодолениям и сложным задачам я обрела внутреннюю закалку и стержень. И за это я очень благодарна профессии», – отметила телеведущая.
Какой совет вы бы дали людям, желающим начать работу на телевидении? Над чем стоит трудиться, на что сделать упор?
– Очень важно расширять кругозор, учить язык, на котором ведущий или корреспондент вещает, нарабатывать навык письма, работать с текстами. Потому что через язык мы информируем зрителя. Быть упертым и любознательным. Понимать, что если сейчас сложно, то потом, когда я изучу тему и наберусь опыта, будет проще. Не бояться ошибаться – делать, делать и еще раз делать. И после увиденного результата вы точно испытаете гордость за себя и свое упорство!
Подробнее в сюжете: День рождения «МИРа»
Читайте также: