Идеи на лето: Грузия и Западная Европа

13:27 10/07/2017
ФОТО : МТРК «Мир» / Мария Чегляева

Отпуск то самое время, когда нужно смешивать сладкое с кислым и познавать «две большие разницы». Корреспондент «МИР 24» попробовал успеть за один отпуск и на Кавказ, и в Европу. Получилось интересно и насыщенно.

МАРШРУТ: Армения, Грузия, Греция (Афины), Италия (Венеция, Флоренция, Триест), Хорватия (Слунь, Сплит), Черногория.

ПЕРЕЕЗД ИЗ АРМЕНИИ В ГРУЗИЮ

Переехать из Армении в Грузию мы решили на машине. Точнее – доехать на одной машине до границы, саму границу перейти пешком и взять такси уже на грузинской стороне. Граница Армении и Грузии выглядит вполне стандартно: очереди, несмотря на сезон, небольшие, даже почти отсутствующие. Пограничник на армянской стороне быстро заглянул в паспорт и «шлепнул» печать. «Всего хорошего!» - пожелал он нам. Через мост нас встречала большая надпись «GEORGIA» и грузинский флаг на флагштоке. Одной из особенностей грузинских реформ Саакашвили была модернизация КПП на границах и полицейских участков. Сами КПП тут в помещении, есть кондиционеры и даже Duty Free. Однако из-за отсутствия очередей насладиться благами цивилизации нам не удалось.

Идеи на лето: Грузия и Западная Европа

Что бросается в глаза в Грузии – так это обилие флагов Евросоюза. Такого количество мне не довелось видеть ни на Украине, ни в Хорватии (до ее вступления в ЕС), ни в Черногории, ни в Турции, как впрочем и в странах самого Евросоюза.

ПЕРЕЛЕТЫ И ПЕРЕЕЗДЫ: За все перелеты на двоих Москва-Ереван, Тбилиси-Афины-Венеция, Тиват-Москва мы заплатили 1450 евро, из них 1050 евро за перелет Тиват-Москва (минимум 450 евро).

Поезда из Венеции во Флоренцию и из Флоренции в Триест, а также автобус Триест (Италия) – Риекка (Хорватия), обошлись нам в 100 евро.

Еще 150 евро мы отдали за аренду автомобиля в Риекке на трое суток и сдачу его в Дубровнике (100 – аренда автомобиля и 50 евро – доплата за oneway).

Такси Ереван – Тбилиси – 100 евро, такси Дубровник – Херцег-Нови – 35 евро.

Такси до Тбилиси нашлось довольно быстро, смущало то, что большинство таксистов соглашались ехать только до окраины города, нам же хотелось доехать до отеля. Уже при подъезде к центру грузинской столицы мы поняли, что наш таксист, хоть и согласился довезти нас до отеля, но ориентируется в грузинской столице чуть лучше нас. Поэтому нам пришлось сменить такси в центре Тбилиси. Сразу скажу, что это решение было правильным: небольшой отель, расположенный на задворках президентского дворца наш провожатый точно бы не нашел, так как все время порывался переехать на противоположную сторону реки.

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЛЕЙ В ГРУЗИИ

ОТЕЛЬ В ГРУЗИИ: Самый простой номер в отеле с кондиционером, завтраком и всеми удобствами в самом центре Тбилиси обошелся нам 30 евро/сутки.

Итак, сменив три машины и спустя несколько часов интересной езды – мы заселились в отель. В описании отеля при бронировании был указан «велкам дринк». Как оказалось на практике, причем не только у нас, но и у очень многих друзей – этот «дринк» в Грузии, особенно в маленьких отелях, не заканчивается в течение всего времени пребывания. Так в тени винограда и за затянувшимся «велкам дринком» мы выбрали несколько экскурсий, которые могли себе позволить, учитывая недолгое время пребывания в Грузии. На следующее утро было решено поехать в пещерный город Вардзиа, а через день в Ахалцихе и Боржоми, четвертый и заключительный день нашего пребывания мы решили погулять по Тбилиси.

СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ: Во всех  странах мы арендовали отели на 22 ночи. Всего за проживание на двоих мы заплатили 930 евро.

РЕСТОРАНЫ В ТБИЛИСИ

Из ресторанов Тбилиси, а посетили мы их немало, больше понравились те, которые посоветовали нам в отеле. Выбор же TripAdviser был скорее «неплохим» и «есть можно». К выбору блюд мы решили подойти и стандартно, и нестандартно - заказывали хинкали, хачапури, много трав и прочие популярные блюда грузинской кухни, но с неизвестными для нас приставками. Хачапури на шампуре оказались очень вкусными и еще более сытными, чем обычно.

Обслуживание во всех местах было на высоте. Нам советовали блюда, и они нам нравились, подбирали вина и даже настаивали на полусладких (мы пьем в основном сухие), и они нам тоже нравились. Помогали разобраться, как быстрее пройти к месту нашей следующей остановки и т.д. Не буду говорить, что мы чувствовали себя «как дома», именно потому, что езжу в отпуск, чтобы не чувствовать себя как дома.

Но, как говорится, в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. В одном ресторане, кстати, с довольно высоким рейтингом от TripAdviser, в самом центре Тбилиси не повезло нам со сменой. Зачем-то официантка вместо того, чтобы сказать, что она не хочет нас обслуживать, сказала, что не знает русского языка. Ну не знает и не знает, английский еще никто не отменял, подумали мы, и ошиблись. Нам принесли ровно половину заказа (на одного человека), подождав вторую половину еще полчаса, мы спросили, где вторая половина заказа. После чего в довольно хамской манере получили ответ, что мы больше ничего не заказывали. Никакие аргументы, в том числе о том, что два голодных человека, еще не принимавшие ни грамма алкоголя, вряд ли закажут одно блюдо на двоих, не действовали. Администрация ресторана горой встала на защиту официантки, пытаясь убедить меня в том, что они теперь уже не только не понимают русский, но и с трудом понимают мой английский. И удивительно - после этого они еще спросили: What about the tips? Могу сказать, что мне стоило довольно больших усилий произнести фразу: Sorry, but i'm quite sure, that it's more than enough, а не то, что крутилось у меня на языке. Момент, конечно, неприятный, но парочка людей, несколько не понимающих особенностей их профессии, не могут и не должны испортить впечатления об отдыхе и о стране. Это все равно, что сформировать впечатление о России на основании общения с таксистами-нелегалами в аэропорту.

В общем, с ресторанами вывод такой – пользоваться советами местных, а не туристическими рейтингами.

ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД ВАРДЗИА

Скажу сразу, на более чем пятичасовую поездку в Вардзиа нас уговорили соседи по отелю. Дело в том, что в свое время мне довелось работать в Крыму, а пещерных городов там хватает. Поэтому половину поездки я размышляла о том, увижу ли что-то новое и интересное в очередном пещерном городе. Вторую половину, когда наш водитель признался, что заблудился, – о том, а увижу ли я этот пещерный город до наступления темноты. К тому моменту мы уже часа два петляли по узким горным грузинским серпантинам, то и дело обгоняя стада овец и коров.

Приехали на место мы ближе к вечеру, нависшая над горами туча обещала скорый дождь, который пошел даже раньше, чем мы предполагали. Запланированный на вечер ресторан пришлось перенести на более раннее время. Уже не надеясь подняться в пещерный город, мы ужинали и ждали окончания дождя. Спустя час небо прояснилось, мы пошли наверх, чтобы насладиться не только прогулкой по пещерному городу, но и тем фактом, что мы – единственные туристы здесь. От подножия Вардзиа выглядит, как стандартный пещерный город. Однако стоит подняться, и понимаешь, что отличия все же есть и они значительные. Внутренние комнаты большие, большое количество внешних переходов между ярусами и частями города: внутренние и внешние церкви.

Наш вердикт – даже если вы уже не раз посещали пещерные города, поехать в Вардзиа стоит. Далеко? Да! Но дорога интересная, и город не оставит без впечатлений. Вернулись в отель мы за полночь.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В БОРЖОМИ

На следующий день мы выехали по знакомому маршруту в Боржоми, как много в этом звуке, для сердца русского слилось. И «поздно пить, когда почки отвалились», и то, как во времена, когда Боржоми в России был под запретом, все рестораны соседней Украины ломили за него тройную цену, а заказывали напиток в основном гости из России. На подъезде к Боржоми понимаешь, что это место не просто популярно, а очень популярно. Припарковаться здесь недалеко от парка примерно так же тяжело, как в Москве в период ее массового благоустройства. Это, пожалуй, единственное сходство. Чистейший воздух, вдоль улиц тянется множество сувенирных лавок, предлагающих мед, чурчхелу, изделия и кухонную утварь из дерева и магнитики из Китая. На прогулку в парке у нас максимум часа полтора, поэтому мы просто гуляем и никуда не торопимся. В завершении нашего визита в Боржоми спускаемся к фонтанам с минеральной водой и, отстояв небольшую – минут на 10 очередь, заполняем бутылки. Боржоми из источника ни по цвету, ни по вкусу, ни по запаху не похож на тот напиток, который мы привыкли покупать в магазинах. Сделав несколько глотков, понимаешь, что это больше похоже на лекарство, а лекарства, как известно, много не выпьешь. Хотя, судя по размерам канистр, которые тут заполняют и туристы, и местные, в этом решении с нами согласились далеко не все.

АХАЛЦИХСКАЯ КРЕПОСТЬ ИЛИ «КРЕПОСТЬ РАБАТ»

От Боржоми до Ахалцихе – чуть более 50 километров в сторону турецкой границы, от Тбилиси – около 200. Дорога не напрягает. В обновленной несколько лет назад крепости немноголюдно, с нее открывается прекрасный вид на город. Крепость, которую мы видим сейчас, основана в 1578 году, когда город Ахалцихе (Ломсия) был взят Османской империей. Из сохранившихся до наших дней доосманских построек стоит отметить христианский храм с колокольней. В стену около храма вмурован каменный баран. Самой заметной постройкой внутри Рабата, возможно, из-за своего золоченого купола сейчас является мечеть Ахмедие -  она была построена в XVIII веке и названа в честь Ахмеда-паши (Кимшиашвили). В целом, здесь интересно и приятно погулять, хотя остается некоторое ощущение «новодела».

ПРОГУЛКА ПО ТБИЛИСИ

В завершении грузинской части нашего путешествия мы решили неспешно побродить по Тбилиси, насладиться видом старых балконов, вкусом хинкали и вечерними огнями. Желание «осмотреть все достопримечательности города» у нас пропало еще утром при виде термометра с цифрами 35 С. Забегая вперед, скажу, что на вторую половину дня у нас были запланированы знаменитые тбилисские серные бани (Абанотубани), куда мы не попали из-за нехватки времени. Слишком много его заняла  прогулка по проспекту Руставели, которую, учитывая краткосрочность нашего пребывания, можно было и отменить. В Тбилиси много достопримечательностей – от известных издавна до современных, от масштабных до совсем маленьких милых памятников. Первой нашей остановкой стал театр кукол. Несмотря на то, что этот театр входит в «must see» всех путеводителей, людей вокруг было немного. Мы спокойно выпили кофе в кафе неподалеку. Далее прогулялись по улице мимо здания Патриархии.

Вечером мы поднялись на фуникулере, насладились видом сумеречного Тбилиси и решил пройтись в сторону одного из больших соборов на другой стороне, который, как нам показалось, был совсем недалеко от нашего отеля. Спустя минут сорок или час мы дошли до Собора Цминда Самеба (Собор Святой Троицы). Собор новый. Строился с 1995 по 2002 год. Когда мы подошли к собору, было уже темно. Сам собор очень красиво подсвечивается со всех сторон, а потому найти его несложно. Окружает храм парк, откуда открывается вид на противоположный берег и Тбилисскую телебашню.

ИЗ ТБИЛИСИ В АФИНЫ

Ранним утром следующего дня у нас был самолет в Афины. Несмотря на 4 утра в аэропорту Тбилиси было довольно многолюдно. Все таможенные формальности заняли у нас около сорока минут, что, по личному опыту скажу, для такого времени суток – довольно много. Почему из Тбилиси наш путь лежал в Афины, объяснить довольно просто. Это самое доступное по цене западноевропейское направление для перелетов из грузинской столицы. Прямой перелет Тбилиси – Афины обошелся нам в 80 евро на человека с «cabin size» чемоданами.