«Не думайте, что подлинная любовь должна быть какой-то необыкновенной. Нам просто нужно любить так, чтобы не уставать от этого».
Ровно 20 лет назад ушла из жизни Мать Тереза, которая посвятила всю свою жизнь служению нуждающимся людям и умела сеять надежду там, где совсем уж было отчаялись. Корреспондент «МИР 24» проследила жизненный путь монахини, узнала, что советовала мать Тереза, чтобы сохранить крепкую семью и жить счастливо.
Родилась Гондже Бояджиу - именно так звали Мать Терезу до пострига - в Скопье. Город тогда являлся частью Османской империи. Отец семейства был совладельцем крупной строительной фирмы, преуспевающим торговцем и даже членом местного муниципалитета. Когда девочке было девять лет, он трагически погиб, и мать, чтобы избавить семью от нужды, бралась за любую работу. Но при всей своей занятости она не забывала помогать нуждающимся.
По воспоминаниям матери Терезы, впервые желание служить Богу она почувствовала в 12 лет, во время паломничества в Черногорию. Спустя несколько лет она спросила у священника, как понять, что это истинный зов, на что он ответил: «Прислушайся к своей душе. Если ты на самом деле счастлива, что Бог призвал тебя служить ему, ему и ближнему твоему, значит, это действительно был зов. Радость в твоей душе - это тот самый компас, который укажет тебе дорогу в жизни».
После окончания школы она опять почувствовала зов — на этот раз ей нужно было отправиться в Индию и помогать бедным. Единственной возможностью это сделать было вступление в конгрегацию миссионерок в Дублине. В течение нескольких месяцев там она изучала английский язык, а после этого уехала в маленький индийский город – Дарджилинг, где вступила в орден сестер Лорето. Там ее постригли в монахини и направили ухаживать за больными в госпиталь. Мать Тереза была шокирована нищетой и нуждой, которые она увидела. Спустя несколько лет ее назначили директором бенгальского отделения в школе Св. Анны, которая была рядом с трущобами. Ежедневно монахиня сталкивалась с ужасами нищеты, голода и смертью на улице.
В 1946 году во время паломничества Мать Тереза опять услышала голос - он призывал ее уйти из монастыря и жить среди бедных. По возвращении в монастырь она рассказала об этом настоятельнице, но та лишь ответила: «Что за абсурдные мечты!».
Невозможность исполнить свой, как считала Мать Тереза, долг привела ее к депрессии, она перестала есть, сильно заболела и чуть не умерла. Монахини, признавались, что тогда уже не надеялись на выздоровление сестры.
После выздоровления настоятельница отправила Мать Терезу к архиепископу Калькутты Ф. Перьеру, которому она рассказал о видении, но и он не дал разрешение монахине на работу вне стен монастыря, считая идею жить среди бедных их жизнью абсурдной.
Мать Тереза писала Архиепископу, но тот испугался, что европейское происхождение монахини в Индии, которая в скором времени должна обрести независимость, создаст политический конфликт. Через год Матери Терезе удалось все-таки добиться разрешения покинуть орден и навсегда распрощаться с комфортной жизнью.
ЧТО ПРИНЕСЛА МАТЬ ТЕРЕЗА МИРУ
Перед тем как отправиться в Калькутту, Мать Тереза окончила медицинские курсы. Прибыв в город, она первым делом купила два дешевых сари и кусок мыла и поселилась в трущобах. Спала на соломенном матрасе, как это делали бедняки, и даже хотела есть только рис с хлебом, но ее отговорили, аргументируя тем, что у нее не будет сил на работу.
Мать Тереза вместе со своими послушницами работала по 15 часов в сутки. Впоследствии они создали Орден Милосердия, члены которого совершили и продолжают совершать множество добрых дел по всему миру. Но особенно стоит отметить следующие подвиги.
ПЕРВЫЙ ХОСПИС
Однажды Мать Тереза шла по улице и увидела умирающую женщину, тело которой уже заживо начали есть крысы. Монахиня отвезла ее в больницу, но там отказывались принимать человека в столь плохом состоянии, а тем более без денег. Мать Тереза все-таки настояла на своем и сказала, что никуда не уйдет, пока женщину не положат в палату.
Однако через несколько дней после этого случая она поняла, что таких людей в Индии сотни тысяч: о них некому позаботиться при жизни, и они не могут умереть по-человечески. Тогда монахиня пошла к властям города и выпросила помещение под первый в мире дом для умирающих, эти дома впоследствии стали называться хосписами.
«Помещение было пустое, и сотрудник городского управления спросил, устраивает ли оно меня. Помещение устраивало меня по многим причинам, но прежде всего потому, что оно было центром молитвы для индусов. В течение 24 часов мы перенесли наших больных и страждущих, и дом для умирающих начал свою работу», - пишет Мать Тереза в своих дневниках.
Монахини и волонтеры дома пытались облегчить муки умирающих, вселить в них сознание, что они не одиноки и не забыты в свои последние часы, а, наоборот, любимы.
Однако даже у столь благородного начинания нашлось множество противников. В первую очередь, это были экспортеры скелетов. Человеческие кости из Индии использовались по всему миру в анатомических целях. До появления хосписа эти предприниматели просто находили трупы на улицах и добывали свой товар. Кстати, это еще одна причина, почему Тереза решила открыть дом для умирающих — чтобы иметь возможность хоронить людей.
За более чем 40 лет существования домов для умирающих монахини ордена сестер милосердия подобрали 54 тысячи человек с улиц Калькутты.
«Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем пища и крыша над головой: понимание того, что они кому-то нужны, кем-то любимы. Они понимают, что даже если им осталось жить всего несколько часов, их любят. Господи, сделай нас достойными служить людям всего мира, которые живут и умирают в нищете и голоде», - говорила монахиня.
ГОРОД ДЛЯ БОЛЬНЫХ ПРОКАЗОЙ
Проказа – беда Индии. Из четырех миллионов человек, умирающих во всем мире от этой болезни, три миллиона – жители Индии. Там проказа не щадит никого: богатый ты или бедный, с семьей или без, заболевший человек в момент теряет и работу и семью.
Полвека назад к проказе относились как каре господней, однако Мать Тереза стремилась доказать людям, что это обычная болезнь, которую можно лечить, а больные проказой могут жить обычной жизнью: работать и создавать семьи.
Тогда она начала создавать для них отдельные поселения. Правительство выделило ордену сестер милосердия участок земли площадью в 34 акра возле города Асансол в 200 километрах от Калькутты, который впоследствии получил название «Город Мира».
«Прокаженные могут показаться страшными и уродливыми, но они все те же разумные человеческие существа, способные на большую любовь», - говорила монахиня.
ДЕТСКИЙ ПРИЮТ
Мать Тереза всегда выступала против абортов, она искала брошенных детей в мусорных ящиках, кучах с пищевыми отходами и гнилыми продуктами, обогревала и была настоящей матерью для каждого из них. В 1955 году был открыт приют «Шишу Баван».
«Я стала матерью тысяч брошенных детей, оставленных на улицах и обочинах дорог, в мусорных ящиках и канавах. Мне приносят их полицейские и отдают больницы, если настоящая мать отказывается забрать ребенка себе. Я спасла их, обогрела и обучила. Многие из них нашли себе хорошие семьи в Индии, Америке, Европе. Но все они помнят меня. Они присылают мне свои фотографии, и когда я рассматриваю их, я радуюсь за моих детей. Я чувствую, что люблю этих детей, как родная мать, как научил меня любить Иисус. Многие из них остались со мной - физически и умственно неполноценные. Природа жестоко обошлась с ними. Но они дети Господни и тоже нуждаются в любви. Если честно, это мои любимцы. Иногда врачи говорят, что лучше бы они умерли, но мы все равно берем их к себе. Отказать им в любви - все равно, что убить», - сказала монахиня.
ПОМОЩЬ ЗАКЛЮЧЕННЫМ
Мать Тереза считала, что все люди достойны любви, даже те, кто совершил тяжелые преступления, поэтому она приходила с утешением к людям, приговоренным к смертной казни. И даже в самых ярых преступников вселяла надежду и сожаления за совершенные деяния. Историю своего знакомства с Матерью Терезой рассказал приговоренный к смерти Майкл Хантер.
«Летом 1987 года как раз исполнилось три года с тех пор, как я попал в тюрьму Сан-Квентин, штата Калифорния. В тот день в 8:30 утра я зашел в камеру, чтобы переодеться. Я думал надеть спортивные шорты, потому что собирался поиграть в баскетбол с моим другом Бобби Харрисом. Мы всегда играем с ним по утрам в баскетбол после того, как немного покачаем штангу. Только я сел на скамейку и начал зашнуровывать кроссовки, как вошел охранник и спросил, что я делаю.
«Что за вопросы? - сказал я ему. - Я собираюсь пойти и размяться в спортивном зале. Я делаю это каждый день после штанги». - «Ты прозеваешь мать Терезу, - сказал охранник - Она придет сегодня, чтобы встретиться с вами, ребята». - «Вы, копы, вечно делаете все возможное, чтобы не дать нам позаниматься спортом. Я не соскучился по этой крошке, - сказал я с циничной ухмылкой. - Если она появится, пусть зайдет ко мне в спортзал. Может, я заброшу ее в кольцо». - «О'кей, - сказал охранник, - только не говори потом, что тебя не предупреждали». Он повернулся и ушел. Тут у меня в голове словно зазвенел будильник. «Охранник как-то слишком быстро сдался», - сказал я сам себе.
Я вышел из камеры и направился в спортзал. Вдруг слышу — сержант из охраны говорит: «Не заходите в свои камеры и не закрывайтесь, парни. Мать Тереза хочет увидеться с вами». Так я и остался стоять в спортивных трусах и дырявой баскетбольной майке с оторванными рукавами. А по ту сторону заграждения стояла хрупкая женщина, которой на вид было лет сто. Да, это была Мать Тереза.
Вы должны понять, что, в общем-то, я покойник. Мне не нужно соблюдать какие-то общественные условности, я могу нарушать любые правила и говорить то, что мне хочется. Хуже мне все равно уже не будет. Но я только посмотрел на эту женщину, которую многие считают святой, и просто потерял дар речи. Ее мудрые, все понимающие глаза лучились невероятной энергией и теплом. Она улыбнулась, благословила медальон с изображением Девы Марии и протянула его мне. Я бы не подошел по своей воле к решетке, чтобы встретиться с мэром, губернатором, президентом или папой римским. Да я бы просто послал их подальше. Мне нет до них никакого дела. Но когда я стоял напротив этой женщины, все, что я смог выдавить из себя, было: «Спасибо, Мать Тереза».
Потом я отошел от решетки, чтобы дать другому мертвецу получить свой медальон. Я постоял, посмотрел на медальон и подумал, что пошлю его своей жене. Я знал, что он ей очень понравится. Ведь в юности она хотела стать монахиней. Тут мне пришло в голову, что ее сестра будет ей завидовать. «Наверное, мне надо попытаться достать еще один медальон», - подумал я.
Я приблизился на несколько шагов и попросил Мать Терезу дать мне еще один медальон для моей золовки. Она улыбнулась, перекрестила медальон и протянула его мне. И снова какое-то тепло окутало меня. Вдруг Мать Тереза обернулась к сержанту из охраны и сказала, указывая на заключенных: «Все, что ты делаешь этим людям, ты делаешь Богу». Сержант от удивления и потрясения просто остолбенел.
Потом появился фотоаппарат, и некоторые охранники стали фотографироваться с Матерью Терезой. Меня поразило, как профессионально она держалась перед камерой. Хотя, конечно же, она привыкла фотографироваться с самыми влиятельными и знаменитыми людьми мира.
Вечером я написал письмо жене и золовке и послал им медальоны. Я не мог не думать о Матери Терезе. О том, какой путь выбрала эта женщина в жизни, и как много хорошего она сделала на этом пути. И еще о том, что я растратил свою жизнь понапрасну, просто выбросил ее. Думать об этом было очень горько.
Итак, Мать Тереза пришла и ушла. Сержант был под впечатлением от ее слов целый день и еще на следующий день, но только до обеда. Моя жена, которую, кстати, тоже зовут Тереза (хотя я зову ее просто Терри), повесила медальон, подаренный Матерью Терезой, на цепочку и стала носить его на шее. Он стал одной из ее любимых вещиц. Между тем время шло, и постепенно я начал забывать о том, какое сильное впечатление произвела на меня встреча с Матерью Терезой. Теперь, рассказывая о ее приезде в нашу тюрьму, я только шутил, что ей удалось загнать сержанта в угол на целых 36 часов.
Через некоторое время, в 1989-м, когда я уже пятый год сидел в тюрьме для приговоренных к смерти, моя жена сообщила мне, что она больше не может быть замужем за мной. Это был один из самых ужасных моментов в моей жизни. Так плохо мне было только, когда умерла моя мама. Терри написала, что она по-прежнему любит меня, но быть женой мертвеца для нее слишком тяжело.
Мы развелись вскоре после того, как мое прошение о помиловании было отклонено Верховным судом штата Калифорния. Я был совершенно опустошен. И тогда я вспомнил о том, какую силу и тепло я ощутил, когда мать Тереза приезжала к нам. Я написал Терри и попросил ее одолжить на время медальон с Девой Марией, который мне подарила Мать Тереза. Конечно, он по-прежнему будет принадлежать ей, Терри. Я просто хотел взять его на время, чтобы позаимствовать немного силы этой замечательной женщины. Я верну его, когда покину эту тюрьму, может быть, после казни. Терри прислала мне медальон. Она написала, что больше не носит его. После нашего развода она повесила на цепочку мое обручальное кольцо (которое я носил, пока мы были женаты, и вернул ей после развода). Терри сказала, что так она чувствует себя ближе ко мне. Ей не хотелось приезжать ко мне в Сан-Квентин каждую неделю. Но мы стали регулярно переписываться, и Терри снова вошла в мою жизнь.
Теперь я всегда ношу медальон, который мне подарила Мать Тереза. Я чувствую, как он связывает меня с обеими женщинами: той, что перекрестила его и протянула мне через тюремную решетку, и той, которая носила его, когда мы были женаты. Он по-прежнему придает мне силы в самые тяжелые минуты».
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
В 1979 году Матери Терезе присудили Нобелевскую премию мира. На награждение она пришла в том же сари, в котором впервые приехала в Индию. Она сказала, что эта награда достается всем беднякам и страждущим.
На банкет монахиня не осталась, сказав, что не может предаваться чревоугодию, когда люди в мире умирают с голода. Все деньги, которые она получила, а это 800 тысяч норвежских крон, она положила на счет фонда, хотя индийское правительство требовало 80% внести в казну.
Мать Тереза умела бы жесткой, когда этого требовали обстоятельства, и на все обвинения отвечала тем, что ее не интересует политика, и она готова принять помощь от любого человека, вне зависимости от его социального статуса, общественного и политического влияния.
Екатерина Дегтерева
Подробнее в сюжете: Любовь вокруг