Где чужие, где свои: как «Матильда» меняет политическую повестку

16:11 15/09/2017
Где чужие, где свои: как «Матильда» меняет политическую повестку
ФОТО : ТАСС

Скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда», который казался какой-то забавной причудой еще год назад, внезапно принял пугающие формы. Если поначалу создателям картины поднявшийся шум даже нравился - больше зрителей ознакомятся с их работой хотя бы из интереса, - то сейчас под вопросом стоит уже прокат «Матильды».

Противостояние вышло на такой уровень, что потребовалось даже вмешательство президента страны, пусть и не прямым текстом. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле фильм обязательно посмотрят, как только он выйдет. Еще жестче выступил министр культуры Владимир Мединский.

«Истерическая кампания вокруг совершенно обычного фильма, который никак не оскорбляет память царя, меня возмущает. Люди, которые ее продвигают, не имеют никакого отношения к православной религии и даже к идее христианства. Мне за них стыдно», - заявил он еще до этого в интервью французскому изданию Le Figaro. Уже после этого он заявил, что его чаша терпения вокруг ситуации с фильмом переполнена.

Прислушаются ли к ним противники фильма - сказать никто не может. В Кремле и «Единой России», как писали СМИ, уже неоднократно пытались снизить градус скандала, призвать противников «Матильды» к порядку, но безуспешно. Те уверены, что защищают страну от «майдана», который начнется после выхода фильма.

В РПЦ официально радикальных противников «Матильды» не поддерживают, но и сам фильм критикуют, сравнивая с карикатурами французского журнала Charlie Hebdo и полагая, что демонстрация его недопустима в российском обществе. Во вторник в крестном ходе в Петербурге приняли участие около 100 тыс. человек. На первом плане участники хода несли плакаты, призывающие остановить «Матильду», которая названа «пощечиной русскому народу».

[object Object]

Фото: Александр Гальперин, РИА Новости

«Государь император Николай II для церкви - причисленный к лику святых страстотерпец. И государыня императрица Александра Федоровна, представленная в фильме как истеричная ведьма, тоже причислена к лику святых», - пояснял представитель Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Как все начиналось


Предыстория такова: в фильме рассматриваются отношения последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. По сценарию император уже после женитьбы на Александре Федоровне с балериной встречался, отношения были бурными, причем императрица сильно ревновала.

Казалось бы, события столетней давности. Но юбилей, похоже, только подстегнул противников фильма. Главным медийным лицом скандала стала депутат Госдумы, бывший крымский прокурор Наталья Поклонская.

Позиция противников проста и в целом непротиворечива. Император Николай II причислен Русской православной церковью к лику святых за мученическую смерть, а значит, фильм о его интрижках оскорбляет чувства верующих. А оскорбление чувств верующих ведут к расколу общества, что недопустимо. Особый цинизм они видят в том, что императора играет немецкий актер Ларс Айдингер, ранее снимавшийся в откровенных сценах.

Съемки фильма стартовали в 2014 году, хотя готовил его Учитель еще с 2010 года. На проект тогда никто не обратил внимания. Но потом вышел трейлер. Сделанный в лучших традициях жанра - с использованием наиболее острых и провокативных тем - ведь молодежи тоже должно понравиться. И понеслось.

[object Object]

Фото: Алексей Даничев, РИА Новости

Народ против?


Общественное движение «Царский крест» заявило: «искажаются исторические события», «ведется антироссийская и антирелигиозная пропаганда». Поклонская, известная своим особым отношением к последнему российскому императору, это мнение полностью поддержала и написала обращения в прокуратуру - сначала провести проверку на наличие признаков оскорбления чувств верующих и разжигания расовой и межнациональной розни, затем - о законности расходования бюджетных средств. В Ингушетии и Дагестане, странах с преимущественно мусульманским населением, фильм показывать отказались. Главы республик объяснили, что фильм будет не интересен зрителям.

В январе неизвестная до того организация «Христианское государство - Святая Русь» пригрозила кинотеатрам, что если «Матильда» выйдет в прокат, то «кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди». Никаких последствий для авторов обращения эта угроза не имела.

А прогнозы начали сбываться. В конце августа здание в Санкт-Петербурге, где находится киностудия Учителя, забросали бутылками с горючей смесью. В начале сентября в Екатеринбурге мужчина протаранил вход в крупнейший в городе киноконцертный комплекс «Космос». Внутри микроавтобуса были горючие вещества, избежать большого пожара помог только счастливый случай. Водитель ранее был замечен в акциях протеста против фильма.

[object Object]

Фото: Павел Лисицын, РИА Новости

В понедельник, 11 сентября, около офиса адвоката режиссера Константина Добрынина, представляющего интересы режиссера, подожгли две машины. Вокруг места преступления были разбросаны листовки со словами «За Матильду гореть». В тот же день столичный кинотеатр «Иллюзион» отменил премьерный показ картины по инициативе самого режиссера (отметим, что во Владивостоке показ все же состоялся и прошел без каких-либо инцидентов, хотя меры безопасности в кинотеатрах были усилены). А вскоре после этого крупнейшие российские киносети «Формула кино» и «Синема парк» заявили, что не будут показывать картину из опасений за безопасность зрителей.

В итоге полиция обещает усиленную охрану кинотеатрам, которые решатся на показ. В Екатеринбурге свою защиту кинопрокатчикам пообещали даже казаки. Публичную премьеру сначала перенесли с февраля на осень, затем планировали провести 6 октября, но позднее перенесли на 24 октября. И никто не знает, последний ли это перенос.

А скоро выборы


Ситуация беспрецедентна тем, что проблем отсюда точно не ждали. Схема здесь такова: фильмы на историческую тему должны способствовать осознанию народом своего прошлого, причем фильмы должны быть интересны современникам. В этом смысле «Матильда» - кино, можно сказать, государственного значения. Далее - пусть православие и не является государственной религией, но подавляющее большинство граждан России называют себя православными, а руководство страны принимает участие в православных церемониях. И религия большинства, уважение к ней вроде бы тоже должна способствовать примирению противников, восстановлению исторической памяти.

Страсти по «Матильде»

Но оказалось, что если в центр поставить историческую память, то события прошлого, хотя бы в силу своей неизменности, становятся сильнее настоящего. Выбор же между запретом всего, что не отвечает православной традиции, и конфликтом с православной общественностью является классическим выбором из двух плохих вариантов. Оба хуже, как говорится.

Понятно, что на месте «Матильды» могло оказаться любое другое культурное или общественное событие, и однажды эту проблему пришлось бы решать. Основная трудность здесь в том, что это по-настоящему внутренняя повестка, найти в ней какие-то следы иностранного вмешательства не представляется возможным. Обе стороны считают себя настоящими патриотами, обе обращаются к российской истории. И обе, как уже понятно, имеют поддержку в народе. Даже владелец одной из сожженных машин заявил, что против «Матильды», ведь фильм вносит в общество серьезный раскол. Можно, конечно, найти аналогию со спектаклем «Тангейзер» в Новосибирском оперном, снятия которого православная общественность добилась. Но и региональный скандал не чета федеральному, и работа Тимофея Кулябина была новаторской и цели примирить народ явно не преследовала. То есть не профильный культурный актив.

Сейчас, как уже очевидно, принято решение в любом случае «Матильду» показать и не допустить инцидентов. Возможно, есть надежда, что критики поймут, как они ошибались. Не исключено, что власти посчитали, что демонстрировать слабость недопустимо - ведь фильм, напомним, получил поддержку Министерства культуры.

За полгода до выборов такой общественный раскол признавать крайне неприятно, но решать проблему власти так или иначе придется. Вряд ли кандидатам удастся избежать вопросов, за «Матильду» они или против нее.

Максим Коннов