«Кадриль моя сердечная»: как танцевальный хит стал любимой песней миллионов

11:38 14/11/2017
«Кадриль моя сердечная»: как танцевальный хит стал любимой песней миллионов
ФОТО : Википедия / unknown 1805 Le Bon Genre artist

12 ноября телеканал «МИР» запустил музыкальное шоу талантов «Во весь голос», в котором принимают участие молодые исполнители из России, Армении, Молдовы, Азербайджана, Беларуси, Таджикистана и Грузии. В составе каждого коллектива – артистичные подростки, которые ближайшие месяцы будут работать со своими наставниками и учиться выступать на большой сцене.

Команду из России представляют пять девочек – квартет «Кудри» (Софья Лопухова, Александра Харламова, Ангелина Грязева, Мария Жукова), солистка Кристина Ташкинова и один юноша – Александр Савинов. Их наставник -  композитор и ведущий Марк Тишман. Одним из заданий для ребят стало исполнение любимых хитов своих стран – для команды из России такой композицией оказалась знаменитая «Веселая кадриль».

Сегодня ее мелодия прочно ассоциируется именно с русским напевом и строками: «Когда-то россияне – Ванюши, Тани, Мани, танцуя на гулянье, открыли новый стиль...».

Но мало кто помнит, что изначально кадриль пришла к нам из салонной Европы, где ее – французскую «la quadrille» или испанскую «la cuadrilla» – танцевали на балах и приемах представители высших слоев населения. 

Название танца происходит от латинского quadrum, что в переводе на русский значит «квадрат». В классическом варианте исполнения пары девушек и парней (в балетной вариации исполнять кадриль могли одновременно только четное количество пар) начинали танец, выстроившись по четырехугольной схеме.

Каждая из пар по очереди танцевала четыре фигуры – Le Pantalon, L'été, La Poule и La Pastourelle, затем в танец включался танцмейстер и вместе со всеми исполнял последнюю фигуру Finale – галоп в свободной форме. 

Русская кадриль в какой-то степени высмеивала строгую композицию и манерность французской кадрили. В России танец стал популярным в начале XVIII века в эпоху петровских преобразований и был подхвачен в основном недворянским сословием.

О кадрили простому люди рассказывали крепостные слуги, которые показывали запомнившиеся им фигуры танца, переделывая их на собственный лад. 

В результате танец получился совсем не таким строгим, как это было в Европе, полным свободы и юмора: появились фигуры, заимствованные из пляски и перепляса («Барыня», «Камаринская», «Притоп и хлопок»), из традиционных народных игр и забав («Знакомство», «Девки нарасхват», «Ручеек», «Корзиночка»). Свою кадриль придумывали на ярмарках в торговых городах, откуда произошли региональные разновидности танца  – «Шуйская», «Давыдковская», «Клинская» кадриль.

В советские годы для кадрили была, наконец, написана и единая мелодия – ее автором стал композитор, баянист и куплетист Виктор Темнов, а слова о знаменитой «Кадрили сердечной, старинной, но вечной» принадлежали поэту Олегу Левицкому. Теперь танцевальный хит исполнят и юные дарования из квартета «Кудри». 

О народных хитах, которые будут исполнять участники шоу «Во весь голос», читайте на портале mir24.tv, а следующий выпуск шоу смотрите в эфире телеканала «МИР» 19 ноября.