«Ущербные» в битве за счастье: как промышляют сектанты

19:56 25/04/2018
«Ущербные» в битве за счастье: как промышляют сектанты
ФОТО : PressFoto / @VALERIY_AL

Изобретение хитроумных способов отъема денег у населения – тема вечная и непобедимая, как сама жизнь. Обычное воровство в этом смысле, можно сказать, меньшее из зол. Куда опаснее различные «псевдоучителя», претендующие не только на кошелек, но и на разум своей паствы. В конце концов, украденные деньги можно вернуть или заработать, а вот починить «уехавшие» мозги порой бывает весьма проблематично.

Как заявил «МИР 24» доктор медицинских наук, сотрудник ГНЦССП им.Сербского, специалист по сектам, маньякам и одержимым Федор Кондратьев, сегодня секты существуют и в интернете, и вне его, причем повсеместно. Американцы бьют тревогу по поводу «рынка» псевдокультов не первый год, эти же явления существуют и в Европе, и в России.

Например, в Москве родственники умершей от онкологического заболевания москвички судятся с кришнаитами, которым умершая завещала все свое имущество, а американскую актрису Эллисон Мэк, известную по сериалу «Тайны Смолвиля», подозревают в вербовке секс-рабынь для секты NXIVM. Официально организация проводила семинары по личностному и профессиональному росту, а на деле насиловала своих адептов, после чего шантажировала их интимными фотографиями, сообщали СМИ.

В Мурманской области силовики пресекли на днях деятельность ячейки запрещенной в России религиозной организации «Свидетели Иеговы». Чуть ранее в Башкортостане прокуратура закрыла филиал секты лжецелителей и противников медицины «Орда».

«Последователи секты диагностировали у посетителей разные заболевания, о которых им якобы сообщали духи умерших, и обещали чудесное исцеление в случае посещения от 10 до 30 сеансов лечения. За их прохождение пациенты вносили пожертвования», - сообщили в ведомстве.

При этом пациентам рекомендовалось избегать больниц и лекарств, поклоняться предкам, пить «святую воду» и проводить ритуалы с «окуриванием». Все обряды сектантов включали психотехнологии с манипуляцией сознанием, внушением и запугиванием.

Еще раньше, в декабре следственное управление СКР по Москве возбудило дело в отношении секты, призывающей заменить медицину формулами, рассматриванием солнца и употреблением специальных чаев. В Челябинской области чуть более года назад была обнаружена секта оккультистов-самоубийц, глава которой утверждала, что получает инструкции от «голосов» из космоса и требовала от адептов покончить жизнь самоубийством, разумеется, предварительно завещав свое имущество данной организации «на борьбу» во имя спасения других.

Немало шума наделал и небезызвестный «бог Кузя». Этот внешне непривлекательный персонаж со странными идеями сумел обзавестись не только гаремом из поклонниц, но и солидным капиталом, попутно серьезно повредив психику многих своих адептов. Как рассказал сайту МОСЛЕНТА врач-психиатр, эксперт по сектам Алексей Звездин, последствия выглядели весьма плачевно.

«Бог Кузя – сумасшедший, однако от природы он умеет применять технологии НЛП», – пояснил эксперт.

Из этой секты удалось вытащить несколько человек, «однако их психика к этому моменту была настолько повреждена, что они, утратив Кузю, пытались общаться с нами, как с ним, и даже предлагали нам деньги». Эксперт не сомневается: если потерпевшие не пройдут терапию, в скором времени они найдут себе нового «бога Кузю».

Само по себе данное явление существует многие столетия, но в последнее время приобрело довольно внушительный характер именно благодаря развитию массовых коммуникаций, говорит Федор Кондратьев. Действительно, сегодня создать секту можно, не выходя из дома. И пока законодательство РФ в сфере защиты российских граждан от мошеннических действий сект совершенствуется, а правоохранители воюют с одними аферистами, где-то на просторах Сети появляются другие.

Звездин отмечает: в основе вербовки лежит программирование на определенное восприятие событий, даже элементарных. Что бы ни случилось, адепт должен верить: это заслуга «учителя». Кстати, наглядно этот метод демонстрируют и некоторые основатели сетевых сект, приписывающие себе всевозможные подвиги в «исцелении страждущих» – как правило, вымышленные. Атака на общественное сознание идет именно в этом направлении: паства не должна сомневаться в том, что роль «гуру» в жизни «всех и каждого» – исключительная и судьбоносная, даже если большинство якобы исцеленных пациентов существует только в помутненном сознании и фантазиях самого «целителя».

Как поясняет Федор Кондратьев, потенциальную жертву заинтересовывают «учением», обещая ей счастье и тайное знание, а «учитель», по законам жанра, должен представляться существом продвинутым, просвещенным, не от мира сего.

«Некоторые мошенники придумывают, что они чуть ли не новые мессии. Здесь начинается наглый обман. Человек создает себе вымышленный образ, говорит, что связан с Богом, с высшими силами, и так далее – насколько хватит фантазии. Далее внушением и прочими методами он пытается вызвать у «паствы» зависимость от себя и своего учения. Образуются группы активистов этой секты, которые нагнетают обстановку, призывают всех вокруг следовать «учению», обвиняют тех, кто не с ними, в неправильном образе жизни, чтобы вызвать у них чувство дискомфорта. Третий этап – запугивание, страх, угрозы наказания «отступникам», которым даже могут организовать различные неприятности», – говорит собеседник «МИР 24».

Безошибочный специфический признак мошенника -  жадность и жажда денег: «там, где деньги – нет Бога», подчеркивает эксперт. Иными словами, любой «учитель», который несет свою мудрость в массы не безвозмездно, требуя от паствы постоянных и немалых пожертвований, должен вызвать у здравомыслящих людей серьезные вопросы.

«От такого надо однозначно бежать, а еще лучше, жаловаться на афериста в правоохранительные органы. Это мошенничество, в прямом смысле слова, и всех их надо судить, привлекать к уголовной ответственности», – считает Кондратьев.

Собственно, цель всего этого мероприятия – отъем денег у населения – реализуется очень разными способами, подчеркивает эксперт. Все зависит от фантазии мошенника. Жертвам предлагается заплатить, чтобы «приблизиться к истине», построить какое-то культовое здание или скинуться еще на какие-то нужды.

«Я столько видел мошенников, и все они одинаковые в своем стремлении заработать. Некоторые говорят: «Я работаю, и вы мне должны за мои труды», другие объясняют, что должны укрепиться, дабы обладать какой-то большей энергетической мощностью – так или иначе, мошенники находят основания извлечь средства из публики», – говорит он.

Причем попадают в лапы мошенников не просто граждане внушаемые или находящиеся в состоянии стресса. По мнению Кондратьева, в первую очередь, у потерпевших имеются явные проблемы с духовностью.

«Среди них нет ни православных, ни убежденных мусульман. Это люди, не имеющие духовных ориентиров, единственный интерес которых – без труда вынуть рыбку из пруда, попасть куда-то, где их научат жить и решат за них все проблемы, помогут устроиться на работу, вернуть любимого, найти в жизни достойное место и прочее. Все они чувствуют себя ущербными и готовы потратиться, чтобы отвоевать свое место под солнцем. Более опытные адепты, со своей стороны, могут рассказывать о том, как чудесно это «учение» преобразило их жизнь – раньше ничего не получалось, но вот теперь якобы наблюдаются кардинальные перемены к лучшему», – поясняет психиатр.

В Миссионерском отделе Челябинской епархии РПЦ отмечают еще один признак деструктивной секты – общение на «птичьем» языке, непонятном окружающим. Этот прием направлен на десоциализацию человека, отрыв от привычного окружения, социальную изоляцию и когнитивную редукцию, на снижение (зачастую необратимое) интеллектуальных способностей.

Вытащить человека из секты – задача для его родственников часто неподъемная и сравнимая с попытками отобрать у алкоголика бутылку. Однако на помощь тут могут прийти не только психологи и правоохранители, но и те же инструменты, которыми пользуются сами сектанты: например, интернет. Иными словами, «Google в помощь» – а там, глядишь, и выяснится, что на самом деле представляет собой тот или иной кандидат в «мессии». Итоги подобных расследований, как правило, бывают настолько неутешительными, что многие бывшие жертвы сект годами потом не могут понять, как их вообще угораздило в это вляпаться.