«Для безумного вандализма нужно немало ума». Это цитата известного во всем мире художника стрит-арта под условным именем Бэнкси. Никто точно не знает, кто он такой, но его творения впечатляют не только простых жителей его родного Бристоля, Нью-Йорка и других городов, где он орудует краской и шаблонами по ночам, но и известных галеристов и устроителей массовых выставок по всему миру. Очередным городом, куда привезли оригиналы принтов Бэнкси, стала Москва.
«Долгожданная выставка легендарного Бэнкси». Именно так называют экспозицию знаменитого на весь мир уличного художника-анонима. Долгожданная она потому что в Россию его планировали привезти еще в 2014 году, и выстроить в Манеже типичный английский город со стенами, домами и свалками, которые являются традиционным пространством для произведений Бэнкси в реальной жизни. Но тогда ключевые британские коллекционеры его произведений отказались от участия в проекте.
Warm Gun
Спустя 4 года выставка все же состоялась. Ее устроили в Центральном доме художника. Три тысячи квадратных метров: эскизы, принты, куски стен, оригинальные арт-объекты. Атмосферу темных улиц создали при помощи темных коридоров, сумрачных зон с высвеченными картинами, которые как будто выходят на зрителя из темноты. В начале экспозиции, в «Мастерской», сидит сам художник: лицо скрыто капюшоном, черные штаны, черная толстовка, руки расслаблено лежат на коленях. Это, конечно, не живой человек, а восковая копия, но и достаточно красноречива. Для того, чтобы пообщаться с Бэнкси не обязательно видеть его глаза и слушать его ответы про жизнь. Его работы рассказывают всю историю: юмор, цинизм, сострадание к миру, неравнодушие, творчество, мальчишеский задор и протест. Теплый протест, warm gun, как пели Битлз.
Фото: Терещенко Михаил, ТАСС
На входе на выставку нарисованы две крысы в смокингах и бабочках. Крысы – это повторяющийся образ у Бэнкси. Rat (англ. – крыса) – анаграмма слова Art. Крыса, тихое и неприметное животное, которое выходит по ночам на пустые улицы города. Почти как искусство – тихо и неприметно выходит в пространство обыденности и воздействует на умы людей. У Бэнкси есть целая орава нарисованных крыс. Крыса в стерео-очках, крыса, вырезающая пилой круг в асфальте, крыса рядом с надписью: «Если бы граффити что-то меняло, оно было бы нелегальным».
Арт-обстрел
Бэнкси будит, шокирует, удивляет и провоцирует. Большинство залов посвящено темам войны, власти, социальным проблемам. Бэнкси кричит о том, что наболело. Например, о безудержном колесе потребления: девочка, летящая вниз с продуктовой корзиной («Летящий шоппинг»), распятый Иисус с пакетами из супермаркета. Или о проблемах беженцев: бывший глава Apple нарисован в своем обычном свитере и джинсах, и несет на спине мешок беженца – отсылка к факту о том, что Джобс был сыном сирийского мигранта. Или о том, что дети становятся заложниками масс-культуры: до мурашек пробирает картина Бэнкси, на которой рыдающую девочку ведут за руки Рональд Макдональд и Микки Маус.
Фото: Терещенко Михаил, ТАСС
«Иногда меня так тошнит от современного мира, что я не могу даже доесть второй пирожок». Это цитата Бэнкси. Он многое понимает и видит, и выражает в своих работах. Остросоциальная и антивоенная направленность творчества Бэнкси делает его работы манифестом свободы и здравомыслия. Среди его принтов: Мадонна с пистолетом, Мона-Лиза с гранатометом и британская королевская семья в виде мультяшных персонажей с очень глупыми физиономиями, а также говорящая сама за себя работа «Обезьяний парламент».
Потрясает история с гостиницей, которую построил Бэнкси в Вифлееме – на границе Израиля и Палестинской автономии. В отеле десять номеров, он располагается напротив стены, разделяющей Израиль и Палестину.
«Мне показалось, что сейчас подходящий момент, чтобы проанализировать, что происходит, когда Соединенное Королевство делает большой политический шаг, не сознавая его последствий полностью», – заявил художник, говоря о мотивах своего жеста.
Этот отель – пародия на фешенебельный Walldorf Hotel, который называется Walled-off Hotel (Игра слов: walled-off можно перевести, как «отель за стеной», или «Отгороженный»). Внутри летают гипсовые херувимчики в респираторах (обычно такие носят графитчики, чтобы не вдыхать краску), статуи в отеле напоминают о страданиях, которые может доставить протестующему слезоточивый газ, а в часах, как белки в колесе, бегут крысы. На одной из стен изображен голубь мира в бронежилете, а в президентском номере отеля открывается «худший вид из окна среди всех гостиниц мира».
Что стало с подсолнухами? Они завяли
Бэнкси также иронизирует над классическим искусством. Известно, что он создал несколько пародий на знаменитые картины и незаметно для работников музеев развешивал их на стенах рядом с музейными экспонатами. Как этому хулигану с удается избежать наказания? Он так ловко вешает на стену увядшие цветы Ван-Гога, изображение нацистского офицера на пленэре или «Женщину в противогазе», а музейные работники даже не сразу замечают, что на стене галереи появился новый объект.
«Когда я бывал в музее, я смотрел на картины и думал – ведь я тоже так могу», – так Бэнкси комментирует свои выходки.
Фото: Терещенко Михаил, ТАСС
Похоже, он вообще никого не боится. При этом, он обладает абсолютной свободой, потому что не раскрывает своей личности и не стремится продать свои творения подороже. Кажется, что это и не взрослый человек вовсе, а мальчишка с неуёмной фантазией, которого приводит в восторг перспектива за несколько минут ночью расписать целую стену каким-нибудь шедевром и остаться незамеченным. Чтобы наутро весь мир зашевелился, газеты написали об очередной выходке «великого мистификатора от стрит-арта».
Выставка будет работать в Центральном доме художника до 2 сентября.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»