10 июля 1925 года в городе Дейтон штата Теннесси начался суд над школьным учителем Джоном Скоупсом, который преподавал теорию эволюции в нарушение закона о пропаганде дарвинизма. «МИР 24» рассказывает, как «Обезьяний процесс» вмиг сделал знаменитым малоизвестный американский городок.
В январе 1925 года парламентарии американского штата Теннесси приняли закон, который не позволял преподавать любые теории происхождения человека, кроме библейской. Популярная теория эволюции Чарльза Дарвина также попадала под запрет. «Будет нарушением закона, если любой преподаватель любого университета или школы, содержащихся полностью или частично за счет штата, будет преподавать любую теорию, отрицающую историю Божественного Творения человека, как тому учит Библия, и вместо этого преподавать, что человек произошел от низших животных», – говорилось в законе.
Инициатива принадлежала члену нижней палаты Генеральной ассамблеи штата Теннесси, фермеру и христианскому фундаменталисту Джону Батлеру. Хотя палата представителей одобрила законопроект, многие парламентарии резко раскритиковали его. К чиновникам присоединились священнослужители, которые полагали, что христианству не нужна юридическая защита. Отрицание библейских заветов могло обернуться штрафом в 100-500 долларов, что по тем временам было весьма ощутимой суммой.
«Я ничего не знал об эволюции. Я лишь читал в газетах, что мальчики и девочки приходили домой из школы и говорили родителям, что все, о чем сказано в Библии, – ерунда» – признался Джон Батлер.
Губернатор Остин Пий с легкостью подписал законопроект. Он был уверен, что провозглашение антидарвинизма в маленьком американском городке не вызовет резонанса, но поможет ему привлечь на свою сторону избирателей из сельской местности, которых беспокоило вольнодумством детей. Но Пий ошибся. Захудалый городок, где проживало меньше двух тысяч человек, хоть и ненадолго, но попал в центр внимания всей мировой общественности.
Учитель на замену
В это же время предприниматели провинциального Дейтона искали способ противостоять бедности и упадку в городе. В итоге способ противостояния выбрали самый громкий из всех возможных – через суд.
Инженер угольной промышленности Джордж Рэппли во время дружеских посиделок предложил устроить показательный процесс, который бы продемонстрировал несостоятельность «акта Батлера». Но предприимчивость Рэппли не ограничилась общественно-политической идеей. Он также рассчитывал, что судебное разбирательство сможет стать классической рекламной компанией, привлечет в захолустный городишко инвесторов и позволит ему поправить дела своей компании, которая оказалась на грани банкротства.
Инициативный Рэппли состоял в «Американском союзе гражданских свобод». От лица организации он заявил, что сможет поддержать любого смельчака, готового нарушить антиэволюционный закон штата. Одним из первых на предложение откликнулся учитель математики из Дейтона Джон Скоупс. Никого не смутило, что преподаватель лишь однажды вел урок по биологии вместо заболевшего коллеги. На том занятии Скоупс действительно рассказывал ученикам о дарвинизме. Рэппли же был способен убедить любого в своей правоте. В итоге после разговора с ним Скоупс поверил в намерения предпринимателя и решился стать жертвой показательного процесса.
Процесс, позже получивший название «обезьяний», начался 10 июля 1925 года и продлился восемь дней. Трансляция из здания суда впервые велась в прямом эфире местной радиостанции. В городе царил небывалый ажиотаж, жители Дейтона погрузились в атмосферу карнавала. За происходящим приехали наблюдать журналисты и адвокаты из соседних штатов. Вдоль дорог установили палатки по продаже лимонада, тут же продавали сувенирных обезьянок, а улицы украсили провокационными плакатами. Надпись на одном из них гласила: «Читали ли вы сегодня Библию?». Рэппли был страшно доволен тем, что сумел превратить процесс в сенсацию еще до начала судебного заседания. Он даже пригласил в Дейтон писателя Герберта Уэллса, но тот отказался приезжать.
В Дейтон привезли живых обезьян, которые веселили публику неподалеку от здания суда. Кто-то пустил слух о том, что они будут выступать свидетелями обвинения.
Интересы обвинения во время судебного процесса представлял Уильям Брайан – убежденный антидарвинист, бывший государственный секретарь США, который трижды участвовал в президентских выборах. Он уверенно заявил присутствующим в суде, что посвятил изучению Священного Писания не меньше 50 лет и считал своим долгом бороться с теорией эволюции.
В 1921 году у Брайана вышла брошюра «Угроза дарвинизма», где он клеймил преподавателей за замену веры в Библию верой в дарвинизм. Брайан полагал, что люди, почитающие «человека разумного», должны обучаться в отдельных школах, а не распространять свою безбожную доктрину на детей из общественных школ. С подачи Брайана к концу 1925 года «акт Батлера» охватывал уже 15 школ и университетов южных штатов.
На стороне защиты «Обезьяньего процесса» выступил известный в то время адвокат Кларенс Дэрроу, агностик. За свою работу он не взял ни цента, потому был лично заинтересован в отмене «акта Батлера». Оправдание школьного учителя было для него второстепенной задачей. Во время вступительного слова и Брайан, и Дэрроу будто бы пытались переиграть друг друга в высокопарности выражений. Политик заявил, что «если эволюция победит, христианство уйдет», а адвокат в ответ на это парировал «не Скоупс на скамье подсудимых, а вся цивилизация».
Когда Дэрроу дали слово, он стал задавать Брайану вопросы о смысле некоторых библейских эпизодов. Например, он спросил о том, где Каин мог встретить свою будущую супругу, если Ева появилась из ребра Адама. Обвинитель на это ответил: «Пускай агностики занимаются ее поисками».
Череда вопросов переросла в диспут, Брайан начал путаться в формулировках. Если в начале допроса он утверждал, что «все в Библии надо понимать так, как оно написано», то в конце пошел на попятную и стал допускать, что Библию не всегда стоит понимать буквально. Так адвокат поставил политика в тупик. Окончательно обезоружить его он смог своим отказом от последнего слова. Это автоматически лишило права на заключительную речь и обвинителя. Брайан, готовивший ее около месяца, был разбит и подавлен.
Благодаря жесткой аргументации и убедительной риторике Дэрроу сумел склонить присяжных заседателей на свою сторону. Впрочем, в большинстве они были необразованными фермерами, которые ничего не смыслили в теории эволюции. На заключительном заседании адвокат попросил присяжных не настаивать на оправдательном приговоре, потому что рассчитывал дойти до высшей судебной инстанции. Однако судья, настроенный против защиты, вмешался в дело. Он настоял на наказании в виде штрафа.
Обвинение со Скоупса удалось снять после апелляции, в которой Дэрроу сообщил о многочисленных процессуальных нарушениях. Адвокаты Скоупса обжаловали решение суда в Верховном суде штата и выиграли дело. На следующий день крупнейшие американские издания пестрили заголовками о провале Уильяма Брайана.
Акт Батлера на удивление оказался очень живучим. Отменили его лишь в 1967 году. Сейчас в здании суда, где проходил процесс, работает музей. Каждое лето посетители могут увидеть в нем инсценировку главных моментов знаменитого судебного разбирательства.