Белорусские леса уничтожает короед
Такой маленький и такой вредоносный – жучок еле заметен на ладони. Но отыскали его в коре дерева без труда. Здесь их много. Куда ни глянь, видны участки леса, где «горят» верхушки сосен. Среди зелени – желтые кроны – признак того, что на деревьях поселился короед. Прожорливый жук поразил тысячи гектаров леса. И каждый день появляются новые зараженные участки. Лесничие называют это «биологическим» пожаром.
Короед нападает на ослабленные и старые деревья. Чтобы остановить вредителя, больные сосны надо удалить и вывезти. Лесхозы по всей Беларуси проводят санитарную вырубку. Медлить нельзя.
«Дерево уже погибшее. Но этот момент как раз надо использовать для того, чтобы взять еще древесину и пустить ее на переработку», – рассказывает Роман Ожигар.
Остатки собирают и сжигают. Более эффективного способа пока не придумали нигде в мире. Усыхание сосновых насаждений – это не только белорусская проблема. Подобная ситуация происходит в пограничных районах Украины. Там площадь усыхания – более трехсот тысяч гектаров. Такая же проблема в Польше, где проходит массовая вырубка деревьев в Беловежской пуще.
«Это пришло из Европы. Франция, Германия, вся Европа это уже прошла. И только вырубками они занимались», – говорит лесничий Руслан Финке.
Такое нашествие насекомого экологи объясняют изменениями климата. Засушливое лето нынешнего года усугубило ситуацию. Еще одна причина – сбор живицы сосновой. Это смола, из которой потом делают полимерные материалы. Лишаясь ее, дерево теряет «иммунитет» к вредителю. Поэтому собирать живицу на юге Беларуси в ближайшем будущем планируют запретить. Остановить короеда сложно. Еще сложнее восстановить лес после такого «пожара». Один из способов – деревья из пробирки.
Белорусы лет через пятьдесят будут наряжать на Новый год клонированные елки. А летом гулять в клонированном лесу.
Будущее белорусского леса находится в маленькой лаборатории под Минском в лесосеменном центре. В день один работник высаживает из пробирки в специальную чашу около восьмисот микрочеренков.
«Микро, макроэлементы. Витамины, гормоны. Под каждый сорт подбирается специальный состав», – рассказывает стажер Александра Потапова.
Здесь клонируют ясень, березу и ель. В пробирки попадают только элитные сорта деревьев. Все – точные копии тех, что растут в дикой природе. Отбирают их десятилетиями.
Из пробирки окрепшие черенки помещают в контейнер. Там они адаптируются. После этого деревья пересаживают в открытый грунт. Директор Республиканского лесного семеноводческого центра Михаил Чичко уверяет: растут они не хуже, чем те, что проросли в естественных условиях.
«Нет стресса для растений. Они с первого года начинают давать прирост. Ель мы имеем возможность вырастить в теплице за год такую же, какую в питомниках открытого грунта выращиваем два года», – говорит Чичко.
За год здесь выращивают почти миллион саженцев. Но этого – мало. Сотни тысяч гектаров леса уничтожил не только короед, но и стихийные бедствия последних лет. Поэтому в Беларуси строят новые тепличные комплексы, или лесные биофермы.
«Выращивание посадочного материала в таком центре происходит в закрытом цикле. С закрытой корневой системой. И мы можем делать лесовосстановление круглый год. Не ожидая, как сейчас, только весной», - пояснил первый заместитель министра лесного хозяйства Республики Беларусь Александр Кулик.
Леса будущего создают и в Брестской области. Специальный лесосеменной центр открыли в Ивацевичах. Здесь уже знают, как будет выглядеть лес через 20 лет.
В посадочный цех попадают только лучшие семена. Те, которые хорошо всходят и устойчивы к переменам погоды. Этот центр можно назвать «лесным инкубатором». «Новорождённые» деревца прорастают в кассетах со специальным субстратом. Идеальные условия специалистам удалось создать с помощью современных технологий.
Примерно через месяц из теплицы ростки попадают в открытый грунт для так называемого «закаливания». Какое-то время они привыкают к климатическим условиям, затем их отправляют в лес. Технологию белорусские специалисты позаимствовали у финских коллег. Их опыт показал - гибридным деревьям не страшны перепады температур. Кроме того, теперь аграриям не придется смещать сроки высадки саженцев из-за плохих погодных условий. Выращивать деревья в таких теплицах можно круглый год. Семена сосны, ели и дуба к 2020-му году уже станут полноценными саженцами, а белорусский лес пополнится на треть.
«У нас четко отработан подход. На жесточайшем контроле вся экономическая отрасль страны, но лесная особенно стоит на контроле у главы государства. Если мы вырубили 22-23 тысячи гектаров леса, то 24 тысячи будет высажено», - рассказывает заместитель премьер-министра Беларуси Михаил Русый.
Только в этом центре к следующему году появится более двух с половиной миллионов саженцев. Лесные инкубаторы будут построены в каждой области страны.
Выращивают ученые, а сажают лес всей страной. В Беларуси стала хорошей традицией Неделя леса. Акция проходит уже одиннадцать лет.
Сажать ели и сосны выходят более ста тысяч человек по всей Беларуси. За лопаты берутся целыми семьями. Посадить дерево должен каждый житель страны, уверен участник акции Николай Хорошун.
В планах – не просто восстановить лес, а увеличить его территорию. Амбициозно, но выполнимо – деревья должны занимать половину площади Беларуси. В этом году за неделю активисты посадили более 18-ти миллионов саженцев. Такой вот подарок потомкам.
Фото: МТРК «МИР», Кирилл Пасмурцев, Александр Дашук, Игорь Сенюто