В царской России черная икра, получаемая из осетровых, была одним из самых ценных продуктов для экспорта. Ее добывали тоннами, не заботились о популяции рыбы и даже не предполагали, что когда-то она станет столь редким и изысканным деликатесом. Чаще всего исчезновение черной икры связывают с постсоветским периодом, но как утверждают специалисты, основной ущерб популяции был нанесен еще в советские времена. В 1958 году начали строить плотину в нижней части Волжско-Камского каскада. Для прохода рыбы к нерестилищам в плотине сделали специальные рыбоподъемники, но на практике они оказались неэффективными. В результате Волга утратила практически 100 % нерестилищ белуги, 80% – русского осетра и 40% севрюги.
Сегодня ловля осетровых в России запрещена. Для промышленных целей рыбу разводят на специальных фермах на реках и водохранилищах. Корреспондент «МИР 24» побывала на осетровой ферме на родине осетра - в Астраханской области. На территории частного хозяйства в Камызякском районе 40 бассейнов для выращивания осетровых от икринки до малька и 180 садков для выращивания рыб в реке, а также маточное стадо осетра, белуги, стерляди и бестера. Попасть на ферму из Астрахани можно примерно за два часа. Час вы потратите на то, чтобы доехать до Камызякского района на машине, и еще один – на переправу на пароме.
КАК ВЫРАЩИВАЮТ ОСЕТРОВЫХ
«Когда рыба идет на нерест сама, то она ищет оптимальные условия и самца. Вместе они выбирают место, где самка откладывает икру, а самец оплодотворяет ее.
На ферме же мы делаем рыбе гормональный укол. В течение суток рыба созревает и дает икру. Такой же укол мы делаем самцам. На одну самку приходится примерно 3-4 самца. После этого икру закладывают в инкубационный аппарат», – так описывает процесс оплодотворения осетровых сотрудница фермы Наталья.
Инкубационный аппарат держится на плаву в бассейне. Связано это с тем, что икра должна не залеживаться, а все время находиться в движении. Примерно через три дня мальки проклевываются из икры, затем поднимаются на поверхность бассейна и начинают расти. Предсказать темп роста нельзя, у каждой рыба он индивидуален, так же, как и у людей, рассказывает специалист.
«Когда мы видим, что рыба начинает хорошо есть, мы даем ей подкорм и плавно переходим на искусственные корма. А затем рассаживаем ее в отдельные бассейны», – объясняет Наталья.
Часть осетровых все же отпускают в естественную среду. Компании, которые наносят ущерб рыбному хозяйству, обязаны спонсировать выпуск рыбы в Волгу.
«Мы выпускаем рыбу в речку только под заказ тех компаний, которые наносят ущерб рыбному хозяйству. Система устроена таким образом, что они обязаны его возместить. Государство подсчитывает размеры ущерба, и как только рыба подрастает, мы вызываем государственную комиссию и выпускаем рыбу в естественную среду», – говорит работницы фермы.
КТО ВИНОВАТ В ИСЧЕЗНОВЕНИИ ЧЕРНОЙ ИКРЫ?
Массовые поставки черной икры за пределы России начались еще в 1589 году. Тогда голландский купец Маркус де Вогелар был первым, кто вывез черную икру из Архангельска в Италию. Одну из крупнейших партий икры - 124 бочки общим весом в 100 тонн – он поставил в 1605 году. Интересно, что именно итальянцы питали особую страсть к черной икре и даже пытались договориться с российским царем о прямых поставках, однако он отказал им и предпочел дальше сотрудничать с голландцами.
Черная икра в царские времена приносила немалую прибыль государственной казне. Например, Петр I, чтобы проспонсировать свои новые реформы, ввел государственную монополию не только на импорт икры за границу, но и на добычу и продажу в России. Рыболовы, ловившие осетров, должны были платить пошлину государству. А нарушавшие закон получали штраф в десятикратном размере.
В XVIII веке начали появляться рыбопромышленные фирмы, самая старейшая «Браться Сапожниковы» открылась в Астраханской области в 1819 году. К середине XIX века на нее работало 20 рыболовецких артелей более чем с 15 тыс рабочих мест. Годовой оборот фирмы превышал 10 млн рублей. Хранили икру и рыбу в специальных пещерах-ледниках на берегах Каспия и Волги. За зиму пещеры наполняли льдом и снегом, так в России начали впервые замораживать рыбу искусственно.
К началу XX века вылов самой крупной осетровой рыба – белуги – достиг 15 тыс тонн ежегодно. Это был пик вылова, после которого запасы белуги так и не смогли восстановить до прежнего уровня. В 1929 году в СССР экспортировали 789 тонн черной икры на 15 млн долларов. После 30-х годов объем осетровых начал сокращаться, вся самая старая и крупная рыба была уже выловлена. Еще в начале XX века возраст пойманной белуги обычно достигал 100-120 лет, а уже в середине века не превышал 60. Таким образом, исчезновение старой и крупной рыбы повлияло на резкое сокращение количества черной икры. В 1989 году добыли около 1366 тонн черной икры, что составляло 90% от всей полученной черной икры в мире. А спустя десять лет добыча не превысила даже 40 тонн. Всего за 20 лет вылов осетровых сократился в 20 раз, поэтому в 2000 году был полностью запрещен промысел белуги.
«Осетры созревают в 12-15 лет, в этом возрасте они уже становятся половозрелыми и начинают давать икру. Но дело в том, что происходит это не каждый год. Например, в этом году наши осетры отдыхали. Самая дорогая – это икра белуги. Ее зерна самые крупные. Чем больше и старше рыба, тем больше икры», – пояснила Наталья.
На сегодняшний день ловля рыбы в природных водоемах с целью добычи черной икры запрещена российским законодательством.
Фото: Екатерина Дегтерева
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Культура и искусство