Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

21:27 25/10/2018
Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

Реальная история в лицах.

1. Дима - местный житель, (скептик).
2. Лена – гостья из Москвы, (сорвиголова). 

ДИМА: Вот она, самая гигантская вершина Европы. Двуглавый Эльбрус. Высота 5642 метра над уровнем моря. Его видно даже с равнин трех регионов: Кабардино-Балкарии, Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. Но наша гостья из Москвы Елена Заднепровская поставила себе, кажется, невыполнимую задачу. Она хочет не только увидеть кавказский исполин:

- Взобраться, то можно? Я очень хочу попасть на Эльбрус! – упрашивает Лена. 

ЛЕНА: В этих местах я впервые. Меня вызвался сопровождать местный житель и мой коллега Дмитрий Демьяненко. Пока знаю, что гора находится в Баксанском ущелье. По нему мы собственно сейчас и поднимаемся на автомобиле. Едем битый час, а Эльбрус все не видать. Спрашиваю:

- Тут столько разных гор! Там скалистые, тут зеленые, а Эльбрус-то где?

- Эльбрус налево, если будем двигаться по этому ущелью, как раз окажемся у подножия. Сейчас облачно и его не видно. Но в хорошую погоду, его видно даже из Пятигорска.

- Я слышала, что на Эльбрус можно не только подняться пешком, но и забежать, а еще на велосипеде спуститься. 

- Ну, это если человек экстремал. А так, нормальные люди там на велосипедах не катаются.

ДИМА: Но Лена не унимается. Не успели приехать к подножию горы, как она уже с ходу пытается взбежать на нее. Еще меня заставляет. Смешная. Пусть пока радуется, посмотрим, насколько ее хватит.

Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли
Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

ЛЕНА: Не успела я пробежать и ста метров от подножия Эльбруса, как начала задыхаться. И силы мои на этом, кажется, иссякли. В этот момент, словно из-под земли, передо мной вырос мужчина – атлет, в великолепной форме:

- Ой, подождите ! А вы сейчас на Эльбрус побежите? 

- Ну, да.

- А сколько времени уходит?

- По-разному. В соревновании одно время, тренировки другое. Смотря, какие задачи. Мой рекорд на этой дистанции 3.28. Пока лучшее время: отсюда до Западной вершины. 

- Слушайте, как это у вас получается, вы супер-человек? 

ДИМА: Я не могу, тоже задыхаюсь. А то бы сейчас захохотал на все ущелье. Лена, Лена… Какой – же это супер-человек? Это Виталий Шкель, абсолютный чемпион мира по скайраннингу. По-простому – по забегам на горные вершины. Он тут тренируется почти круглый год, поэтому в такой великолепной форме. Виталий объясняет Лене, что отсюда, с поляны Азау, или проще, подножия Эльбруса, до ее Западной вершины ровно три с половиной километра:

- Но в гору! Просто пройти ее в спокойном медленном темпе уже будет достойно.

ЛЕНА: Да я и не планировала добежать до самой вершины. Но была уверена, что километр-полтора, не ударив лицом в грязь, пробежать смогу. В детстве хорошо бегала – быстрее всех мальчишек во дворе. Что же буду пробовать хотя бы пешком, уж если не покорить, хотя бы приблизиться к вершине Эльбруса. Андрей и Евгений горные инструкторы вызвались помочь. В сезон ребята вместе с группами туристов совершают до 20 восхождений на высочайшую вершину Европы. Спрашиваю у них:

- Зачем палки нужны? Вроде вверх подниматься можно и так?

- Можно. Равновесие чтобы удержать, лучше с палками, и на спусках они колени нам берегут, – отвечает Андрей.

Как скептик и сорвиголова Эльбрус покорялиКак скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

ЛЕНА: Чувствую я себя неплохо. Но что-то долго мы на одном месте топчемся. Вверх, вниз, по кругу. Андрей говорит, что нельзя сразу набирать большую высоту, нужна акклиматизация с ночевками на высоте:

- Не больше 1000 метров подниматься можно. За раз два километра не рекомендуется, у организма будет шок.

ЛЕНА: На ночевки и тренировки у меня, к сожалению, нет времени. Зато есть мотивация от инструктора. Попробовать через время все же стоит, успокаивает меня Андрей:

- На самом деле, девушки хорошо ходят в горах. Намного выносливее, легче переносят гипоксию, высоту, и им хватает мотивации подниматься. У нас были истории, когда пары поднимались, чтобы сделать предложение. Девушки доходили, а парни, к сожалению, нет.

ДИМА: За пару часов такого хождения, я уже все, не могу и не хочу дальше идти. Лена не признается, но ее выдает дыхание. Надо проверить пульс, говорят инструкторы, а то живыми, мы отсюда не уйдем. Сначала Андрей берет руку Димы:

- Пульс пропал!

- Нет пульса! Вообще нету! – повторяет шокированный Дима. 

Теперь моя очередь: - Пульс отличный, насыщение кислородом отличное! 

ДИМА: После таких слов и небольшой передышки моя спутница вновь готова штурмовать гору. На этот раз Лена хочет испытать себя на велосипеде. Я говорю, что это безумие:

- Почему безумие? Дорога есть, велосипед есть. Раз и поднялся!

- Ну, у нас же здесь велосипед не горный и дорога не очень подходящая!

- Ну, вот же, люди катаются на склоне!

Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли
Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

ЛЕНА: Конечно, после всех попыток добраться до Эльбруса пешком или бегом я уже понимаю, что не смогу заехать на вершину на велосипеде. Но проехать по склону смогу ведь? Надо просто вспомнить детство, когда прекрасно каталась на этом транспорте. А вот тут у местного экстремала поинтересуюсь:

- Здравствуйте! Скажите, это правда, что на Эльбрус можно подняться на велосипеде?

- Нет, конечно! Спускаться, спускались, да, было такое. Но это очень опасно!

ЛЕНА: Мужчина говорит, что и мой велосипед годится лишь на то, чтобы прокатиться по московскому парку. А тут надо воспользоваться специальным, горным. Главное здесь не перепутать тормоза и особо не разгоняться. А то и голову можно разбить нечаянно. Эх, попробую:

- Лена, плавнее, плавнее. Этот велосипед предназначен для езды вниз, а не вверх. 

ДИМА: Ну, вот, я же говорил, что это полное безумие! Хотя Лене надо отдать должное. Я бы вот так, по склону и без подготовки, да ни за какие коврижки! Настоящая экстремалка, сорвиголова! Надо как-то ее поддержать:

- Ну, что, не получается добраться до вершины… Пешком долго, бегом не смогу… – расстраивается Лена. 

- Ну, почему? Самый простой способ – добраться на канатной дороге. Канатная дорога на вершину не поднимет, но на 4000 метров мы можем спокойно подняться.

- Пойдем хоть на канатной дороге… Дима, мы сейчас на какой высоте уже находимся? 

- Мы сейчас находимся на станции «Мир» – это 3500 метров. Дальше нас ждет станция «Гара-Баши».

- Там будет какая высота уже?

- На каждой станции есть указатели. Эта 3847 метров.

Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли
Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

ЛЕНА: Здесь я чувствую себя вполне нормально. Дима говорит, что без акклиматизации можно подняться где-то на высоту 4000 метров. Выше уже могут проявляться симптомы так называемой горной болезни. Воздуха становится меньше. Если почувствую легкую эйфорию, надо спускаться вниз, настаивает мой спутник.

ДИМА: Мы поднялись в район «Бочек». Здесь уже заканчивается канатная дрога, и проходят акклиматизацию горовосходители, которые отважатся затем пойти дальше на штурм Эльбруса.

- Вот это, я так понимаю, дорога на Эльбрус, да? – радуется Лена. 

- Да, пешая. Здесь уже начинается настоящее восхождение. Чтобы почувствовать все прелести восхождения, мы пройдем буквально метров 20-30, и ты все поймешь.

ЛЕНА: Дима намекает на то, что меня одолеет «горняшка». Топаем вверх. Через несколько сотен метров нам несказанно везет. Водитель проезжающего мимо снежного трактора подбирает меня и Диму. Ратрак может довести почти до самой вершины:

- У меня уже очень приподнятое настроение! Может это проявление горной болезни? 

ДИМА: Я в шоке, неожиданный поворот. Подъем на снежном тракторе стоит немалых денег. Более того, зачем нам это нужно? Это не входило в мои планы. А вдруг потом Лену придется отлавливать на горе? Я и сам впервые на такой высоте. Эльбрус тут уже как на ладони и дышит на нас жутким ледяным ветром. Лена промерзла словно перышко, но туда же… Селфи, видите ли…

Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли
Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

ЛЕНА: Мы поднимаемся к самой вершине. Какая удача! Холодно. Очень мерзнут руки. Водитель выдает нам куртки и одеяла. Добрый он попался, пытаюсь с ним заговорить:

-  Мы на какой высоте сейчас?

- 4.600. А дальше поднимается ратрак? 

- Поднимается. – А дальше можно?- Ну, сейчас снег раскисший. Скользко, – говорит, водитель ратрака.

- А вообще сами до самой верхушки поднимались?

- Нет. Пока нет желания. Я люблю на море ездить.

ДИМА: Добрая половина жителей Кабардино-Балкарии редко выезжает в Приэльбрусье. Их горами не удивишь. Зато в сезон восхождений здесь собираются тысячи туристов со всего мира, чтобы покорить гору. Но не всем она дается. Как тут говорят, Эльбрус покорить невозможно. На него можно только взойти. И то если гора этого захочет. Солнце за считанные секунды может смениться ураганным ветром и снегом, который переходит из-за влажности в ледяной круп. А туман случается такой, что не видно собственной руки. Но не буду пугать Лену. Это, кажется, бессмысленно. Будь, как будет. Сам так замерз, что уже все – все равно… Мы уже находимся на скалах Пастухова. Здесь уже 4800. Лена в восхищении:

- Но тут уже холодно! Сейчас уже можно в полной мере ощутить всю прелесть высоты. Здесь открывается замечательный вид!

- Еще метров 100, мы тут и помрем, Лена!

- Но ощущение, смотришь и кажется, тут до вершины… И вот она дорожка, и люди идут. Ну, легко, легко же подняться, да, Дим?

Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли
Как скептик и сорвиголова Эльбрус покоряли

Пытаюсь ей объяснить: - Дело в том, что как бы расстояние в горах обманчиво. Мы идем не по прямой, а по наклонной, поэтому гораздо сложнее. Чтобы подняться, нам нужна профессиональная экипировка. Потому что в простой обуви это нереально опасно!

ЛЕНА: Уши заложило и накатывает головокружение. Так раз и качнулось все вокруг, покружилось и остановилось… Дима советует дышать носом. Иначе легкие могут переохладиться. А еще советует:

- И самое главное, если мучит жажда, не ешь снег! Жажду не утолишь, а ангину получить можешь. Чувствую, если мы тут еще немного побегаем, нас отсюда будут спасать.

- Наверно, вниз надо спускаться… Давай-ка, вниз, Дима…

ДИМА: Уф-ф, наконец-то! Ноги ко всему промокли насквозь. Но я, кажется, эйфорию почувствую уже внизу, когда мы будем в безопасности. Закаленные холодом и экстримом возвращаемся. Признаюсь, рад, что преодолел собственный страх высоты. На что не пойдешь ради того, чтобы женщину не разочаровывать.