Хозяин Панджшера: как майор Керимбаев выиграл войну у Ахмад Шаха Масуда

23:58 14/02/2019
Хозяин Панджшера: как майор Керимбаев выиграл войну у Ахмад Шаха Масуда
ФОТО : Википедия / Kalabaha1969

Накануне 30-летия окончания афганской войны из Казахстана пришла печальная весть. Не стало Бориса Керимбаева, «Черного майора», который был ключевым участником противостояния советских войск и Ахмад Шах Масуда в Панджшерском ущелье. Сам Масуд носил гордое прозвище «Панджшерский лев», но реальным хозяином стратегически важного ущелья долгое время был советский майор Керимбаев.

Вместо Эфиопии – Афганистан

Будущий командир 2-го Мусульманского батальона (так называли сформированный в Казахстане 177-й отряд специального назначения ГРУ) родился 12 января 1948 года в селе Прудки Алматинской области. Его родителями были школьные учителя Мария Ивановна и Тукен Керимбаевич. Окончив в 1970 году Ташкентское высшее общевойсковое командное училище имени В.И. Ленина, служил в Группе Советских войск в Германии, в Среднеазиатском военном округе.

В 1980-м Керимбаев готовился отправиться в командировку в Эфиопию советником командира пехотной бригады. Его вызвали в Москву, куда он и приехал в полной уверенности, что предстоит Африка. Оказалось, его ждал Афганистан.

Весной 1982 года советские войска в ходе очередной операции против формирований Масуда выбили их из Панджшерского ущелья на северо-востоке страны. Требовалось утвердиться на отвоеванной территории, критически важной в коммуникационном отношении. Но держать многотысячную группировку в ущелье было невозможно, и обеспечить контроль над ним было решено силами 177-го отдельного отряда специального назначения, сформированного на базе 22-й отдельной бригады спецназа Среднеазиатского военного округа.

Отряд Керимбаева насчитывал всего 600 человек (численность примерно двух батальонов), и Масуд, под началом которого находилось пять тысяч моджахедов, рассчитывал без труда вернуть контроль над горной долиной. Однако этим планам не суждено было сбыться: Керимбаев «запер» ущелье почти на год.

Выбор командования пал на Керимбаева не случайно.

«Нужно отдать должное Борису Тукеновичу, который за короткие сроки сумел сформировать и провести боевое слаживание отряда. Это непросто, потому что основная масса солдат рядового состава к нам пришли из разных мест. Благодаря личному отношению Бориса Тукеновича, его заместителей, и тому, что основной офицерский костяк – выпускники Алматинского училища, друг друга знали, сформировался крепкий боевой дух в отряде, и все задачи решались быстро, качественно», – приводит наследие.kz воспоминания бывшего министра обороны Казахстана Сакена Жасузакова, в 1980-1983 гг. начальника разведки 177-го отряда.

Еще в боях в провинции Фарьяб, куда прибыл отряд, Керимбаев показал себя не просто смелым офицером, но мастером организации боевых действий против полевых командиров. Именно точное понимание специфики горной войны с моджахедами помогло ему разгромить крупные бандформирования осенью 1981 года. Тогда он и получил от душманов прозвище «Кара майор» («Черный майор») за смуглое лицо.

Выжить и победить

Панджшерская одиссея Керимбаева началась 12 июня 1982 года, когда его отряд 500-километровым маршем был переброшен в только что освобожденное от боевиков ущелье.

Рассказывали, что Масуд поклялся на Коране за месяц вернуть Панджшер. (И именно на такой срок сначала была рассчитана «командировка» 2-го Мусульманского батальона). Однако спецназовцы сразу же дали понять, кто здесь хозяин положения. Они заняли стратегические высоты, громили караваны с оружием, пресекали любые попытки продвижения моджахедов по ущелью.

«Если кого-то окружили, кому-то тяжело, Керимбаев всегда к нам прорывался. Вылетал на вертолете или шел с бронегруппой, с ротой или полуротой. Обязательно шел и вытаскивал попавших в окружение. И точно так же было в первый наш тяжелый бой. Он прилетел вертолетом, загрузили раненых», – отмечал Амангельды Жантасов, замполит 2-й роты.

«Мы находились на самой передовой позиции в Панджшере. После нас уже стояли десантники. Основная тяжесть приходилась на наш отряд», – свидетельствовал Сакен Жасузаков.

Боевая обстановка в ущелье была такой, что малочисленному отряду никак нельзя было без усиления тяжелым вооружением. Отряду придали гаубичную батарею, «Грады», танковый взвод, а также мотострелковый батальон для сторожевого охранения.

Несмотря на постоянные боестолкновения, подразделение несло минимальные потери. Умение сохранить людей в сложнейшей обстановке отмечают все, кто воевал рядом с «Кара майором». Это был бесценный опыт, который в дальнейшем помог многим командирам в Афганистане сберегать жизни подчиненных.

«Когда велись боевые действия, вдруг выходил в эфир: «Я 830-й». Его голос – и сразу полная тишина в эфире, все ждут дальнейших распоряжений. И это действительно было что-то. Потому что чувствуешь сразу, что про нас не забыли, раз командир на связи. Значит, будет поддержка, огневая поддержка, не пропадем», – вспоминал Николай Задорожный, сержант запаса.

Поскольку все попытки Ахмад Шаха Масуда выбить отряд из ущелья оказывались безрезультатными, «Панджшерский лев» посулил миллион долларов за голову «Кара майора». Но и это не помогло. Оставалось только военная дипломатия, и Масуд принял предложение о перемирии в ущелье в обмен на обещание советского командования вывести Мусульманский батальон. В тех переговорах кроме представителей штаба 40-й армии участвовал и сам Борис Керимбаев. Их итогом стало прекращение боевых действий группировки Масуда против советских войск. В марте 1983 года Керимбаев и его бойцы были передислоцированы провинцию Парван.

А в конце того же года он сдал должность командира 177-го отряда и отправился служить в Среднеазиатский военный округ.

Керимбаев уволился в запас в 1992 году по состоянию здоровья в звании полковника.

Он скончался на 72-м году жизни в Алматы. Накануне в госпитале его навестил министр обороны Казахстана Нурлан Ермекбаев. Он вручил герою нагрудный знак за заслуги перед военной разведкой Казахстана «Алтын укi» («Золотая сова»), благодарственное письмо и ценный подарок.

***
Незадолго до того, как уйти из жизни, Борис Керимбаев обратился к сослуживцам.

«В заключение хотел бы сказать так. Дорогие ребята, у вас уже растут внуки. Спасибо вам большое что вы, молодые, были со мной. Не сдавались, шли вперед, куда я скажу. Вы были мужественные ребята – солдаты, сержанты, прапорщики, офицеры. Я кланяюсь вам», – сказал он.

Ветеран до последних дней был глубоко предан боевому братству.