on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Музыкальная жизнь минской подземки

Беларусь 19/02/2019 — 13:48

Они собирают аншлаги без концертных залов. На их выступления не нужен билет. Почти каждый день в подземных переходах и на улицах мы видим музыкантов – их фамилий нет на афишах, но профессионализм многих не вызывает сомнений.

«Подземный» кастинг 

Вечер. Конец рабочего дня. Мы встречаемся с Михаилом у одной из станций метро.  

«В свое время мне пришлось отказаться от дороги музыканта в силу обстоятельств – многие студенты с этим сталкиваются, когда их «отбрасывает» во взрослую самостоятельную жизнь. Тогда пришлось искать иные способы заработка», – рассказывает юноша.  

Около двух лет назад у Михаила случились финансовые затруднения, и менеджер по продажам вспомнил, что он – музыкант. Парень взял скрипку и спустился под землю. В буквальном смысле слова.

– Репертуар как выбираете – по настроению?

– Скажем так, есть какой-то определенный запас того, что более-менее готово. А еще от погоды может зависеть: если хмурая, то стараюсь веселые вещи играть.  

Был период, когда Михаил играл в ресторанах. Говорит, разница между подземным переходом и увеселительным заведением весьма ощутима.

– В ресторане все-таки есть привычное ощущение зала и сцены. И чувствуется статичность – следишь за лицами, наблюдаешь, можешь реакцию публики словить. А в переходе такого нет: человек прошел, и ты вообще не понимаешь, понравилось ему или нет.

Музыка улиц и переходовМихаил, менеджер по продажам и скрипач

Подземные переходы, особенно на станциях метро, всегда многолюдны. И далеко не всем нравится то, что подземка зазвучала – даже делали замечания. Но не так давно все изменилось. С весны 2017 года в Минске уличные музыканты могут играть для прохожих, не боясь штрафов и возможных проблем с правоохранительными органами. Городские власти предоставили для выступлений 12 официальных площадок, среди которых и подземные переходы. Импровизированные сцены появились в каждом районе Минска и обозначены специальным знаком. Также определены промежутки времени, в которые музыканты могут играть. Впрочем, выступать в этих местах могут только те, кто прошел конкурсный отбор и получил разрешение.

«Есть такой проект – «Пешеходка.бел». И есть прекрасные организаторы, которые заботятся о его существовании, продвижении и развитии», – говорит Михаил.

«Этот проект – некоммерческий. Играть в переходах можно круглогодично, – отмечает координатор проекта Владислав Пинчук. – Места для выступлений обозначены специальными наклейками. Возникла даже так называемая музыкальная карта МинсМузыка улиц и переходовка».
 Владислав Пинчук, координатор проекта «Пешеходка.бел»

Желающих выступать на улицах и в переходах города оказалось немало. Организаторам даже пришлось наладить в соцсетях систему бронирования каждой точки. Организаторы утверждают: проект позволил музыкантам не только показать свои способности, но и увидеть реакцию на свое творчество. А это немаловажно для роста.

«Те, кто еще четыре года назад начинал играть в Верхнем городе у Ратуши, сегодня уже играют по всему городу. Причем, у многих музыкантов-одиночек появились полноценные коллективы – начали выступать группами. И даже ездят в ближайшее зарубежье – участвуют в конкурсах», – отмечает Владислав.

Из перехода – на «Евровидение»

С улицы – на международный конкурс. Из перехода – на фестиваль. Это реально? И может ли уличного музыканта заметить продюсер? Но именно так PR-менеджер Ника Демидова познакомилась с Никитой Ходасом. Он играл на гитаре и пел, она – просто проходила мимо.

«Ты смотришь на одного, второго, третьего исполнителя, и они, кроме песни, ничем не отличаются. Когда я встретила Никиту, я сразу увидела колоссальное отличие от других», – говорит Ника.

Музыка улиц и переходовНикита Ходас и Ника Демидова

Впрочем, сам Никита не верил, что это знакомство обернется чем-то серьезным. Но вскоре раздался звонок.

«Мне сразу сказали: есть возможность пойти на «Евровидение-2017». Я не поверил, но в трубке настаивали: «Завтра в такое-то время быть там-то». Я пришел. И все – мы начали готовиться к «Евровидению», – рассказывает Никита.

Он брал уроки вокала. Оттачивал английский. К национальному отбору Никита готовился серьезно. И, конечно, волновался.

«У всех профессиональные декорации, костюмы на заказ. А я просто вышел в какой-то маечке, в брючках и рассказал свою историю», – вспоминает музыкант.

Молодой человек вошел в число финалистов национального отбора. Несмотря на то, что представлять Беларусь на международный конкурс поехали другие музыканты, Никита не огорчился.

«Всё равно мы показали уровень. Понимаете, музыка – это не шоу. Можно нацепить на себя кучу балахонов, вывести подтанцовку и стоять, открывая рот. Но это не музыка. Музыка – это когда ты просто сидишь, играешь на гитаре, а к тебе подходит прохожий и начинает подпевать. А что касается улицы, то – я сейчас не выпендриваюсь – я собирал по пятьсот человек. Считайте, половина концертного зала. И я горжусь этим. Я считаю, что улица – это и есть уровень. Самые лучшие музыканты, которых я слышал и встречал, – они все были с улицы», – говорит Никита.

Музыка улиц и переходовНикита Ходас

Одно дело – концертная площадка. Другое – улица или переход. Чем и как можно удивить вечно спешащих людей? Оказывается, это вполне реально. Например, каждое выступление квартета EVAND вызывает в подземном переходе настоящее столпотворение.

– Вот идут люди с такими хмурыми, серьезными лицами – кажется, никакая музыка не растопит этот лед в глазах и в сердце. И вдруг внутри что-то щелкает, и человек останавливается. Видишь – уже и черты лица смягчились, он улыбнулся или задумался. Такие метаморфозы интересно наблюдать?

– Да, очень! Иногда такой суровый дядька с бородой мимо идет, что хочется заранее ему сказать: «Не бей меня!». А он подходит и говорит: «Ребята, вы такие молодцы!». Не поверите – бывало, до слез доводили вот таких вот дядек, –​ ​​​​​​ смеется руководитель квартета и по совместительству скрипач Даниил Куликовских.

Музыка у квартета – своя: Даниил еще и композитор. Репертуар обкатывали не только в Минске, но и в Москве. 

«В Москве мы тоже в переходах играли. Но, знаете, отношение там другое: люди тебя не замечают. Просто не замечают», – признается Даниил.

Музыка улиц и переходовГруппа EVAND

Для музыкантов переход – это не просто площадка для демонстрации мастерства. Это еще и возможность выяснить предпочтения публики.

«Мы тщательно подбираем нашу программу. Если у нас появляется что-то новенькое, то представляем публике. Если людям не нравится, убираем из репертуара», – отмечает виолончелист квартета Андрей Ходос.

«Все участники квартета – профессиональные музыканты, – подключается к разговору Владислав Хомич, – Я играю на контрабасе, а это, между прочим, один из самых сложных инструментов в плане интонирования».    

«А как Ваш инструмент называется?» – спрашиваю у молодого человека.

«Это кахон, что в переводе означает «табуретка». Инструмент родом из Перу, – рассказывает ударник Влад Красуцкий, – Очень удобно! И сижу, и одновременно играю».

Квартет периодически выступает на крупных минских площадках, участвует в различных фестивалях. Но уходить из перехода не собирается, ведь именно здесь – без продюсера и связей, без масштабного пиара молодые люди нашли свою аудиторию: поклонники следят за информацией в соцсетях и приезжают на их выступления.

«Не надо искать публику – она сама тебя найдет», – убеждены участники квартета.

Музыка улиц и переходов

«Не узнаю вас без грима!»

Выйти из «подземелья» на большую сцену так же непросто, как и музыканту с именем спуститься в переход: а вдруг не узнают и пройдут мимо? И как тогда выдержать такой удар по самолюбию? Мы решили провести эксперимент. В качестве «подопытного» гостя пригласили белорусского певца, композитора, финалиста международного конкурса «Евровидение-2007» Дмитрия Колдуна.

Музыкальная жизнь минской подземкиДмитрий Колдун

– Дмитрий, Вам доводилось ранее выступать, например, в подземном переходе или на улице?

– Нет. Но в качестве эксперимента попробовать можно. Хотя слышал, что уличные музыканты порой имеют неплохую прибыль.

– Ну, что – готовы испытать на себе?

– Да!

Спускаемся в переход на одной из станций метро. Дмитрий расчехляет гитару и обнаруживает отсутствие медиатора.

«Эх, придется играть бумажкой», – говорит певец. Затем выуживает из кармана завалявшийся листок и скручивает его.

В холодном переходе. Без грима и света. Без нужной аппаратуры. Есть только гитара и голос. Колдун берет аккорд и начинает петь. Реакции – ноль. Вот мимо прошел молодой человек, уткнувшийся в мобильный телефон. За ним – так же мимо – идут по своим делам прохожие. Прошло еще десять минут. На певца по-прежнему никто не обращает внимания. Не помогает даже выход в центр перехода. Дмитрий заметно нервничает. Тогда мы решаем поменять точку – теперь выходящие из метро сразу видят артиста. И уже через несколько минут становится ясно: артиста заметили. Собралась толпа. Импровизированный мини-концерт прошел с аншлагом, раздачей автографов и селфи с поклонниками.

Музыкальная жизнь минской подземки

«Да, выступать в концертном зале гораздо проще, чем в метро. Хотя бы потому, что публика в зале более подготовленная: люди, которые пришли на концерт, уже заранее настроены, что музыка им понравится, – резюмирует артист. – А в переходе все иначе: зацепить прохожего, заставить его отвлечься от забот и проблем – непросто. Не скажу, что петь в переходе мне понравилось, но есть же те, кому это по душе».

Не так давно газета Washington Post провела эксперимент: на одной из станций метро Вашингтона в час пик появился мужчина со скрипкой и начал играть. За 45 минут лишь несколько человек из тысячи остановились, чтобы его послушать.  Еще несколько бросили в футляр деньги. Этим скрипачом был Джошуа Белл – один из лучших музыкантов мира. В руках он держал скрипку Страдивари стоимостью 3,5 миллиона долларов.

Впрочем, выйти за рамки концертных площадок в последнее время стало популярным среди звезд. Своеобразный флешмоб прокатился едва ли не по всему миру. Так, на улицах и в переходах были замечены Стивен Тайлер и Zaz, Стинг и Боно, Земфира, Григорий Лепс, Борис Гребенщиков. А не так давно в подземку начали спускаться целыми профессиональными оркестрами: два года назад Минск присоединился ко всемирной акции «Бах в метро».

«Начинали мы в 2015-ом.Тогда, если не ошибаюсь, стран двадцать участвовалиИ даже города, в которых метро отродясь не было. Считайте, вопреки названию самой акции – «Bach in the Subways». Согласовали мероприятие с городскими властями, объяснили, что акция международная, и получили разрешение. Единственное, на станции метро «Пушкинская» наших музыкантов нещадно гоняли цветочницы», – смеется организатор акции в Минске Виталий Дорошук.

Музыкальная жизнь минской подземкиВиталий Дорошук

На следующий год репертуар расширили – сыграли произведения малоизвестных композиторов.

«Играли, например, Доуленда. Этого английского автора практически никто не знает. А у него совершенно прекрасная музыка, которая, между прочим, повлияла на стиль Стинга», – отмечает Виталий.

«Классика – это хрестоматийно и скучно». «Классика – только для любителей серьезной музыки». Неожиданно для музыкантов этот стереотип сломали минчане.

«Очень многие сетовали, что выступления проходили в одно и то же время на разных станциях. И просили упорядочить график так, чтобы по этим станциям можно было путешествовать. А еще были такие, кто подходил и говорил: «Вот вы сейчас Баха играете. А когда Вагнера играть будете?». Была еще одна интересная история: одна моя знакомая ехала в троллейбусе и услышала, как учительница говорит группе школьников: «Мы с вами сейчас едем на концерт в музыкальную школу – услышите произведения Баха». И знаете, что дети в ответ закричали? «А мы знаем, кто такой Бах, – мы в метро слышали!».

География:
Беларусь
Поделиться:
Александр Спендиарян. Рождение армянской симфонии

Александр Спендиарян. Рождение армянской симфонии

Сыры по осени считают. В Грузии проходят самые вкусные фестивали года

Сыры по осени считают. В Грузии проходят самые вкусные фестивали года

Аветик Исаакян. Поэт, который сделал боль народа музыкой

Аветик Исаакян. Поэт, который сделал боль народа музыкой

Минск. Метро 2.0. Город, который движется под землей

Минск. Метро 2.0. Город, который движется под землей