Перезагрузка «Олимпийского»: история культового спорткомплекса

19:39 10/03/2019

В московский спорткомплекс «Олимпийский» инвестируют 400 миллионов долларов. Еще в январе его закрыли, а на этой неделе началась реконструкция. Архитектурный облик и фасады останутся, а вот «начинку» поменяют полностью. Спорткомплекс – культовое место в первую очередь для российской эстрады. Собрать «Олимпийский» – это как выступить в британском Альберт-холле или в зале Олимпии в Париже – вопрос престижа. Высший пилотаж – собрать аншлаги несколько дней подряд. Историю знаменитого «Олимпийского» вспоминал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.

Заслуженный артист России Григорий Лепс покорил самую престижную концертную площадку прошлым летом перед своим юбилейным концертом. И вроде не так высоко – всего-то полсотни метров, но путь на вершину оказался непростым.

«Прекрасно помню свое первое выступление в «Олимпийском» - это был полный провал. Как сейчас помню, было продано 4,5 тысячи билетов. Второй уже повеселее – 16 тысяч проданных билетов», – рассказал Григорий Лепс.

Но больше в старом добром зале Лепс выступить не сможет: спорткомплекс уже не будет прежним – его ждет реконструкция.

«Олимпийский» – это была площадка, которая для каждого артиста определяла степень популярности, уровень его исполнения. Поэтому жаль, что ее закрывают», – говорит артист.

«За нашу карьеру мы «Олимпийский» не осилили. Мы выступали в различных сборных солянках, иногда отделение работали», – отметил певец Владимир Левкин.

И это притом, что в 90-х группа «На-На», в которой пел Владимир Левкин, была на пике популярности и звучала едва ли не из каждого утюга. Но даже эпизодическое появление на сцене «Олимпийского» уже считалось за честь и требовало стопроцентной отдачи.

«Бари Каримович сказал мне: ты вчера не улыбался, садись и улыбайся. Три песни у вас, значит, 15 минут. Садись и улыбайся. Я три часа улыбался сам себе», – вспоминает артист. 

Первыми свою «олимпийскую квалификацию» пришлось подтверждать советским архитекторам и строителям. Светлана Крыжевская 40 лет назад была главным инженером одной из проектных бригад.

Здесь перечислены все проектные организации, которые принимали в этом участие. Плюс все строительные организации. Всего в папке 13 страниц, и только проектных учреждений здесь 25 штук. «Олимпийский» заказ поступил в 1976-м, и, чтобы успеть к Играм, чертить и строить приходилось одновременно.

«Просто за рабочий день – восемь часов – ничего бы мы не успели. Поэтому работа была с утра до ночи. Как вспомнишь, так вздрогнешь», – признается архитектор Светлана Крыжевская.

Иностранные технологии – немецкие – применили только при возведении бассейна. Все остальное изобретали сами. Одна из головоломок – как сделать пол, подходящий сразу для летних и зимних видов спорта?

«Мы сделали ледяной пол, но мы не должны были его промораживать. Поэтому под этим полом были вентиляционные ходы. И туда пропускался не горячий воздух, а просто теплый воздух, который создавал отсечку от ледяного поля», – сказала Крыжевская.

«Олимпийский» до сих пор остается самым большим крытым стадионом Европы. Главное здание сделано в форме эллипса 224 на 183 метра. Вмещает 35 тысяч зрителей. Крыша в пять футбольных полей аналогов в той же Европе до сих пор не имеет. Шестимиллиметровая стальная мембрана без единой опоры.

Спорткомплекс оказался счастливым для советского гимнаста Александра Дитятина. Он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса: взял на московской Олимпиаде медали во всех восьми дисциплинах, в том числе три золота.

«Олимпийский» грандиозен. Снаряды гимнастические, если смотреть сверху, они не кажутся совсем большими, и гимнасты кажутся совсем маленькими. Но, когда много зрителей, создается аура положительная», – отметил трехкратный олимпийский чемпион Александр Дитятин.

Всего здесь провели 21 чемпионат мира по разным видам спорта, 10 чемпионатов Европы, поставили 46 мировых рекордов. Каких соревнований здесь только не было: бокс любительский и профессиональный, борьба мужская и женская, теннис большой и настольный, легкая атлетика и даже футбол с участием команд мастеров.

«Ранней весной, когда чемпионат начинался, и поздней осенью, когда подогрева не было, поля были мерзлые, ледяные», – говорит заслуженный тренер РФ Александр Тарханов.

Через пару лет после открытия в «Олимпийском» начали проводить и концерты. В 1987-м в Страну Советов приехала настоящая западная рок-группа Uriah Heep.

Меломан Дмитрий Шипов в то время специально устроился в отряд народных дружинников, чтобы бесплатно ходить на заморские шоу. Правда, и свои общественные обязанности выполнял исправно: посторонних не пускал, хулиганов ставил на место.

«Когда были медленные песни, вставали и зажигали зажигалки. Если можно было добраться до этого человека в толпе, то отнимали зажигалки. Там был один дружинник, который любил собирать такие зажигалки», – вспоминает Дмитрий Шипов.

Сегодня Сергей Лисовский – член Совета Федерации России, в 80-е был инструктором Бауманского райкома Комсомола. Использовал свое положение для небольшой идеологической диверсии – протащил на сцену «Олимпийского», а значит, легализовал, такую полуподпольную группу, как Nautilus Pompilius.

«Обязательно была сдача перед концертом, и я всегда говорил: пожалуйста, поспокойнее. И они вышли в костюмах, галстуках и спокойно что-то спели. Мне инструктор из ЦК ВЛКСМ говорит: видишь, какие они, нормальные. А на концерте они спели «Скованные одной цепью», – сказал он.

Кстати, в 1989-м Лисовский создал один из первых в Союзе продюсерских центров, а уже в 90-х открыл в комплексе и самую большую дискотеку в Европе. Тогда он по достоинству оценил гениальную идею советских архитекторов – создать арену-трансформер, которую можно разделить на две изолированные части при помощи сборного звуконепроницаемого экрана высотой с восемь этажей. А еще есть передвижные трибуны.

«Как на воздушной подушке, есть  пневмоподвеска, и два рабочих могли двигать бличера, которые весили несколько тонн. Бличера – это сектор, он весь трансформировался. Из этого большого можно было четыре маленьких сделать – четыре теннисных корта со своими местами», – отметил Сергей Лисовский.

Возможности «Олимпийского» протестировали и мировые звезды первой величины. Здесь выступали Pink Floyd, Madonna, Sting, а в 2009-м прошло «Евровидение». За 40 лет активной эксплуатации здание, конечно, поизносилось. В 2017 году его купила компания «Киевская площадь». Ее владельцы – российские миллиардеры Год Нисанов и Зарах Илиев. У каждого есть по три миллиарда 300 миллионов долларов. Им принадлежат вещевой рынок «Садовод», гостиница «Украина», торговый центр «Европейский», комплекс торговли продовольствием «Фудсити» и «Москвариум». В «Олимпийский» они планируют вложить 400 миллионов долларов.

И вот с начала года «Олимпийский» закрыт. Реконструкцию обещают закончить за пару лет.  Конкретных деталей реконструкции нынешние владельцы комплекса до сих пор не раскрывают. Обещают сохранить исторические фасады и все спортивные объекты. Но при этом хотят уместить внутри два бассейна, теннисные корты, гимнастические залы, центр экстремального спорта. Плюс концертный зал, а также аквапарк, кинотеатр, фитнес, спа, рестораны и кафе. Так что, в любом случае, это будет другой «Олимпийский» и совсем другая история.