«Тайный враг»: что делать, если вас не пускают домой

10:42 19/03/2019
Домофон,ЖКХ, Домофон, подъезд, ,ЖКХ, Домофон, подъезд,
ФОТО : Mir24.tv / Николай Костюшин

Девайсы, призванные защищать комфорт и безопасность граждан, иногда могут выйти из-под контроля, и тогда мало никому не покажется – «бунт машин» будет безжалостным и беспощадным. Причем взбунтоваться может даже такое, казалось бы, простое, бесхитростное и незатейливое устройство, как домофон.

К примеру, поздно вечером или под утро вы возвращаетесь домой, набираете привычную комбинацию - и ничего не происходит. Магнитный ключ вы, как и большинство ваших соседей, давно потеряли. Пытаетесь набрать свой код еще раз, а панель управления вам в ответ – Е-2. Вы заинтригованы: то ли домофон перегрелся и, возомнив себя Остапом Бендером, решил сыграть с вами в шахматы, то ли это у вас глюки. Остается лишь набрать Е-4, но такая возможность на панели отсутствует технически.

Как вариант, в многоподъездном доме с общим чердачным помещением можно попытаться проникнуть в свой подъезд через чердак, зайдя туда с соседних «левых ходов», но и этот план может сорваться. Например, если чердаки надежно защитили от посторонних новыми хитроумными замками. К тому же, дело принципа – понять, что за игру затеял домофон, и почему он не пускает вас домой.

Будучи все еще далеким от паники, вы начинаете нажимать на все подряд кнопки, закономерно предполагая какой-то технический сбой. Е-2, развлекается домофон и подмигивает вам какими-то загадочными формулами из внеземных цивилизаций.

Тем временем вы тоже начинаете непроизвольно подмигивать одним глазом, в унынии созерцая темные соседские окна. Если соседи спят, шансы разбудить их и прорваться к себе в квартиру заметно возрастают, но если их нет дома, они бесполезны, так как дверь вам изнутри не откроют, а вернувшись, так же вынуждены будут, хотят они того или нет, поучаствовать в сеансе одновременной игры с самопровозглашенным гроссмейстером. И все вы рискуете весело и задорно встретить рассвет, покрытые инеем и отплясывающие перед собственной дверью безо всяких шансов на успех. Ни количество игроков, ни их сообразительность на результат игры не повлияет – все, как в лотерее. Итог запрограммирован, и не в вашу пользу.

Тут, начиная заметно злиться, вы звоните в соответствующие службы, объясняя, что вас не пускает домофон. Вам перезванивает местный диспетчер, который говорит, что на помощь отправлен электрик, но у того уже, в принципе, закончился рабочий день, и дойдет он до вас или нет, не известно. Вы звоните электрику, он рассказывает, что совершенно бессилен в данной ситуации, как и слесарь. В общем, они не шахматисты, за домофон отвечает домофонная компания, а электрику тоже хотелось домой (что вам, как никогда, близко и понятно).

Но главная фишка в том, что никто не виноват – выясняется, что ваша старшая по подъезду, весьма пожилая дама, просто забыла продлить контракт с домофонной кампанией, и потому ключи, коды и пароли больше не действуют. На вопрос «что делать» вам посоветуют переизбрать старшую по подъезду, но что делать прямо сейчас, так и останется загадкой.

Вы звоните родственникам – чтобы просто поныть, те в гневе собираются звонить в полицию, МЧС и так далее. Некоторые хотят приехать и выломать домофон вручную (что чревато), требуют электрика «в студию». Мимо проходит сосед из другого подъезда, который пытается помочь вам и открыть дверь собственным магнитным ключом (вдруг сработает?), но безуспешно. Лома у него нет, зато есть «мамка, старшая по их подъезду». Сосед удаляется к себе с обещанием, что через 5 минут вас спасут. Процесс спасения происходит по той же схеме – соседи звонят диспетчеру, тот объясняет, что может прислать электрика, у которого закончился рабочий день, но даже если бы он не закончился, помощи от него особо ждать не стоит. Надо продолжать играть с домофоном – в карты, шахматы, шашки, выбор велик, а времени до утра еще достаточно.

И тут вы уже наобум набираете телефон соседей, которые, на вашу радость, оказываются не отсутствующими, а мирно спящими дома. Сонные соседи в пижамах спускаются и благородно запускают вас внутрь, рассказывая о том, что днем уже прошли через это, что делать, не знают, но кто-то должен за это ответить.

Уже из дома, проведя на морозе битый час и истекая простудными соплями, вы «в прекрасном расположении духа» звоните в городские службы и в красках описываете им свои незабываемые ощущения. Кто виноват и что делать – не ясно, поскольку вроде бы никто не виноват.

Вам перезванивает старший по участку, милейший парень, который, выслушав вашу историю про Е2, задорно хохочет и объясняет: они, конечно, могли бы прийти и «перегрызть» домофон, «но вдруг наутро кто-то сфоткает все это дело и запилит на портал?»

Это верно, и тогда накажут уже их. С другой стороны, жить без домофона, «заходи кто хочешь, бери, что хочешь», тоже как-то неприятно. «Всех впускать, никого не выпускать» – не вариант, как и наоборот. «Вот то-то и оно», – говорит старший по участку, и с ним сложно не согласиться.

Тем не менее, он советует подложить что-то под дверь, чтобы она не закрывалась (замораживая сквозняком три нижних этажа) и повесить объявление для жителей подъезда. Тем временем в ходе вашей беседы к нему параллельно прорывается еще несколько звонков. Очевидно, домофон нашел себе новых партнеров по игре и развлекается в Е-2 уже с ними, а те пляшут в морозной ночи перед запертой дверью и звонят по инстанциям.

В итоге всех этих мытарств под дверь подкладывают пластиковую бутылку. Но что было бы, если бы в воскресный вечер все соседи разом отсутствовали дома и вернулись лишь к утру? Вероятно, попасть в квартиры можно было бы только с помощью альпинистского снаряжения, по водосточной трубе, падая друг на друга, как сосульки, и просчитывая в уме ответный ход на магическую комбинацию Е-2.

Возможно, на такие случаи у всех жильцов должен быть некий аварийный код доступа в подъезд. Либо, если уж домофон по каким-то техническим причинам накрылся, его следует отключать совсем, дабы не создавать таких сложностей людям?

Действительно, вне зависимости от того, продлен ли контракт с домофонной кампанией или нет, статичный аварийный код доступа – решение вопроса, поясняет технический специалист Олег Усачев. «Да, технически это возможно, нерешаемых проблем нет, и эти комбинации заранее должны быть известны жильцам. У всех домофонов по умолчанию есть код, который иногда меняется, все зависит от того, как договорились жильцы, как это делали при установке. Кроме того, можно создать какой-то код и его периодически менять. Еще, конечно, вариант – звонить соседям, лезть через окно (ко мне, например, один раз девушка на третий этаж залезла), звонить в МЧС. В холодное время года они должны приехать и решить эту проблему, вскрыть домофон ломом. Это – крайний вариант», – объясняет эксперт.

Но самое простое решение лежит на поверхности. «Современные домофоны открываются при обесточивании. Электрик должен был прийти, через подвал обесточить на минуту весь дом, зайти внутрь и дальше уже разбираться с домофоном», – пояснил Олег Усачев.

Соответственно, если рабочий день данного гражданина закончился, уполномоченные инстанции должны были вызвать аварийную бригаду и проделать все вышеописанные нехитрые комбинации. Нерешаемых проблем, действительно, не существует, а существует стечение обстоятельств вкупе с «человеческим фактором». При этом возникает риторический вопрос: если в 2019 году человечество не может одолеть домофон, каковы его шансы выжить, столкнувшись в будущем с всесильным искусственным интеллектом?