Эпидемия рака шейки матки: почему ВПЧ убивает женщин и как обезопасить себя
13:08 15/05/2019В конце 2018 года Минздрав в очередной раз сообщил о росте в стране числа онкологических и других заболеваний, вызванных вирусом папилломы человека (ВПЧ). В апреле 2019-го на V Всероссийской мультимедийной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной перинатологии: «Сложный случай» эксперты отметили, что за 10 лет количество смертей от рака шейки матки увеличилось в полтора раза. С 6 по 11 мая о ВПЧ снова говорили на европейском конгрессе по инфекционным заболеваниям ESPID в Любляне. «МИР 24» побеседовал со специалистами о том, чем и для кого опасен ВПЧ и как избежать рака в случае заражения.
Один инфицируется, а другой нет
Сегодня ВПЧ является один из самых распространенных вирусов, передаваемых половым путем. Научно доказано, что ВПЧ как у женщин, так и у мужчин может вызывать различные опухоли аногенитальной области, головы и шеи. Самое распространенное из этих заболеваний – рак шейки матки. По данным Минздрава, в России он занимает второе место в структуре онкологических заболеваний среди женщин в возрасте до 45 лет и первое место в структуре смертности от рака среди женщин в возрасте 30-35 лет. Причем у 70% женщин, заболевших этим видом рака до 25 лет, обнаруживают заболевание уже на поздних стадиях, III и IV. В мире рак шейки матки, по разным данным, находится на четвертом или пятом месте среди причин смертности женщин от рака.
«Среди моих пациенток много женщин с ВПЧ, особенно в последнее время, – рассказывает акушер-гинеколог Юлия Ясакова. – Тут статистика связана с возрастом пациентки. Сексуально активный возраст – это 20-40 лет, среди них наиболее высокий процент, где-то около 30-40 от общего числа женщин приходящих на прием. Это вообще очень актуальная проблема в настоящее время, так как почти все случаи рака шейки матки вызваны ВПЧ, и процент зараженных вирусом с каждым годом только увеличивается».
У кого-то ВПЧ побеждается иммунитетом, а у кого-то нет и в дальнейшем может привести к злокачественным изменениям клеток. Минздрав констатирует: «Это заболевание лидирует в России по количеству потерянных лет жизни: в среднем продолжительность жизни снижается у заболевших женщин на 26 лет».
Заражение ВПЧ происходит во время сексуального контакта, однако вовсе не обязательно, что человек инфицируется, если вирус есть у партнера. По словам Юлии Ясаковой, заражение зависит от типа вируса, наличия у человека вредных привычек (главным образом курения) и состояния его иммунной системы. «Есть пары, в которых у одного из партнеров ВПЧ, они не предохраняются барьерными методами, и заражения не происходит, – говорит врач. – В других случаях происходит первичное заражение, но через некоторое время вирус элиминируется, то есть иммунитет побеждает его. Возможно многократное заражение вирусом в течение жизни. Заражение также зависит от восприимчивости эпителия человека к вирусу и серотипа вируса, их существует более 100. Они подразделяются на типы высокоонкогенного и низкоонкогенного риска. Но, как показала практика, высокоонкогенные более инвазивные, поэтому вероятность заражения и дальнейшего развития онкологического процесса ими выше».
Рак шейки матки на ранних стадиях излечим
Врачи советуют женщинам, во-первых, не пренебрегать посещением гинеколога. Обнаружение ВПЧ на ранней стадии сильно увеличивает шансы на выздоровление. Если вирус выявлен, необходимо каждый год проходить обследование, которое включает взятие РАР-мазка, проведение расширенной кольпоскопии, ПЦР-диагностики с типированием, в некоторых случаях биопсии шейки матки с последующим гистологическим исследованием. Не стоит все же отчаиваться, если обследование выявит рак шейки матки – на ранних стадиях он полностью излечим, женщина может сохранить и репродуктивную функцию и иногда даже уже имеющуюся беременность.
«При небольшом объеме поражения и низкой активности процесса во время беременности проводят постоянное наблюдение женщины, а оперативное лечение уже после родов. У меня были пациентки, которым приходилось прерывать беременность, но, к счастью, таких женщин не много. У женщин детородного возраста оперативное лечение всегда проводят очень бережно, почти у всех сохраняется репродуктивная функция, но, конечно, это зависит от размера поражения. Поэтому так важно регулярное наблюдение», – подчеркивает врач.
В качестве профилактики вируса специалисты называют всего два средства: моногамные отношения и прививка от ВПЧ, репутация которой, правда, обросла на просторах интернета ужасающими историями. Самый распространенный миф гласит, что прививка делает женщин бесплодными, однако медики относятся к этому скептически.
«Те, кто не разбираются, слушают, что сказала баба Дуня, что написала какая-то желтая газета. Слухи всегда возникают от незнания, как и мифы, – говорит заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, руководитель Клинического центра иммунопрофилактики детских инфекций доктор медицинских наук Михаил Костинов. – В мире существует две вакцины против рака. Первая – от гепатита В, которая известна еще с 90-х годов, а вторая – это ВПЧ. Тут встает вопрос: стоит профилактировать рак или нет? У нас в России минимум шесть тысяч женщин в год уходят на тот свет в результате заражения ВПЧ – от рака. Каждые 49 минут в России от рака шейки матки умирает одна женщина. Вот и думайте!»
В национальные календари более чем 80 стран мира сегодня внесена вакцинация препаратами гардасил или церварикс. Обе вакцины американские и защищают от высокоонкогенных типов ВПЧ, среди которых 16-й и 18-й, вызывающие около 70 % всей заболеваемости раком шейки матки.
«Дело в том, – отмечает профессор, – что ни одна вакцина не выходит на практике, пока не пройдут многие и многие годы испытаний и апробации. Это 15-20 лет. Те вакцины зарубежного производства, которые у нас есть в России, в основном разрабатывались во время перестройки. Понятно, что в этот период мы остались с разработками очень далеко, поэтому мы не имеем своей вакцины ВПЧ. Прививка не дает стопроцентной гарантии, как не бывает ее в любой профилактике, потому что у каждого организма свои особенности, 3-4% людей она не поможет. Но мы смотрим на большинство. Сегодня есть данные стран, которые проводят вакцинацию от ВПЧ больше 15 лет. Это, например, Финляндия. Вакцинированы были девять тысяч человек, наблюдались также 27 тысяч человек, не привитых. Среди привитых девчонок от 13 до 19 лет ни одного ракового заболевания нет. Среди не привитых было 12 случаев раковых заболеваний. Вот и считается, эффективна вакцина или нет».
По мнению Юлии Ясаковой, перспективным направлением в борьбе с ВПЧ является дальнейшая разработка рекомбинантной лечебной вакцины. «А в настоящее время необходимо проводить комплексную профилактику, сочетающую в себе вакцинацию, пропаганду моногамных отношений, барьерную контрацепцию, регулярное обследование обоих партнеров и борьбу с сопутствующими заболеваниями (ИППП, неспецифическими воспалительными заболеваниями органов репродуктивной системы) и вредными привычками», – считает акушер-гинеколог.
О том, что доказанных побочных эффектов от прививки нет, говорит и аллерголог-иммунолог Алексей Бессмертный. «Исследований о том, что вакцина вызывает бесплодие, ни разу не было предоставлено, поэтому это все вброс от недоброжелателей, – говорит врач. – Эта прививка используется во многих развитых странах мира с гораздо более развитой медициной. Так что, думаю, если бы она имела хоть какие-то значимые побочные явления, в тех же США ее просто бы не использовали. Связывать прививку от ВПЧ с бесплодием, это как говорить о связи аутизма с прививкой от кори – не более чем сказки. По поводу теорий заговора хочу сказать, что самый эффективный способ уменьшить население – это перестать его прививать, как это происходит в некоторых странах».
Отметим, что при подготовке материала мы поговорили и с другими врачами, которые выразили сомнения по поводу безопасности вакцины, однако не захотели делать публичных заявлений. Тем не менее некоторые специалисты, например, академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета Николай Брико, называют сложившуюся ситуацию глобальной эпидемией ВПЧ. По данным на 2018 год, около 12% населения планеты, то есть 660 млн человек, инфицированы.
Подробнее в сюжете: Медицина и психология