Форелевый бизнес в Кыргызстане переживает свой подъем: в стране то и дело открываются новые хозяйства. Но лишь единицы могут похвастаться большим объемом производства.
Одно из самых крупных хозяйств расположилось на берегу Иссык-Куля: 29 бассейнов и 80 тысяч рыбных особей. Теперь владельцы фермы планируют выходить на экспорт. «Никто не помогал, все сам – методом проб и ошибок. Причем последнего, было больше», – так начинается история рыбного предпринимателя Мээрбека Курманбек уулу.
Несколько лет назад он решил открыть с нуля «свое дело». Отправился в соседнюю область, закупил мальков, построил бассейны и понял, что сделал все не так. Множество особей из первого приплода погибли. Первый год бизнесмен прибыли не получал, все уходило на развитие: перестраивал бассейны, менял протоки реки, которая наполняла искусственные водоемы, экспериментировал с кормом.
«Первая партия мальков в количестве 15 тысяч штук была куплена в Тонском районе. Вот так вот и начинали. Было страшно. Но очень хотелось вывести форелевое дело на новый уровень», – рассказывает Мээрбек Курманбек уулу.
Владелец форелевого хозяйства вспоминает, что раньше эту рыбу ловили лишь браконьеры. Власти давно запретили отлов форели, но это не остановило местных жителей. На вкусную рыбу всегда был покупатель, а поэтому некоторые просто шли на преступление. Мээрбек, построив бассейны у реки, превратил форелевое дело в легальный бизнес.
«Начинал с пяти бассейнов, в которых вырастил около пяти тонн рыбы, выручку от нее вложил в расширение хозяйства. Теперь ежегодно получаю около 100 тонн рыбы», – сказал он.
Продавать рыбу в Иссык-Кульской области даже не пытается – не успевает. Все тут же скупают Бишкек и Казахстан. А теперь и Россия ждет форель. Вот только получится ли наладить экспорт – большой вопрос.
«Российские предприниматели просят очень большие объемы. Хотят свыше 1000 тон. Минимальный разговор – 720. Мощность нашего хозяйства не позволяет», – жалуется Мээрбек.
Возможности поставить еще несколько бассейнов на этой же территории у него нет – места не осталось. Вероятно, придется искать новые площади и партнеров.
Фермер отмечает, что в любой другой стране растить форель было бы сложнее – это капризная рыба. Например, в Греции или Турции каждой рыбе приходится проводить вакцинацию. А в Кыргызстане благодаря экологии она не нужна. Но и здесь первое время она умирала, бассейны приходилось переделывать, проводить различную реконструкцию. Сейчас же дело начало так успешно развиваться, что все от выращивания икры до момента ее продажи проходит на ферме.
«В отдельном здании малёвник – там в специальном инкубаторе икра превращается в мальков. Но сейчас там пусто, сезон выпуска форели в бассейны под открытое небо – весна. А растят их зимой», – добавляет Мээрбека Курманбек уулу.
Сам того не осознавая, Мээрбек не только развивает форелевое дело Кыргызстана, но и помогает экономике района, создавая дополнительные рабочие места.
«За хозяйством присматривают 20 работников летом и 10 зимой. Каждый получает от 15-20 тысяч сомов (214-285 долларов) – неплохая для Кыргызстана зарплата», – говорит фермер.
Отметим, килограмм цветной форели сейчас стоит семь долларов, а розовой – больше восьми. И несмотря на то, что цены высокие, спрос продолжает расти с каждым днем.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет