День Казанской иконы Божьей Матери: почему его празднуют 4 ноября?
4 ноября россияне отметят не только День народного единства, но и День почитания Казанской иконы Божией Матери. По сути, это один и тот же праздник, поскольку в дореволюционной России Казанская икона в этот день чествовалась в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
В чем состояла роль Казанской иконы, рассказал в интервью «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак.
– Дмитрий Сергеевич, почему Казанская икона – это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России?
Дмитрий Гасак: Я думаю, что мы вряд ли найдем здесь строгие исторические или какие-то вероучительные основания. В отношении почитания Казанской иконы Божьей Матери применимы слова «так исторически сложилось».
Конечно, есть упоминания о явлении Казанской иконы в связи с такими важными и судьбоносными для России событиями, как расширение Русского царства на восток, взятие Казани и особенно обретение этой иконы в конце XVI века, после казанского пожара. Она была обретена именно в Казани, на той земле, которую за четверть века до этого взяли русские войска по приказу Ивана Грозного. Поэтому явления иконы в Казани трактовалось как знак того, что казанская земля не оставлена Богом, как особое благоволение свыше.
– В этом ведь была и особая роль патриарха Гермогена, который в смутное время обратился к народу с призывом об объединении для похода на поляков?
Д. Г.: Да, святой патриарх Гермоген сыграл важную роль в русской истории. Он находился в заточении (а это редко с кем случалось – из русских патриархов), он принял мученическую смерть: его уморили голодом. Оставаясь в тюрьме, он сопротивлялся, и проявил себя не только как политик, но и как пастырь. Он повелел доставить в Москву из Казани Казанскую икону. Это было необходимо для того, чтобы не только организовать народ на сопротивление, но еще и духовно укрепить его. И ополченцы восприняли это обращение патриарха. Они принесли к стенам Москвы икону и победили польско-литовских захватчиков. Таким образом Москва была освобождена, а народ объединен. Поэтому патриарха Гермогена особо почитают и в Русской церкви.
Эти исторические события наложились на особо трепетное отношение к Божьей Матери, которое всегда существовало в русской традиции. Не случайно посвященные Богородице Успенские храмы – одни из самых древних на Руси. Все это вместе сложилось в особое почитание Казанской иконы Божьей Матери.
Этой иконе посвящен очень красивый тропарь, который начинается со слов «Заступница усердная». С образом Казанской иконы связано представление об особом покровительстве Божьей Матери в отношении нашего народа, русской земли, Русской православной церкви. Вот такая совокупность исторических и духовных обстоятельств обусловила почитание этой иконы.
– Почему все-таки для чествования этой иконы было выбрано 4 ноября?
Д. Г.: Мы празднуем в ноябре день Казанской Божьей Матери, поскольку освобождение Москвы от поляков произошло под сенью Казанской иконы. Она была знаком, символом, который сопровождал войско Минина и Пожарского для освобождения Москвы. Причем эта победа имела не только политический, но и духовный, религиозный смысл. Это принципиально важно для всей последующей истории. Даже для того, что земский собор впоследствии избрал династию Романовых на царство. Это важный поворотный период в истории России.
Поэтому так велика была роль патриарха Гермогена. Его покаяние, его молитвы за Россию широко известны. И его роль патриарха, который благословил ополчение – все это очень важно для понимания нашей истории. Поэтому почитание Казанской иконы именно в этот день совсем не случайно.
– Почему у Казанской иконы молятся о помощи тем, кто служит в армии?
Д. Г.: Не думаю, чтобы она стала защитницей всех служащих в армии: в Красной армии и ее не почитали. Это скорее связано с самосознанием воина, с пониманием смысла воинского служения. В русской традиции этот смысл выражался в первую очередь в том, чтобы полагать жизнь свою за друзей своих, защищать землю и народ. И пафос этот не был ложным.
Не случайно же Кутузов на Бородинском поле молился именно перед Казанской иконой. Явление на Бородинском поле Казанской иконы должно было возродить память о славных временах русской истории, напомнить воинам о том, ради чего они идут на битву.
Но нам нынешним трудно связывать 19-й век и 21-й, потому что 20-й век просто так не обойдешь. Пока мы еще не изжили трагедию России 20-го века.
– Вокруг обретенного в Казани лика Богоматери возникло множество историй, связанных с чудесной помощью иконы в обороне страны. Как к ним относиться?
Д. Г.: Безусловно, это часть мифологического сознания народа. Но миф – это не сказка, не выдумка. Это определенный язык, которым народ выражает внутреннее понимание своего исторического многовекового пути. Есть вещи, о которых иначе не скажешь.
Конечно, на поле брани многое зависит от тактических соображений военачальников. Но также многое зависит и от духа народного, от понимания смысла этой борьбы: ради кого и ради чего люди кладут свои жизни? И подлинность этого чувства подменять ни в коем случае нельзя. Сейчас мы порой мучительно эту подлинность ищем. И дай нам, Бог, ее найти.
– Перед Казанской иконой молятся также и о прозрении, в том числе духовном. С чем это связано?
Д. Г.: Каждый день мы отмечаем какой-то христианский праздник, вспоминаемкого-то из святых. И о каждом дне мы можем сказать какие-то особенные вещи. Например, о Казанской иконе мы говорим, в том числе, что она особо покровительствует воинству и что перед нею молятся о духовном прозрении. Но если мы попытаемся обозреть все церковные праздники, то мы увидим, что о духовном прозрении молятся не только перед Казанской иконой. К тому же нужно помнить, что молятся не самой Казанской иконе, а Божьей Матери перед ее Казанским образом. Но, кроме того, о духовном прозрении молятся также и другим святым.
А в археологическом кабинете Московской духовной Академии обычно показывают икону Богородицы «Прибавление ума», которая, понятно, особенно почитается студентами. Конечно часто люди не доверяют современным попыткам восстановить отношение к иконам или святым, как к якобы имеющим свою «специализацию». Часто можно услышать, что этому молятся связисты, этому – ракетчики, этому – десантники и так далее. Это справедливо воспринимают со скепсисом. Хотя люди чувствуют, что здесь что-то есть, но чувствует также и странность такого «разделения труда» между святыми. Но, повторяю, есть в жизни вещи, которые иначе как языком мифа не не выразишь.
– Все-таки в чем смысл этого праздника?
Д. Г.: Прежде всего, важна историческая память. События смутного времени чрезвычайно интересны не только исторически и сюжетно, они важны для понимании русской духовной истории: и подвиг патриарха Гермогена, и подвиг ополченцев. В нашей исторической памяти это событие осталось как единый акт собирания русского народа для объединения и для преодоления смуты в стране. Однако это была не просто борьба с захватчиком, но и преодоление смуты внутри народа. Ведь оккупация было осмыслена как падение русского народа, который так разъединился, что не смог противостоять захватчикам, и позволил им дойти до Москвы. Поэтому патриарх Гермоген и ставил задачу объединения народа. И земский собор, который выбрал Романовых на царство – это прямое следствие этого объединения.
Такой смысл праздника – самый важный и самый актуальный на сегодняшний день для нашей страны.
Не случайно в новейшее время День народного единства решили отмечать именно 4 ноября. Надо было найти такой день в истории, который объединял бы всех. И то, что этот день нашли и им стал день преодоления смуты и почитания Казанской Божьей Матери, – это не пустое дело для памяти народа.