Президент Армении Армен Саркисян в пятницу срочно прилетел в Москву, чтобы проститься с легендарной советской разведчицей Гоар Вартанян. С воинскими почестями ее похоронили рядом с мужем Геворком. Долгие годы их личная жизнь была под грифом «секретно».
Несколько десятилетий это имя было государственной тайной. И даже руководители разведки знали только ее оперативный псевдоним – Анита. 25 января 2019-го Гоар Левоновне Вартанян исполнилось 93 года. Она родилась в Гюмри, в 30-х годах прошлого века ее семья переехала в Иран. Здесь она познакомилась со своим будущим супругом – 19-летним Геворком Вартаняном.
«В 30-м году отец Геворка был направлен ОГПУ на работу в Тегеран», – говорит историк спецслужб Андрей Ведяев. Тогда она и не подозревала, что молодой человек – советский разведчик. А когда узнала, то присоединились к его группе, в которой были одни мальчишки-сверстники.
«Вначале, когда встречались просто как друзья, он, наверное, шел на свою работу. Это было как прикрытие. Мы вместе шли, тогда меньше обращают внимание. Погуляли, потом потихоньку он мне начал давать задания», – рассказывала ветеран Службы внешней разведки России Гоар Вартанян.
Самый известный эпизод из их работы: Тегеран, 1943-й год. В столицу Ирана приезжают лидеры стран антигитлеровской коалиции: Сталин, Рузвельт, Черчилль. В Берлине узнают о предстоящей конференции.
«У них были завербованные местные жители, которые помогали им в работе. Идея Шелленберга заключалась в том, чтобы использовать наемников и местную сеть для слежки за «большой тройкой», – говорит историк Билл Йен.
Эти события легли в основу советского фильма «Тегеран 43». Прототипом советского разведчика Андрея Бородина в исполнении Игоря Костолевского был Геворк Вартанян. Тогда в Тегеран немцы забросили десятки своих диверсантов, их и вычислила группа Вартаняна. По городу юные разведчики передвигалась на велосипедах, поэтому их назвали «легкой кавалерией».
«Это была группа из шести человек радистов. Они установили прямой контакт с Берлином и готовили плацдарм для другой группы террористов, которые должны были прибыть во время Тегеранской конференции», – говорил Герой Советского Союза Геворк Вартанян.
Опытные диверсанты, которыми из Берлина руководил Отто Скорцени, казалось, предусмотрели все. Не обратили внимания они только на велосипедистов. Среди них была и девочка с косичками Гоар. Немецкую разведгруппу обезвредили.
«Я считаю, что это блестящая работа спецслужб», – подчеркнула внучка Уинстона Черчилля Селия Сандис.
Об этой истории Селия Сандис узнала только в XXI веке и в 2007 году отправилась в Россию с любовью: поблагодарить людей, спасших ее деда и британского премьера.
«Мне также рассказали еще об одном плане – об отравлении воды, которая шла по водопроводу, ведущему в британское посольство, где остановился мой дедушка. Цель была – дать ему эту отравленную воду. Этот план тоже провалился», – добавила Сандис.
После выполнения этой задачи последовали другие. Еще в течение шести лет Геворк и Гоар работали в Иране. Здесь же сыграли в свадьбу. «Он сказал: давай поженимся, хватит гулять. Мне было 20, ему 22», – вспоминала Гоар.
В 1951 году Вартаняны вернулись в СССР, окончили факультет иностранных языков Ереванского университета и снова за рубеж на нелегальную работу.
«Это мастера своего дела. Люди, способные перевоплощаться, жить чужой жизнью. Для западных спецслужб это не характерно, потому что они делают ставку обычно на деньги. То есть просто купить все, что им нужно», – сказал Андрей Ведяев.
Детали их работы «на холоде», то есть за границей, никогда не будут рассекречены. А результаты влияли даже на международную обстановку. Во многом благодаря Вартанянам в декабре 1987 года лидеры СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
«Они достали уникальные материалы, которые позволили Советскому Союзу выровнять ситуацию. Зная планы размещения этих ракет, военные приготовления, было легче вести переговоры», – добавил Ведяев.
Для всех они были иранскими бизнесменами. Свой магазин в центре Рима, роскошные ковры и восточные товары. Вартаняны были вхожи в высший свет. Дружили с политиками, дипломатами, военными. Однажды по заданию Центра Геворку нужно было срочно выехать в США.
«Как было добраться без визы, без всего? И он обратился к Тернеру, который потом стал адмиралом и начальником ЦРУ, и он ему дал свой самолет и помог сделать визу за один день. То есть будущий директор ЦРУ помог советскому полковнику», – отметил историк, заместитель главного редактора «Российской газеты» Николай Долгополов.
Имена Геворка и Гоар Вартанян были рассекречены в 2000 году – в день 80-летнего юбилея Службы внешней разведки России. И тогда же Игорь Костолевский познакомился с семейной парой, чью тегеранскую историю сыграл в кино.
«Они знают цену всему, знают цену жизни. И это видно по глазам, это не объяснишь никак. У них другая энергия, другое отношение. Люди через многое прошли, умеют ценить то, что мы не ценим. И не понимаем, чем мы обладаем порой», – говорит народный артист России Игорь Костолевский.
Для друзей они всегда были иконой стиля. Элегантная чета, с манерами завсегдатаев высших светских обществ. Вартаняны всегда подчеркивали свои корни, рассказывает их биограф Николай Долгополов. «Николай, не забывайте, мы армяне. Я не забываю, вот коньяк всегда армянский. Всегда армянский!» – вспоминает он.
Вместе супруги прожили 65 лет. Своих детей у Вартанянов не было. Похоронили Гоар Ливоновну на Троекуровском кладбище рядом с супругом.
«Сам Геворк Андреевич называл ее своей музой в разведке, и говорил, что три луча звезды Героя СССР по праву принадлежат Гоар», – отметил директор СВР РФ Сергей Нарышкин.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе