Мастер музыкального перевоплощения: в память о композиторе Геннадии Гладкове
13:23 16/10/202316 октября на 89 году жизни скончался народный артист России, всенародно любимый композитор Геннадий Гладков. Его музыка звучит более чем в 110 кино- и телефильмах, анимационных лентах и мюзиклах. Несколько поколений россиян выросли на мультфильмах, главную роль в которых исполняют его песни: «Бременские музыканты», «Голубой щенок», «38 попугаев», «Львенок и черепаха», «Малыш и Карлсон», «Ограбление по» и многие другие.
Его мелодии узнают по первым двум нотам, как и фильмы, в которых они звучат. Среди них такие любимые киноленты, как «Джентльмены удачи», «12 стульев», «Дон Сезар де Базан», «Собака на сене», «Человек с бульвара Капуцинов», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и еще десятки прекрасных отечественных картин.
В память о человеке, который наполнил своей потрясающей музыкой целую эпоху в кино и на телевидении, MIR24.TV рассказывает про его жизнь и творчество.
Музыкант в третьем поколении
Геннадий Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве в семье потомственных музыкантов. Его отец и дед не мыслили себя вне театральных подмостков. Дед сперва пел сам, а потом заболел, потерял голос и выходил на сцену в качестве гармониста, аккомпаниатора певицы Лидии Руслановой. Отец Игорь Гладков играл на аккордеоне в знаменитом джаз-оркестре Александра Цфасмана. Это был невероятно популярный коллектив, который выступал на самых престижных площадках страны и оставил заметный след в истории отечественного джаза.
Вот как рассказывал о своих детских годах сам Геннадий Гладков в одном из интервью: «В доме – как моем, так и у бабушки с дедушкой – постоянно звучала музыка. Да и дядьки мои не промах: один был прекрасным гитаристом и великолепно исполнял цыганские романсы, другой играл на ударных в джаз-бэнде. Помню, он иногда брал меня с собой на работу и давал немного побарабанить. С тех пор к перкуссионным инструментам я неравнодушен. Когда устраивали импровизированные домашние концерты, всегда кидался к барабанам. Отец и вовсе был виртуозом: он даже перекладывал для аккордеона крупные органные произведения».
Семья Гладковых в то время жила на улице Москвина (сейчас Петровский переулок), в доме напротив филиала МХАТа. У самого Геннадия, как и у других мальчишек конца 40-х не было денег на билеты. Зато они просачивались в театр вместе с публикой, когда она после антракта возвращалась в зал. Пересмотрен был весь репертуар, правда, все спектакли только с середины.
Дворовый блюз
Находившийся все время в музыкально-театральном окружении, Геннадий Гладков с самого детства начал учиться музыке. И не где-нибудь, а в музыкальной школе при Московской консерватории. Практики было предостаточно: соседи часто просили его поиграть на общих праздниках. Дворы в то время были чем-то вроде клуба, куда выходили из тесных коммуналок семьи по вечерам. Там обменивались новостями, играли в домино и накрывали столы на праздники.
Геннадий Гладков со своим баяном был в этом дворовом пространстве просто незаменим: он аккомпанировал, когда пели хором, и уж, конечно, тогда, когда пускались в пляс. Подростком он начал импровизировать, легко уходя в сторону от выученной мелодической канвы. А от импровизации и до самостоятельного творчества – рукой подать. Казалось бы, его уже с ранних лет ждала карьера музыканта: исполнителя, дирижера или композитора. Но путь этот оказался не прямым.
Послевоенные годы были тяжелыми, а Геннадий Гладков был старшим сыном в семье и хотел поскорее встать на ноги, начать самостоятельно зарабатывать. Да и родители советовали ему получить более надежную профессию, чем музыка. В результате после 7-го класса Геннадий Гладков поступил в химический техникум. А окончив его, работал в НИИ красителей. Музыка в этот период оставалась его хобби. Юноша играл в самодеятельных ансамблях и организовывал музыкальные вечера по месту работы. Но потом он все же решил посвятить себя любимому делу полностью: поступил в музучилище при консерватории, а затем и в саму Московскую консерваторию имени Чайковского на отделение композиции.
Окончив консерваторию и аспирантуру при ней, Геннадий Гладков стал преподавать: сначала в Хоровом училище имени Свешникова, затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Путевка в профессию
Еще будучи студентом, юный Гладков начал писать музыку для театра и кино. Первой самостоятельной работой композитора стала музыка к дипломному спектаклю его школьного друга, актера Василия Ливанова в Щукинском училище (это был спектакль по «Трем толстякам» Юрия Олеши). Вскоре для того же Ливанова он написал музыку к его мультфильму «Самый, самый, самый». Поэтому Геннадий Гладков любит говорить, что именно другу детства он обязан тем, что стал писать музыку для театра и кино.
Серьезную школу молодому композитору пришлось пройти на студии «Центрнаучфильм»: он написал музыку для научно-популярного фильма «Тайны минувшего», который вышел в 1962 году (ему тогда было 27 лет). А поскольку работать пришлось с большим симфоническим оркестром, то после этого уже ничто не казалось Геннадию Гладкову непосильной задачей.
Настоящим прорывом и надежной путевкой в профессию стала для Геннадия Гладкова работа над музыкой к мультфильму «Бременские музыканты». Его мелодии буквально окрылили этот великолепный советский мультфильм, без преувеличения сыграли в нем одну из главных ролей. А рок-н-рольные нотки в мелодиях, как глоток свободы и радости, придали ленте такой заряд энергии, что мультфильм выглядит актуальным даже сейчас.
Мало кто знает, что в «Бременских музыкантах» Гладков не только выступил как композитор, но и исполнил партию короля в песенке «Ох, рано встает охрана!».
В музыке к «Бременским музыкантам» Геннадий Гладков ярко продемонстрировал свой неповторимый авторский стиль: фантазию, необычайную раскрепощенность мелодического мышления, виртуозное использование самых разных приемов, умение искусно вплетать в музыкальную канву звуки и шумы окружающего мира. Все эти умения стали его творческой визитной карточкой, которая позволяет с первых нот отличать музыку Геннадия Гладкова от любой другой.
Творческий почерк в театре и кино
Композитор любит повторять: «Эпоха определяется костюмом и музыкой». Точно так же обстоит дело и в театре: «Мне всегда интересно выразить в музыке сюжет произведения, попасть в него – чтобы в результате было удобно и режиссеру, и инструменталисту, и вокалисту. Композитор – как гример, которому нужно сделать прически, макияж, усы и бороду того или иного времени, той или иной страны. Моя задача – примерно такая же, только в области музыки», – говорит композитор. Поэтому в «Бременских музыкантах», как и во многих других мультипликационных и кинолентах каждый герой и каждая сцена у него имеют собственную музыкальную характеристику.
Незаурядное дарование Геннадия Гладкова оценили и театральные режиссеры. Сперва Марк Захаров, который работал тогда еще в Московском театре сатиры, потом режиссер Ленинградского драматического театра имени Ленсовета Игорь Владимиров. И в том, и в другом театре были поставлены запоминающиеся музыкальные спектакли, отразившие все грани творчества композитора. Среди них легендарные спектакли «Проснись и пой», «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская».
На новый виток творчество Гладкова вышло в период его сотрудничества с театром имени Ленинского комсомола и «Современником». В первом были поставлены музыкальные спектакли «Тиль», «Жестокие игры» и «Оптимистическая трагедия». А во втором – музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата».
В 1983 году в Московском музыкальном театре имени Станиславского Немировича-Данченко была поставлена опера Геннадия Гладкова «Старший сын». Тексты к ней написал Юлий Ким – с Геннадием Гладковым он много и плодотворно сотрудничал не только в этом спектакле, но и во многих других театральных и кино-проектах.
Совместно с Юлием Кимом Гладков написал песни почти ко всем фильмам Марка Захарова, начиная с «12 стульев», который вышел в 1977 году. «Всегда с наслаждением жду того момента, когда Гладков покажет мне музыку, которую он сочинил на мои стихи, – говорил Ким. – Как правило, всегда сначала работаю я, а уже потом он сочиняет мелодию. Наоборот, по-моему, ни разу не было».
Но один раз Геннадий Гладков сам написал и музыку, и текст. Получилось так здорово, что Ким даже огорчился, что он в этом не участвовал. Речь идет о знаменитой шуточной песне «Уно моменто», так полюбившейся отечественным телезрителям.
Когда Марк Захаров внезапно попросил Гладкова по-быстрому сочинить что-то в духе неаполитанского романса, композитор чуть постоял в замешательстве, открыл крышку рояля и сразу запел, выдавая под простенькую мелодию невероятную абракадабру из псевдоитальянских слов. Вот как рассказывал об этом Геннадий Гладков: «Когда-то в консерватории мы изучали итальянские термины, и я запомнил выражение «уно моменто». Ну и стал на эту тему сочинять музыку. Захаров покатывался от смеха».
Не имеющая никакого смысла песня, состоящая из разных итальянских слов, так понравилась режиссеру, что он решил ничего не менять. Осталось только уложить строчки в определенный размер и зарифмовать их. Чисто хулиганское решение, но какой успех!
Гладков рассказывал, что с Захаровым работалось интересно, но трудно. Режиссер хотел лично контролировать процесс создания песен и заставлял сочинять их прямо в его присутствии. Требовал минимализма и непосредственности, живой, не приукрашенной ничем мелодии. «Он говорил: «когда ты работаешь без меня, из тебя консерватория прет, а со мной тебе некогда об этом думать, и поэтому музыка живая получается, без неуместного здесь академизма», – рассказывал потом Гладков.
Гладков написал музыку почти к шести десяткам фильмов и к четырем десяткам мультипликационных лент. Не только вся наша страна, но и жители постсоветского пространства любят песни композитора и напевают их, даже не задумываясь, кто именно их написал.
Получается, что песни популярны, а их автор куда менее известен. Но это не слишком огорчает самого композитора. «Нет большего счастья, чем работать, – говорит он. – А известность – на это нужно тратить время и силы, «светиться», а мне это неинтересно. К тому же, не менее, чем музыка для кино, которую все знают, для меня важны мои работы для театра, оперы, мюзиклы. Есть также сочинения, которые для меня важнее других, но о которых мало кто слышал, которые и не исполнялись-то никогда». Так что у сегодняшнего юбиляра еще есть чем удивить своих поклонников, тем более что он не перестает писать музыку и сейчас.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания