В среду президент РФ Владимир Путин отправился в родной Петербург почтить память учителя и друга Анатолия Собчака. Его не стало ровно 20 лет назад. Собчак – первый мэр этого города и символ эпохи перемен. Подробности в сюжете корреспондента «МИР 24» Анастасии Глебовой.
Сегодня, когда кто-то произносит фамилию Собчак, она ассоциируется со светской львицей, журналистом, актрисой и молодым политиком Ксенией. Но 30 лет назад настоящей звездой был ее отец: профессор из Ленинграда в клетчатом пиджаке – Анатолий Собчак.
В мае 1989-го он проснулся знаменитым на весь Советский Союз после своего выступления в Московском дворце съездов.
«Каждый советский человек, независимо от принадлежности его к той или иной партии, или его беспартийности, имеет право претендовать на любой государственный пост», – говорил он тогда.
На 1-м съезде народных депутатов СССР он «замахнулся» на 6-ю статью Конституции страны, которая закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.
«В одночасье он стал выразителем чаяний миллионов советских граждан. Тогда не было гражданина СССР, который не смотрел бы события с первого съезда народных депутатов. До него выступали, но он резко отличался от всех предшественников», – заявил юрист, руководитель Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Юрий Новолодский.
За выступлениями Анатолия Собчака следила вся страна. Он мгновенно стал героем перестройки в прямом эфире. Интерес подогревал и образ политика: он одевался не как все.
«Я поехала в Москву и привезла ему этот ГДР-овский костюм, который купила по блату: светлые брюки и светлый в клетку пиджак изо льна. Под него можно было носить рубашку с коротким рукавом. Вытерпеть духоту было невозможно, и он стал ходить в нем на некоторые заседания. За что был заклеймен агрессивно послушным большинством съезда. Как это так: Собчак в буржуазном пиджаке разрушает советский строй!», – рассказала вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова.
Анатолий Александрович родился в Чите, закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета имени Жданова, там же защитил докторскую и стал профессором в 45 лет – очень рано по советским меркам. Читал лекции, привык к публичным выступлениям, что потом сыграло Собчаку-политику «на руку».
«Мы решили одну из программ посвятить вопросу: нужен ли профессиональный спорт в Советском Союзе. Нужна была, в том числе, точка зрения юриста. Я позвонил на юрфак Ленинградского университета и спросил, кого мне могут порекомендовать, и мне сказали поговорить с профессором Собчаком. Я ему позвонил, и он сразу согласился и приехал на трамвайчике с портфельчиком. А через четыре месяца или пять он стал депутатом и его жизнь поменялась», – вспоминает журналист, телеведущий Кирилл Набутов.
Собчак буквально ворвался в политику, победил на выборах народных депутатов в 47 округе Ленинграда, вошел в состав Верховного совета, был избран депутатом Ленсовета, который вскоре и возглавил. И все это почти за год. Конечно, ему завидовали.
12 июня 1991 года Анатолий Александрович стал первым, и, как оказалось, единственным мэром Ленинграда. Он вернул ему историческое имя. Вот только город достался Собчаку вместе с разрухой и пустыми прилавками.
«Санкт-Петербург обеспечивался плановыми поставками из соседних регионов, включая страны Прибалтики, Беларуси. И в момент распада СССР эти связи серьезно прервались. Петербург уже не имел преимуществ по сравнению с другими регионами. И я помню, как, работая в мэрии Санкт-Петербурга, мы составляли списки петербургских предприятий, чтобы их обменять по бартеру на продовольствие во всей стране», – говорит председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин.
Алексею Кудрину в 1991-м был 31 год. В мэрии он отвечал за финансы. Собчак смог разглядеть и других молодых лидеров, тех, кто потом вошел в политическую элиту страны.
«Это Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Герман Греф, Игорь Артемьев, Владимир Бортников, Николай Патрушев, Алексей Миллер, Игорь Сечин – это все те люди, которые трудились с Анатолием Александровичем», – заявил Сергей Степашин (с 1990 по 1993 год – народный депутат РСФСР, Председатель Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности).
Был в его команде и нынешний президент России Владимир Путин, который в 1990-м стал советником Собчака, а вскоре и его заместителем. А еще заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев и директор Федеральной службы войск национальной гвардии Виктор Золотов. Но тогда они были просто молодыми и амбиционными людьми, на которых мэр мог положиться. И случай представился.
19 августа в Москве произошла попытка военного переворота. В столицу вошли войска. Бронетехника батальона Тульской дивизии ВДВ под командованием генерал-майора Александра Лебедя заблокировала Белый дом. Редакции демократических газет закрыли и опечатали. Дополнительные части ВДВ были переброшены в окрестности Ленинграда. Здесь с самого утра тоже начались беспорядки. Анатолий Собчак позже вспоминал: «Прямо от трапа самолета я сел в машину и приказал шоферу сразу везти меня в штаб Ленинградского военного округа. Я долго говорил с генералом Самсоновым. Наш разговор закончился тем, что генерал дал слово не вводить войска в город, если не произойдут какие-либо чрезвычайные события, а я пообещал обеспечить в городе спокойствие и безопасность».
На площади перед Мариинским дворцом, где заседал Ленинградский городской совет народных депутатов, в тот день собралась многотысячная толпа. Начался стихийный митинг. Анатолий Собчак вопреки правилам безопасности и даже инстинкту самосохранения спустился на первый этаж, подошел к окну и распахнул его. Взобрался на подоконник и обратился к людям.
«Ему советовали надеть бронежилет, потому что он – прекрасная мишень для любого снайпера на многотысячный площади. Но он сказал фразу, достойную настоящего политического лидера: «Если на мне увидят бронежилет, то поймут, что у меня есть страх, а я наоборот должен вселить веру и уничтожить страх у всех, кто на площади». И накинув пиджак на легкую рубашку, без всяких мер предосторожности, он встал и сказал те слова, которые никто не произносил в те дни ни в Москве, ни в Ленинграде. Он сказал, что мы законно избранная власть и никакое ГКЧП нас не может сместить», – вспоминает Людмила Нарусова.
На следующее утро Собчак отправился к рабочим Кировского завода, который когда-то называли Путиловским. Вывел их на митинг на Дворцовую площадь. В тот день там собралось не менее 400 тысяч человек. Это была победа ленинградцев над ГКЧП. «Люди вышли на защиту своей свободы, закона и законной власти, а значит, вышел народ, а не толпа», – писал Собчак.
В 1993-м Анатолий Собчак так же бесстрашно, как и свой город, защищал в новой Конституции России положения о том, что права человека должны быть выше интересов государства.
«Собчак учил относиться к законодательству максимально бережно, и это было правильно, именно это позволило выстроить стройную правовую конструкцию с Конституцией 93 года. И давайте не будем забывать, что Конституция 93 года в огромной степени – заслуга Собчака. И наше текущее законодательство того времени – в значительной степени заслуга Собчака», – отметил правозащитник Михаил Федотов.
При Собчаке Петербург ожил. В городе началось строительство Кольцевой автодороги, появился проект скоростной магистрали. Сюда потянулись первые лица других государств.
«Можете себе представить: английская королева на яхте приходит в Санкт-Петербург, а в Москву не заезжает. Она приезжает в столицу российской империи, кстати, это потом здорово повредило Анатолию Александровичу, потому что Борис Николаевич очень обижался, и я это знаю не понаслышке. Заиграл огнями Эрмитаж, начался активный ремонт в хорошем смысле слова наших пригородов. Петербург, Ленинград – это все-таки город красоты, самый красивый город Европы с моей точки зрения. И Собчак пытался придать ему шарм», – говорит Сергей Степашин.
Ради имиджа города мэру приходилось совершать и совсем неожиданные поступки. Перед Играми доброй воли иностранные делегации осматривали объекты. В бассейне спортивного клуба СКА шведским экспертам не понравился цвет воды. Они усомнились в ее чистоте и как следствие – в безопасности для своих пловцов. Анатолий Собчак действовал решительно. Он снял деловой костюм и нырнул в бассейн.
Он был в отличной форме – проплыл около 200 метров на глазах у изумленных гостей. Набирал он и политическую форму, планировал идти на второй срок.
«Вы знаете, в 96-м году Анатолий Александрович ездил как доверенное лицо Бориса Николаевича Ельцина по стране в очень сложные тогда регионы. Я помню, мы заходили в зал, 96-й год, под улюлюканье и свист. И в чем была особенность Анатолия Александровича Собчака: мало того что он был эрудированный человек, хорошо подготовленный. Он был очень порядочным и честным человеком. И это было его нутром. Вы сейчас поймете, почему я сейчас все совмещаю сказанное выше. Мы заходили в зал под улюлюканье и свист, а уходил он из этого зала под аплодисменты», – заявлял Владимир Путин.
Накануне губернаторских выборов отношения между Собчаком и Ельциным охладели. До президента дошли слухи, что мэр Петербурга метит на его место. Он ведь советовал Борису Николаевичу не выдвигаться. Совпадение или нет, но профессор Собчак неожиданно проиграл инженеру Яковлеву всего несколько тысяч голосов.
Позже его обвинили в злоупотреблениях на посту мэра, в коррупции. От неминуемого ареста, а возможно, и смерти (после одного из допросов у Собчака случился инфаркт) его спас Владимир Путин. Он уже работал в администрации президента Ельцина. На свой страх и риск вывез своего учителя за границу. Собчак вернулся через пару лет. И даже был реабилитирован. Планировал снова заняться политикой, но 19 февраля 2000 года сердце первого мэра Петербурга остановилось.
«Он вернул достоинство Петербургу как северной столице, вдохнул в город новую жизнь, духовную, прежде всего, составляющую. Он многое сделал и для города, и для страны. И мы, во всяком случае, те, кто знал его, любил и дружил с ним, никогда этого не забудем», – подчеркнул Владимир Путин.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе