Подводное эхо войны

16:14 26/05/2020
Подводное эхо войны
ФОТО : Центр подводных исследований Русского географического общества

Артефакты Великой Отечественной войны продолжают находить не только на суше, но и под водой – на дне морей и озер. Поиском затонувшей техники занимаются специалисты Русского географического общества. Среди последних находок – теплоход «Армения», который искали почти 80 лет, и тральщик Балтийского флота.

Трагедия теплохода «Армения»

Черное море. Глубина 1500 метров. На ровном киле стоит покрытое илом судно. На борту – лежит рында (прим. авт. – колокол). На ней – еле различимая на картинке, которую транслирует подводный аппарат, надпись – «Армения». Сомнений не осталось, это – тот самый теплоход, затонувший после атаки немецкой авиации в первый год Великой Отечественной войны.

Подводное эхо войны

Его построили в Ленинграде в 1928. Тогда на Балтийском заводе работали над серией скоростных комфортабельных лайнеров, первых в Советском Союзе. В городе на Неве по госзаказу собрали «Абхазию», «Аджарию», «Украину» и, наконец, «Армению». Двухтрубные теплоходы водоизмещением почти 6 тысяч тонн могли брать на борт почти тысячу пассажиров! Предусмотрены были еще 6 трюмов и два дополнительных пространства между палубами для размещения груза. На случай аварии – 16 спасательных шлюпок. За высокую скорость – 14 с половиной узлов – суда этой серии получили прозвища «рысаки».

Теплоходы поступили в ведение Черноморского пароходства. «Армения» эксплуатировалась на линии Одесса – Батуми. До войны успела не только порадовать пассажиров своим комфортом, но даже «засветилась» в советском кино. В 1935 году на студии «Ленфильм» решили снять картину «Сокровище погибшего корабля». По сценарию, команде ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения) поручено поднять со дна Черного моря затонувший английский корабль. На афишу тогда поместили главных героев (их сыграли Николай Баталов и Евгения Пырялова) и теплоход «Армения». Именно на нем водолазы и отправились к месту назначения. Кто тогда мог подумать, что красавцу-«рысаку» самому понадобится поисковая экспедиция.

Подводное эхо войны

С началом Великой Отечественной войны «Армению» переоборудовали под корабль-госпиталь. В ресторанах расположились операционные и перевязочные, из курительного салона сделали аптеку, а в каютах установили дополнительные подвесные койки. На мачте подняли флаг Международного Красного креста, такую же символику нанесли на борт. Капитаном санитарно-транспортного судна назначили 39-летнего Владимира Плаушевского. Руководителем медперсонала – главного врача Железнодорожной больницы Одессы Петра Дмитриевского. В течение лета и осени 1941 года «Армения» совершила 15 спасательных операций и перевезла около 16 тысяч раненых солдат. Вечером 6 ноября из Севастополя теплоход вышел в свой последний рейс.

К этому времени немецкие войска 2-й армии под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна стремительно продвигались вглубь Крымского полуострова. На подступах к Севастополю шли ожесточенные бои. Свободных сухопутных дорог для эвакуации не осталось. 5 ноября был отдан приказ свернуть все госпитали и лазареты города и с помощью «Армении» перевезти их в Туапсе. В список эвакуированных попали также артисты театра имени Луначарского, партийное руководство Крыма и персонал пионерского лагеря «Артек».

С раннего утра на борт теплохода стали подниматься люди. Погрузка шла весь день. В 17:00 Плаушевскому был отдан приказ выходить из порта. «Армения» направилась в сторону Ялты. Уже в пути получили еще один приказ – зайти в Балаклаву и забрать сотрудников НКВД. В Ялте «Армения» оказалась около 2 часов ночи 7 ноября. Здесь на борт поднялись медработники и раненые из 11 госпиталей. Точного подсчета никто не вел. По разным оценкам, на судне расположились от 5 до 10 тысяч человек. По свидетельствам очевидцев, от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой.

В это время немецкие войска уже стояли на окраине города и оттуда обстреливали порт. Времени оставалось крайне мало. Уходить нужно было немедленно. В 8 утра 7 ноября по приказу оперативного дежурного Черноморского флота «Армения» вышла в сторону Туапсе. Сопровождали теплоход два катера.

Подводное эхо войны

Судя по сохранившимся данным метеосводки, в тот день дул сильный северо-восточный ветер. Штормило. По воспоминаниям одного из моряков с катера, охранявшего судно, около 10 часов в районе мыса Сарыч в воздухе пролетел немецкий разведчик и два вражеских торпедоносца. Один из них направился в сторону Ялты, другой – стал делать разворот для атаки. Гитлеровцы сбросили две торпеды, но они прошли мимо. Через час, в 11:25 немецкий летчик повторил попытку. Авиабомба попала в теплоход, вызвав сильный пожар. На борту началась паника. 4 минуты «Армения» шла на дно. Спаслись тогда, по разным свидетельствам, 6 или 8 человек. По числу жертв, это одна из самых крупных катастроф в мировой истории.

Активные поиски затонувшего судна начались в двухтысячных годах. К работе подключили даже специалистов из «Центра по исследованию океана и археологической океанографии» США под руководством Роберта Балларда. Именно этот ученый в 1985 году обнаружил обломки «Титаника». Больше 20 лет поиски «Армении» не приносили результата. За это время обследовали 300 квадратных километров дна. Как оказалось позже, основная сложность была в том, что теплоход опустился на очень большую глубину. И только в 2017 году научные суда Министерства обороны России смогли обнаружить магнитную аномалию на предполагаемом месте катастрофы.

Подводное эхо войны

В марте 2020 года этот район тщательно исследовали гидролокатором, в результате чего зафиксировали точные координаты расположения корпуса «Армении». В работу включился Центр подводных исследований Русского географического общества. Для видеофиксации задействовали беспилотный подводный аппарат. Уже после первых погружений специалисты сделали однозначный вывод – это точно «Армения». При осмотре роботом были отмечены характерные признаки этого теплохода – расположение палуб и проемы в ограждениях из металлических стоек.

«Во время исследования мы нашли машинный телеграф, лежащий на палубе в носу. Это был, скорее всего, швартовочный машинный телеграф. Он должен был находится на ходовом мостике в левой части. Из чего мы сделали предположение, что вероятнее всего он очень сильно разрушен. А такие разрушения характерны при бомбардировке с воздуха», – рассказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.

Теплоход мог затонуть не из-за попадания торпеды в носовую часть – первые предположения ученых из РГО. Корпус судна покрыт толстым слоем ила, но очевидных пробоин не имеет. При этом – центральная часть надстройки разрушена. Результаты этой экспедиции позволят подробно реконструировать события октября 1941.

Подводное эхо войны

А пока что над местом гибели теплохода отслужили панихиду. В память о жертвах трагедии был дан троекратный залп.

Битва у острова Нерва

А эти вещи подняли с советского тральщика ТЩ-45 и немецкого миноносца Т-31. Корабли затонули в Финском заливе у небольшого острова Нерва в июне 1944 года.

Подводное эхо войны

Среди находок – двуствольная ракетница фирмы «Вальтер» – подобных сигнальных пистолетов было выпущено чуть больше трех тысяч. Еще – машинный телеграф, который, несмотря на время, хорошо сохранился.

Подводное эхо войны

А вот вещь-мешок с корабельным имуществом оставили на дне до следующего раза – чтобы не повредить его при подъеме, поскольку находку нужно аккуратно упаковать в сеть.

Подводное эхо войны

Советский тральщик в момент гибели перевозил снаряды и оружие. Судно подтопила торпеда вражеской подлодки. Немецкий эсминец же пошел ко дну во время боя с катерами Краснознаменного Балтийского флота.

Подводное эхо войны

«Когда гитлеровцы пытались помешать нашему десанту, оказалось, что гигантские немецкие миноносцы – 100 метров длиной, с экипажем под 200 человек, с четырьмя большими пушками не могут противостоять маленьким советским торпедным катерам, которые двигаются на колоссальной скорости», – объяснил исторический консультант Центра подводных исследований Русского географического общества Андрей Лукошков.

На поверхность исследователи поднимают лишь то, что способны сохранить при дальнейшем изучении. На воздухе привыкшие к влаге артефакты окисляются и портятся. Поэтому после осмотра их вновь погружают в воду, взятую из залива. В таких условиях будущие экспонаты останутся до конца экспедиции, пока не попадут к реставраторам.

Фото предоставлены Центром подводных исследований Русского географического общества