В России 1 июля определят «Города трудовой доблести». Этот почетный статус столь же престижен, как и «Город воинской славы». С той лишь разницей, что новое звание присвоят главным промышленным центрам тыла. Там не было или почти не было боевых действий, но вклад в Победу от этого не меньше. О фаворитах голосования – корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
САМАРА
Осенью 41-го немцам остается до Москвы меньше 30 километров. Руководство страны объявляет «запасную» столицу. Большая часть чиновников, а также иностранные дипломаты, переезжают в Куйбышев.
«За моей спиной стояли послы, военные атташе, которые смотрели на проходящих солдат, которые видели вооружение и удивлялись, как врет гитлеровская пропаганда, которая говорила, что у Красной Армии не осталось техники», – сказал доктор исторических наук, профессор Александр Репинецкий.
7 ноября 1941-го Куйбышев наряду с Москвой и Воронежем принимает военный парад. В любой момент здесь ждут верховного главнокомандующего. Для товарища Сталина, его семьи и ближайшего окружения в самом центре города строят подземный бункер глубиной почти 40 метров.
«Максимальная вместимость бункера – 600 человек, и он мог совершенно продержаться на автономном режиме пять суток», – отметил Александр Репинецкий.
Сталин здесь так и не побывал: Москву покидать не пришлось. Тем не менее Куйбышев фактически выполнял столичные функции до августа 1943-го – перелома в Курской битве. Удобное географическое, транспортное положение и Волга, как естественная защита, сделали Куйбышев еще и одним из главных промышленных центров тыла. Сегодняшняя Самара претендует на почетное звание «Город трудовой доблести».
Целые отрасли приходилось создавать буквально «на коленках»: в чистом поле или тайге. В глубокий тыл было эвакуировано полторы тысячи предприятий. Из них почти 700 – на Урал. Именно здесь в годы войны возникают главные центры танкостроения: Нижний Тагил, Челябинск, Свердловск.
ЕКАТЕРИНБУРГ
«Испытания ночью проводились по улицам города, а тир для пристрелки танкового вооружения был изготовлен здесь же, рядом со сборочным цехом», – поделился председатель совета ветеранов АО «Уралтрансмаш» Анатолий Волкович.
Т-60, Т-70 и, конечно же, самый известный советский танк – Т-34. Всех моделей на свердловских предприятиях было выпущено почти две тысячи. Основное производство развернули на заводе «Металлист», сегодня это «Уралтрансмаш».
«В отдел кадров к начальнику подошли, он говорит: «Ну и куда ты хочешь?». Я говорю: «Я хочу быть токарем!». Он как засмеялся: «Ты же там не достанешь и педали-то эти!» – рассказала труженик тыла Зоя Жданова.
Зое Ждановой тогда едва исполнилось 15. Она, как и многие дети, работала наравне со взрослыми. Без детского труда было не обойтись.
«В годы войны на предприятии работало порядка семи тысяч человек. Из них большую часть составляли женщины, дети и мужчины старшего возраста», – отметил директор по управлению персоналом АО «Уралтрансмаш» Владимир Третьяков.
Помощь для фронта сделала Урал таким, какой он есть сегодня. Только в Свердловске население увеличилось в полтора раза. Большинство эвакуированных предприятий продолжило работать и после войны.