Азия продолжает бороться с сильнейшим за последнее время наводнением. На данный момент известно, что стихия унесла жизни 50 человек, всего пострадали уже почти 500 тысяч граждан Поднебесной. В минувшие выходные на южные префектуры Японии и часть Китая обрушились сильнейшие ливни, из-за которых часть рек вышла из берегов и на многие районы сошли селевые стоки. За несколько дней на многих территориях уже отметили серьезные разрушения, а сегодня стало известно, что из-за наводнения разрушился древний китайский мост времен династии Мин.
Среди японских территорий наиболее пострадала префектура Кумамото на острове Кюсю. Жителям рекомендовали в срочном порядке покинуть свои дома и перебраться в безопасное место. Синоптики прогнозируют, что ливни продолжатся и в ближайшие сутки, а в окрестностях Токио и Осаки выпадет 200-300 миллиметров осадков.
Во все времена воспоминания о страшных погодных бедствиях фиксировали историки, писатели и синоптики. «МИР 24» рассказывает о самых разрушительных наводнениях в мировой истории.
Китай, 1931 год
Считается, что самое крупное наводнение в мире произошло в 1931 году в Китае. Его поставили на второе место после Всемирного потопа, о котором рассказывает Священная история. Но по официальным историческим документам – именно это самое крупное стихийное бедствие на планете, его жертвами стали более 4 миллионов человек. Страшным событиям того времени предшествовали два года сильнейшей засухи и снежная зима в начале 1931-го. Весной великие китайские реки Янцзы, Хуайхэ и Хуанхэ стали резко наполняться талой водой, к тому же выдались дождливые месяцы. И вот всего за несколько недель уровень воды достиг критических отметок, а к августу реки стали выходить из берегов. Вода быстро достигла города Нанкина, бывшего в то время столицей Китая. Еще через пару дней поток стал настолько сильным, что противостоять стихии уже не могли даже дамбы – они рухнули в разных местах 25 августа.
ФОТО : Википедия
Оказалось, что опасность представляет не только сам поток воды, но и различные инфекционные заболевания, переносчиком которых она стала: люди не только тонули, но и умирали от тифа, холеры и других болезней. Китайцы впали в отчаяние. Рассказывают, что во время наводнения и даже после него в Поднебесной были зафиксированы случаи каннибализма и детоубийства. Таким образом север Китая на долгое время оказался полностью парализован, с некоторых участков вода не сходила следующие 6 месяцев. Десятки тысяч людей оказались без крыши, продовольствия и медицинской помощи. Правительство тогда не смогло оказать оперативную и полноценную помощь пострадавшим провинциям: дело в том, что на тот момент все его силы были сконцентрированы на войне между националистами и коммунистами, а также на вопросах интервенции Японии.
На помощь простым жителям приходили иностранные граждане и интернациональные спасательные миссии. Известно, что некоторым помощникам иногда удавалось добраться до пострадавших на самолете, привести продукты питания и оказать первую помощь. Но эвакуировать граждан с пострадавших территорий так и не смогли. Лишь к концу года силами двух миллионов граждан удалось частично восстановить инфраструктуру и вернуться к привычной жизни. Китайцы с удвоенной силой чинили разрушенные дамбы, однако и будучи уже восстановленными они простояли недолго. Следующее наводнение китайцы пережили во время Второй мировой войны – тогда водозащитные сооружения намеренно взорвали, чтобы не дать пройти вражеским армиям. Произошло новое подтопление, вследствие которого погибли более сотни тысяч человек.
После этого Янцзы еще дважды выходила из берегов, что также приводило к непоправимым последствиям: в 1954 году в результате стихийного бедствия погибло порядка 30 тысяч человек, а в 1998 году число погибших составило почти 4 тысячи человек. Но если поведение Янцзы еще тогда можно было хоть как-то предсказать, то вот за рекой Хуанхэ было сложнее уследить. За свою непредсказуемость китайцы еще в древности считали ее самой «капризной» рекой в Поднебесной, а после череды наводнений стали называть ее «Печалью Китая».
Санкт-Петербург, 1824 год
За всю историю своего существования Северная столица пережила 330 наводнений. Самое катастрофичное произошло в ноябре 1824 года, это было уже 84-ое по счету. Плохой погодой жителей города на Неве было сложно удивить, поэтому никто не придал какого-то особого значения резкому ухудшению метеорологических условий. С залива как и всегда дул сильный ледяной ветер, а к вечеру 18 ноября (6 ноября по старому стилю) уровень воды в каналах резко поднялся. Позже выяснилось, что некоторые ученые все-таки предвещали нашествие стихии, но руководство города тогда не обратило внимание на прогнозы. Например, физик Роспини был обеспокоен тем, что накануне барометры показывали очень низкое значение атмосферного давления. Только вечером 6 ноября на Адмиралтейской башне зажгли специальные предупреждающие о возможной угрозе фонари.
ФОТО : Википедия
Ветер дул юго-западный, к утру он разбушевался настолько, что разрушал дома и вырывал с корнем деревья. В городе разразилась настоящая буря. Очевидцы рассказывали, что Нева как будто развернула свое русло и стала резко подниматься. К середине дня под водой одновременно оказались две трети города, уровень воды поднялся на 4 метра выше обычного. Однако люди все еще недооценивали степень бедствия, некоторые зеваки даже выходили на улицу, чтобы наблюдать редкое природное явление. Опасность люди прочувствовали лишь тогда, когда потоки воды стали выбивать стекла и ограды, сбивать с ног экипажи и наносить увечья.
В эпицентре событий оказались писатель Александр Грибоедов – он забрался на крышу дома и наблюдал – и император Александр I – он решил, что так Бог карает город за грехи правителя. Стихия бушевала лишь несколько часов, но этого хватило, чтобы до неузнаваемости изменить облик города. Исаакиевский мост сломало пополам и унесло в залив, а дома Васильевского острова полностью смыло. К середине 7 ноября в городе подморозило, и вода стала уходить, тогда люди немедленно вышли на улицу, чтобы оценить разрушения. Позже выяснилось, что по всему городу было разрушено около 4 тысяч домов и почти все городские мостовые и тротуары. За несколько часов погибли почти 500 человек и 3600 голов скота, ущерб тогда оценили в 20 миллионов рублей. В память о страшных событиях в разных частях Петербурга появились таблички с указанием уровня воды 7 ноября 1824 года.
Дейтон, 1913 год
В начале ХХ-го века, а именно в 1913 году, западную часть США настигла целая серия мощных наводнений. О тех бедствиях американцы до сих пор вспоминают с ужасом. Так совпало, что зима выдалась дождливая, почвы переувлажнились, а уже в начале марта снова выпали осадки. Тогда в районе Огайо и Кентукки выпало рекордное количество осадков, норма была превышена в три раза. Мощнейшие ливни шли не переставая на протяжении нескольких недель. И вот некогда процветавший мегаполис Дейтон оказался в эпицентре бури. В какой-то момент воды стало настолько много, что плотины больше не могли ей препятствовать – тогда всего за несколько часов город затопило на шесть метров. Известно, что 25 марта 1913 года в городе в одночасье погибли 500 человек и свыше 175 тысяч жителей остались без крыши над головой. Из берегов вышли сразу несколько крупных американских рек: Сиото, Мэд, Майами и Маскингам.
ФОТО : Википедия
Поначалу жители не паниковали, они рассчитывали на современные водоупорные сооружения, ведь вокруг города они возвели целую сеть современных по тем меркам плотин и насыпей. Однако остановить стихию не удалось. Согласно данным журналистов местной газеты, всего за три дня на штат Огайо обрушилось 18 миллиардов тонн воды, а Дейтону повезло меньше всех. Огромная волна мгновенно снесла все коммуникации в городе, в том числе телефонную линию, мегаполис оказался полностью парализован. Более того, вышли из строя и «газовые» магистрали, из-за этого в городе многократно вспыхивали пожары. Люди искали убежища в офисах, на крышах высотных домов и в башнях. Рассказывают, что 70-летний президент одной из самых крупных местных компаний отправился спасать жителей на своей шлюпке. Казалось, в те роковые дни внимание всей Америки было приковано к деловому центру Дейтона.
Некоторые репортеры, не побоявшись стихии, приезжали из других городов, чтобы докладывать обстановку прямо с места событий. Рассказывают, что один из них с трудом выторговал резиновую лодку у одного из местных жителей, который хотел эвакуироваться. Журналист собрал отряд добровольцев и планировал не только написать репортаж, но и спасти город от мародеров – бедствующие территории незамедлительно стали привлекательной целью грабителей и других преступников.
Этот же журналист, как потом вспоминали, передвигаясь по городу на шлюпке, расспрашивал встречавшихся ему гребцов и собирал сведения о пострадавших и разрушениях. Благодаря ему стало известно, как выглядел город во время катастрофы. Он писал, что некоторые животные, не справившись с потоком, оказывались в самых неожиданных местах. Например, он встретил свинью, заплывшую на второй этаж магазина женского белья и лошадь, стоящую за кассой национального банка. Беда настигла город в разгар рабочего дня, поэтому члены семей оказались отрезаны друг от друга. Взрослые, у которых был шанс спасти себе жизнь, бросались на поиски своих детей и тонули. Некоторым удалось спастись, только забравшись на спины плывущих животных. В какой-то момент неподалеку от города проезжал поезд: успевших доплыть до железнодорожных путей беженцев удалось спасти. Все они были окоченевшими от холода.
Рассказывают, что бороться со стихией помогали не только спасатели, но и обычные люди. Например, связисты пробыли на посту более 30 часов. Как только связь восстановили, они передавали сообщения о пострадавших и пропавших без вести. А студенты Уеслианского университета в Делвере спасли не один десяток людей, переправляя их с одного берега на другой. Некоторым жителям удалось не растеряться в критичной ситуации и даже проявить изобретательность: когда вода стала подступать к дому, один из фермеров завел на второй этаж свою корову. Когда низ затопило, его семья еще долго не эвакуировалась и питалась молоком животного.
Вода ушла лишь через несколько месяцев. И только в 1914 году жителям удалось восстановить часть домов, фермы и дамбу. Американцы посчитали, что стихия разрушила в Дейтоне около 30 тысяч домов и несколько сотен мостов. А материальный ущерб оценили в рекордную по тем временам сумму – 100 миллионов долларов.