В 2020 году городу Боровичи, расположенному в 170 км от Великого Новгорода и в 320 км от Санкт-Петербурга, исполняется 250 лет. С Боровичами связана давняя административная чехарда. Когда-то они относились к Новгородской губернии, затем – к Ленинградской области, с 1944 года – к Новгородской. Во время Великой Отечественной войны город остался в тылу, каким-то чудом его почти не затронули бомбежки. Боровичи стали известны прежде всего как «город-госпиталь».
Самое известное производство города – это огнеупорный завод, который в советское время назывался комбинат «Красный керамик», а сегодня – ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров». Это старейшее огнеупорное предприятие страны, основанное на богатейших запасах глин Боровичско-Любытинского месторождения Новгородчины. История предприятия началась в 1857 году, когда шведский промышленник Э. Нобель построил в Боровичах первый специализированный завод «для приготовления огнепостоянных кирпичей из находящейся там огнепостоянной глины». В 1880 году петербургский промышленник Константин Вахтер, немец по происхождению, основал «Боровичский завод огнеупорных, кислотоупорных изделий и канализационных труб», который через 16 лет был преобразован в акционерное общество, объединившее лучшие огнеупорные заводы Боровичей, завод в Воронежской губернии и несколько шахт, превратившись в самое крупное предприятие отрасли. В годы Первой мировой войны акционерное общество полностью работало на оборону...
Когда Боровичи оказались в прифронтовой полосе, производство эвакуировали на Урал, однако в мае 1942 года его начали восстанавливать, и уже в 1943-м комбинат выпустил 95 тысяч тонн огнеупоров. За героический труд в годы Великой Отечественной войны в 1985 году коллектив комбината получил орден Отечественной войны I степени.
О том, почему город не затронули бомбежки, ходят две легенды. Согласно первой, якобы у немецких родственников Вахтера была договоренность с оккупантами о том, чтобы заводы остались в целости. Вторая легенда связана с местной святыней – мощами чудотворца Иакова Боровничского. Якобы втайне от властей жители три ночи подряд свершали крестный ход вокруг Боровичей с мощами святого, который и защитил город. Тем не менее с приближением фронта жители – в основном женщины – готовили укрытия, окопы, блиндажи, посещали дополнительные курсы медсестер.
В городе развернули 22 госпиталя, под них отдали все школы, единственную гостиницу и единственное здание ресторана, бывшие городские усадьбы, жилые дома. Большая часть госпиталей была хирургического типа, несколько – смешанного типа, а также инфекционный, туберкулезный, сортировочной-эвакуационный и госпиталь для психически больных. Один из них, расположившийся в бывшем Свято-Духовом монастыре, предназначался для военнопленных и входил в систему лагерей под номером 3810. Если советские раненые начали поступать в Боровичи уже в июле 1941 года, то немцы, поляки и прочие – в 1942-м. Военнопленные получали такую же медицинскую помощь и такую же еду. По воспоминаниям медперсонала, больные и слабые немцы уже не вызывали ненависти.
Впервые городом-госпиталем Боровичи назвал в своем дневнике знаменитый военный хирург Александр Александрович Вишневский, главный хирург Волховского фронта, а позже и главный хирург Минобороны СССР. Самым тяжелым периодом было лето 1942 года, когда в госпитали привозили раненых бойцов 2-й Ударной армии, вышедших из окружения под Мясным Бором. Тогда поступало до тысячи раненых в сутки. Более 70% раненых удавалось спасти, эта цифра оценивается сегодня в 70 тысяч солдат и офицеров. Около четырех тысяч погибших похоронены на городском кладбище.
Тем временем вся городская промышленность была поставлена на военные рельсы. В Боровичах выпускали минометы, мины, снаряды, оборудование для походных хлебозаводов, котлы для приготовления пищи, армейские котелки, походные бани, печки-буржуйки для землянок... Деревообделочный комбинат производил винтовочные ложа, приклады для оружия, катки для аэродромов, прицепные сани, зарядные ящики и понтоны. Цеха бывшего механического завода и артель «Цветметштамп» наладили производство корпусов для мин и ручных гранат. Артель «Металлист» изготавливала предохранители для противотанковых мин и другую продукцию, нужную для армии. Ликеро-водочный завод перепрофилировался на производство зажигательных смесей. Трикотажная фабрика «Победа» отправляла на фронт свитера, белье, перчатки, подшлемники, Хлебокомбинат – хлеб и сухари. В 1942 году в Боровичах был создан трест Ленуголь, во время войны работали на этом производстве в основном женщины, потом добавились военнопленные. Уголь, который добывался, с 1943 года шел в Ленинград.
После работы на предприятиях боровичане приходили дежурить в госпитали – ухаживали за больными, стирали и чинили белье. Несмотря на тяжелую работу и недоедание, они становились еще и донорами крови, сдавая ее для раненых. За годы войны они сдали более восьми тонн крови, а 83 донора получили награду «Почетный донор СССР». Зачастую собственную кровь для спасения пациентов приходилось сдавать врачам и медсестрам. Всего за годы войны в Боровичах насчитывалось более 5700 доноров.
Подробнее в сюжете: Города трудовой доблести