20 российских городов получили статус «Город трудовой доблести» в знак признания заслуг в годы войны. Среди них столица Удмуртской Республики – Ижевск. Во время Великой Отечественной войны в Ижевске произвели десятки тысяч пушек, противотанковых ружей и пулеметов, миллионы винтовок и карабинов, пистолетов и револьверов. Всего за годы войны на городских предприятиях выпустили 11 млн. единиц стрелкового оружия, 7 тыс. авиапушек, 214 тыс. пулеметов Березина и Максим, 133 тыс. противотанковых ружей Дегтярева и Смирнова. Именно поэтому Ижевск не раз называли главным арсеналом СССР.
«В те годы Ижевск был главнейшим арсеналом Родины. Именно здесь ковалось оружие нашей Великой Победы», – говорил маршал Дмитрий Устинов.
Во время войны было важно перенести предприятия вглубь страны подальше от военных действий, иначе производства необходимых продуктов, товаров, оружия и техники было бы невозможно сохранить. Поэтому к концу декабря 1941 года в Удмуртию перенесли 65 предприятий и организаций, большинство из них сливались с действующими фабриками и заводами.
Например, осенью 1941, когда под Москвой шли бои, первые эшелоны Московского радиозавода им. Орджоникидзе прибыли в удмуртский Сарапул. В городе не было подходящего по размерам предприятия, поэтому под механические заводы оборудовали павильоны местного рынка. Однако площади все равно не хватало, и тогда в 40-градусный мороз развернули строительство новых корпусов. Монтаж шел круглые сутки, всю войну завод снабжал армию современной аппаратурой, в первую очередь, радиостанциями для танков.
Непосредственно в Ижевске особое стратегическое назначение получил оружейный завод, перенесенный из Тулы. В июле 1942 года Ижевский машиностроительный завод разделили на две части: машиностроительный и механический. Там выпускали противотанковое ружье Дегтярева, ружье Симонова, револьвер «Наган». По данным Центра документации новейшей истории Удмуртии, Ижевск произвел за годы войны столько же оружия, сколько вся промышленность США, и в два раза больше, чем заводы нацистской Германии. Кроме того, каждая новая партия доставлялась в Москву всего за 15-17 часов.
Ижевские сталевары обеспечивали металлом более ста заводов Советского Союза. Изготавливали его на металлургическом заводе, который сегодня носит название «Ижсталь». Из этого металла делали элементы снарядов для «Катюши», противотанковые ружья, брони пулеметов «Максим».
Конечно же, были в Ижевске и предприятия легкой промышленности, которые выпускали валенки, гимнастерки, шаровары, простыни, нательное белье, шубы и шапки, ремни и пуговицы.
Рабочих рук в течение всей войны не хватало, поэтому ввели обязательные сверхурочные работы, таким образом, средняя продолжительность рабочего дня составляла 9-12 часов. Например, на Ижевском механическом заводе сотрудникам приходилось и вовсе работать в две смены. Привлекали выпускников промышленных учебных заведений, вольнонаемных горожан, инвалидов, прибывших с фронта по разнарядке. А каждый седьмой рабочий был младше 18 лет.
Часто работали без выходных и после столь тяжелой трудовой деятельности на металлургических производствах здоровые и крепкие люди становились инвалидами. Спецодежды не хватало, поэтому работать приходилось в рваной одежде, был недостаток обуви, а жилищные условия в общежитиях были далеки от безопасных. Часто работать приходилась в холодном цехе, рабочие даже не могли дойти до общежития – не было одежды и сил, поэтому спали прямо у печей на заводе. Кстати, трудилось на предприятиях множество женщин, они сами разгружали вагоны, раскладывали винтовки.
Еду рабочие получали по карточкам – крупа, жир и очень редко мясо. Хлеба не более 700 грамм на человека, на обед давали суп и кашу с ложкой постного масла. Так изо дня в день. Если сотрудник в чем-то провинился, из его карточки вычитали 100 грамм хлеба.
Несмотря на тяжелые условия труда Ижевск для многих стал спасением и домом. Сюда эвакуировали детей, оставшихся без родителей, притом не только из России, но и из Украины и Беларуси. Их обучали ремеслу и отправляли трудиться на заводы.
«В июле я последний раз видела папу, он не вернулся с фронта. В Ижевске жили на голове друг у друга. Поверьте мне, люди не только не ссорились, чужие люди помогали друг другу как родные. Наверное, это инстинкт самосохранения, потому что, если бы мы друг другу не помогали, мы бы погибли. И голодно было. Работали на заготовке дров, а летом я пошла работать на торфозаготовки, на рабочую карточку: не 300 грамм хлеба, как иждивенец, а за 700 грамм хлеба.С утра до вечера, по колено в воде. Потом пришлось уйти, потому что язвы на ногах начались от голода, а тут еще грязная вода. Я уверена, что именно впечатления, пережитые во время войны, определили всю мою остальную жизнь. Люди, которые это пережили, заслужили, чтобы их уважали, чтобы к ним относились как к людям», – рассказывала известная правозащитница Людмила Алексеева.
Эвакуировали в Ижевск не только предприятия, но и важные учебные заведения, аспирантов и ученых. Например, Бауманский институт, студенты которого не только учились, но и по 12 часов преподавали на местных фабриках. Среди них был и Константин Крупников, который в будущем стал одним из создателей советской атомной бомбы.
В Ижевске развернули множество госпиталей, их было больше 20. Врачи работали как герои, они не только сражались за жизнь солдатов, но и стремились вернуть изуродованным оружием прежний облик. Хирург Анастас Лапчинский делал пластические операции, чтобы избавить молодых ребят от уродующих шрамов, профессор Сергей Флеров восстанавливал конечности с помощью лечебной гимнастики и специального массажа, а профессор Николай Рупасов даже смог восстановить череп казахского солдата из кусочка его собственного бедра.
Все это в очередной раз доказывает, что Ижевск теперь по праву носит гордое звание Города трудовой доблести.
Подробнее в сюжете: Города трудовой доблести