На планете все еще много тех, кто отказывается верить в существование коронавируса. Например, ортодоксальные евреи. Не убеждает хасидов даже решение правительства Израиля о введении повторного карантина. Ортодоксы упрямы в своем стремлении привычным образом отмечать Рош ха-Шана или Иудейский Новый год. По традиции, часть евреев устремляется в украинскую Умань. Но только не в этом году. Корреспондент «МИР 24» Полина Срибненко – о том, как Беларусь пустила паломников в пандемию, а Украина нет.
Веселого Нового года не получилось. Хасиды торопятся успеть до заката покинуть границу. Праздник они встретили совсем не как планировали – беззаботно, с плясками и танцами. А в импровизированных шатрах. До этого несколько суток провели под открытым небом. В 300 метрах от украинской границы. Туда они попали через зеленый коридор, который предоставила Беларусь. Одна страна выпустила, а другая не впустила. В буферной зоне собралось около тысячи хасидов.
Паломникам помогали палатками, одеждой и водой. С едой оказалось сложнее, она должна быть строго кошерная. Но и такую поддержку хасиды запомнят надолго.
«Очень тяжело, но одна вещь согревала наше сердце – это люди здесь. Это ангелы», – сказал раввин Начман Леви.
Божественное провидение этим людям нужно было как никогда. Каждый свой Новый год бреславские хасиды, а это большое ответвление в ортодоксальном иудаизме, празднуют на могиле своего святого Ребе Нахмана. Он завещал похоронить себя в украинском городе Умань. На местном кладбище. В XVII веке здесь во время погромов погибли более 10 тысяч евреев. Могила Нахмана теперь Мекка для его последователей. Хоть раз в жизни здесь должен побывать каждый.
Считается, что это место приносит счастье и удачу, исцеляет тяжелые недуги и избавляет от вредных привычек. Особенно в Рош ха-Шана, когда, согласно еврейской традиции, решается судьба человека.
«Эта практика молитв на могилах праведников – очень старая традиция. Ей тысячи лет. Она задокументирована еще в Торе – в Пятикнижии Моиcеевом», – сказал раввин, глава общины «Яд Рама» Элиягу Гладштейн.
У всех хасидов свой строгий дресс-код: белая рубашка с черными брюками, поверх старомодный пиджак. Обувь они носят без пряжек и шнурков. На голове у многих черная фетровая шляпа или сподик – высокая меховая шапка. Каждый мужчина отпускает усы и бороду, отращивает пейсы. Бреславские хасиды всегда шумные и веселые. Их еще называют: «танцующие евреи».
Уныние и отчаяние у хасидов считаются грехом. Поэтому практически потеряв надежду попасть в Умань, они продолжают танцевать, веселиться и петь песни. И в этом праздничном ажиотаже, кажется, они совсем забыли про пандемию. Никакой социальной дистанции и масок. И пока на их родине, в Израиле, уходят на повторный карантин, они продолжают «штурмовать» украинскую границу.
Паломники как могли, убеждали пограничников. Даже пели украинский гимн в вышиванках. Хасиды надеялись на то, что Зеленский их пощадит. Ведь он этнический еврей. Первый на посту президента Украины.
«Когда кабмин вынес такое постановление, это был шок для нас. Потому что позавчера не говорилось с президентом о полном запрете въезда», – отметил главный раввин Украины Моше Реувен Асман.
«Это провал планирования. Эта ситуация сродни тому, когда люди говорят: «Кто же мог знать, что зимой пойдет снег». Поэтому не подготовились. То есть, если несколько десятков лет десятки тысяч людей едут в Умань на праздники, то, наверное, надо было понять, что в этом году они тоже поедут», – считает раввин, глава общины «Яд Рама» Элиягу Гладштейн.
Но и год особенный. Сегодня паломникам в Умани дают понять, что им здесь не рады. Владельцы некоторых кафе повесили объявления: «не обслуживаем». И это несмотря на то, что хасидов здесь всегда любили. И есть за что.
«Оставляют хорошие деньги. И люди за счет этого и живут. 30%, считай, люди имеют от этого. Я вам скажу, тут человек тысячу долларов платит», – сказал местный житель.
Сувенирные лавки за эти дни делают годовую выручку. Наряду с безудержным весельем в Умани идет бойкая торговля от священных писаний, вязанных шерстяных ермолок до китайских безделушек. Город словно превращается в один большой еврейский квартал. Но сейчас власти объясняют – здоровье важнее.
«Наш местный бюджет в прошлом году от проведения Рош ха-Шана получил 7,5 миллиона гривен. Затраты на уборку мусора 2,5 миллиона. И траты, когда будут болеть и умирать уманчане. Не дай Бог», – заявил глава города Умань Александр Цебрий.
Этот еврейский Новый год жители Умани проведут куда спокойнее. В этот раз паломников здесь не больше пяти тысяч. А те, кто не смогли попасть к святыне, вернулись в Беларусь. Здесь и встретили свой главный праздник, сменив теплую одежду на праздничные наряды. Год, как и полагается, начали с молитвы.
«Это наша вера. Это наша традиция: приезжать, молиться за себя, за весь мир, за будущий год. Рабби Нахман сказал: «Идите ко мне, молитесь со мной». Хэппи. Хэппи! Мы счастливы вместе. Мы верим!» – призвал паломник Эльнатан Вистрайх.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе