Русский след в судьбе английской королевы

10:24 09/09/2022
ФОТО : NASA

Медаль «За поход в Англию» досталась петербуржцу Борису Рудакову в наследство от деда. Удивительно, но об этом Олимпий Иванович Рудаков родным почти не рассказывал. Зато на флоте историй о том, как советский крейсер «Свердлов» и его командир, капитан первого ранга Рудаков в 1953 году потрясли Великобританию и лично королеву Елизавету II – множество. А ведь во всякой, даже самой фантастической, морской байке, всегда есть зерно правды.

Парад начался вовремя

Русский след в судьбе английской королевы
Фото: Zuma\TASS

Служила в армии, ярко красила губы и снялась в фильме с Бондом

В июне 1953 года принцесса Елизавета должна была стать королевой Елизаветой Второй. По случаю восшествия на трон в главном военно-морском порту королевства – Портсмуте – планировался парад. Участвовал цвет мирового флота – 200 английских и 22 иностранных корабля. Советский Союз должен был представлять крейсер «Свердлов» под командованием капитана первого ранга Олимпия Рудакова.

К началу церемонии «Свердлов»… опаздывал. Капитан сообщил о шторме в Северном море, британцы растерялись, обсуждался даже перенос времени начала церемонии.

Заметим, Спитхейдский рейд в Портсмуте – это всего 215 квадратных километров. К моменту прихода советского корабля все были в сборе. Авианосцы, линкоры, крейсеры, эсминцы, тральщики, торпедные катера. Стояли плотно, как на современной автомобильной парковке. «Свердлову» место было отведено во второй от побережья линии среди кораблей-гостей. Расстояние между линиями 100-150 метров.

Русский след в судьбе английской королевы
Фото: Википедия

Советский корабль появился в акватории порта неожиданно для всех. Русские не сбавили скорости и даже не запросили лоцмана.

Кто-то из журналистов записал слова британского адмирала Хатчинсона: «Что он себе позволяет, этот русский капитан! Он сумасшедший! Порт тесен и труден для маневрирования, сильное течение, перепады глубин, а он отказался от лоцмана…»

Рудаков развернул крейсер с ходу, такой маневр морской «парковки» называется «фертоинг», и потратил на него всего 12 минут вместо отведенных уставом часа двадцати. Парад начался вовремя.

«Вакханалия и всеобщий психоз» – с такими заголовками на следующее утро вышли английские газеты, описывая происходившее в порту.

Имя командира корабля стало достоянием прессы, а значит – истории. Его фотографии – на обложках журналов. 20 офицеров «Свердлова» во главе с командиром получили приглашение в Королевские морские казармы на Коронационный бал.

Глаза их встретились…

СССР своего посланца отправил не с пустыми руками. Рудакову было поручено преподнести Елизавете горностаевую мантию. Он поручение выполнил. А вот что было дальше…

Рассказывали, к Рудакову подошел один из придворных и сообщил, что королева приглашает его на вальс…ГЛАЗА ИХ ВСТРЕТИЛИСЬ… Во время танца пара оживленно беседовала и королева – о ужас! – смеялась! После тура вальса (по другой версии – после окончания приема) королева, нарушая все мыслимые традиции, предлагает Рудакову, а не двум официальным представителям СССР аудиенцию в своем кабинете. Говорят, всегда невозмутимый Черчилль на это только всплеснул руками и демонстративно удалился…

«Королева в объятьях русского медведя», – опять высказалась утром британская пресса.

На следующий день командиры приглашенных кораблей прибыли на британский линкор «Вангард», где королева устраивала награждение медалями в честь коронации. На корме офицеры выстроились по старшинству воинских званий. Первыми стояли американские и французские адмиралы, за ними – капитан 1 ранга Рудаков и остальные. Елизавета вышла из кормового помещения, взяла медали и подошла к Олимпию Рудакову, поздравила, вручила медаль, ГЛАЗА ИХ ВСТРЕТИЛИСЬ… и только потом повернулась к американскому и французскому адмиралам.

А была ли принцесса?

Рассказывали, после того тура вальса Елизавета познакомила Олимпия Рудакова со своей сестрой Маргарет. А когда командир вернулся на корабль, к пирсу прибыл фургон роз. Из записки следовало, что цветы были от принцессы и предназначались… капитану. Но у того была аллергия на цветочный запах и он приказал растащить розы по кубрикам.

Русский след в судьбе английской королевы
Фото: Википедия

Навестив крейсер на другой день, принцесса Маргарет, не смущаясь остальных офицеров, заявила Рудакову, что в ее сумочке лежит разрешение королевы на десятидневное путешествие по замкам Англии… Говорят, в советском посольстве Рудакову дали два дня…

В тот год Рудакову исполнилось 39 лет, у него в Ленинграде подрастали два сына. Королеве Елизавете – 32, она была хорошей женой принцу Эдинбургскому и заботливой матерью своим детям.

После возвращения из Великобритании Олимпию Ивановичу присвоили очередное воинское звание – контр-адмирала. Позже зачислили в распоряжение Главного разведывательного управления Генерального штаба Министерства Обороны.

Рассказывают, предложили пост военно-морского атташе при посольстве СССР в Великобритании, но он отказался.

Через некоторое время Рудаков был назначен начальником кафедры Ленинградской Военно-Морской академии им. Фрунзе. Где и прослужил до своей смерти, случившейся после операции на почки в июне 1974 года. Ему был 61 год.

По протоколу

В 2003 году состоялся первый за 129 лет государственный визит высшего руководителя России в Великобританию. Формально он считается открытым только после того, как состоится прием у «хозяина» страны, монарха. Так Владимир Путин встретился с Елизаветой второй и три дня провел в Букингемском дворце. Это тоже требование протокола. «Хозяин» приглашает гостя к себе в страну, а значит – и в дом.

Так вот на флоте говорят, что во время этого визита Королева расспрашивала Президента о судьбе галантного красавца-капитана…

P.S.

А Олимпий Рудаков действительно был статен и красив. В 1937 году именно его, тогда курсанта военно-морского училища, скульптор Матвей Манизер выбрал прообразом краснофлотца с линкора «Марат» для группы на станции московского метро «Площадь революции».

Русский след в судьбе английской королевы
Фото: Википедия

P.P.S.

К концу Великой Отечественной войны Олимпий Иванович Рудаков за смелость и мужество был награжден семью орденами. Тогда как всего тремя годами ранее, в 1942-м, военным трибуналом Северного флота его разжаловали до рядового и приговорили к 10 годам штрафбата.

Но это уже – совсем другая история…