Чемпионат Европы в 2021-ом году стал самым долгожданным турниром в мировом футболе за последние пять лет. Изначально он должен был состояться летом 2020, но из-за коронавируса за 87 дней до старта его решили перенести на год. Название же – «EURO-2020» – сохранили. Во-первых, уже была создана марка и на ее раскрутку потратили огромное количество денег, а, во-вторых, весь мерч был тоже уже готов.
Но еще до всей истории с пандемией чемпионат должен был войти в историю. В 2013 году УЕФА – Союз европейских футбольных ассоциаций – решил провести турнир не как обычно в одной или двух соседних странах, а по всему континенту. Евро для всей Европы. Символом стали мосты, которые по идее организаторов должны были объединить болельщиков.
В 2021-ом, несмотря на сомнения и опасения, концепцию оставили. Известный комментатор Геннадий Орлов, который сам играл за «Зенит» и ленинградское «Динамо», уверен – футбольные чиновники поступили верно.
«Я это сравниваю с блокадными матчами, которые были в Ленинграде. Понимаете, это духоподъемно, потому что в обществе такой пессимизм, болезнь, не знают, откуда это пошло, что делать, как, чем заниматься и вот этот футбол был прорывом», – говорит он.
К организаторам на этом турнире появились новые требования: не просто принять команды и фанатов, но и обеспечить их медицинскую безопасность. Дальше – магия цифр: 11 городов, 11 стадионов, с 11 июля по 11 июля, ну и, как известно, 11 футболистов от каждой команды на поле.
По четыре игры принимали Рим, Баку, Копенгаген Амстердам, Бухарест, Глазго, Будапешт, Севилья и Мюнхен. Санкт-Петербургу принял сразу семь матчей. Больше только у Лондона – восемь. Сколько пускать на трибуны зрителей в каждой стране определяли сами, минимум 25 процентов, максимум – 100. Венгерские власти решили, что эпидемическая ситуация в стране позволяет полностью заполнить стадион им. Ференца Пушкаша.
Единых правил въезда тоже не существовало. Но в большинстве стран достаточно было предъявить на границе билет на игру и отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. Такая система допуска, например, применялась в Баку.
В центре азербайджанской столицы в честь гостей устроили карнавал. Местные любители футбола и артисты театров переоделись в национальные костюмы сборных, которые приехали в гости, и устроили парад. Выглядело эффектно. Костюмированное шоу под аккомпанемент самых ярких песен, написанных к Чемпионатам Европы и Мира разных лет, не оставили равнодушными ни гостей, ни самих бакинцев.
Болельщик сборной Уэльса Джеймс впервые приехал в Баку, делится впечатлениями.
«Это прекрасный город, нам здесь очень нравится. Здесь тепло, у вас очень гостеприимные люди», – говорит он.
Приехать на каспийское побережье ему посоветовали друзья, о решении парень не жалеет.
Чтобы попасть на матчи Евро 2020 в Санкт-Петербурге, нужно было оформить паспорт болельщика – FAN ID. Делалось это онлайн или же в одном из центров выдачи. Похожая система работала во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу в 2018, зарекомендовала себя хорошо. В этот раз было лишь маленькое дополнение, к FAN ID нужно было на границе приложить еще отрицательный тест на COVID-19.
Игорь Пельц – интернациональный человек. По национальности – еврей, по месту рождения – одессит, по месту жительства – нью-йоркец. А вот болеет за петербургский «Зенит» и сборную России. Ради того, чтобы посмотреть игру любимых футболистов, он преодолел почти 7 тысяч километров.
«FAN ID это твоя виза. То есть, если у тебя есть оформленный FAN ID, то виза в Россию тебе не нужна», – говорит Игорь.
К поездке американский гражданин готовился тщательно и заранее:
«Во-первых, я сделал прививку, обеими компонентами. То есть у меня есть антитела. А во-вторых, я сдал отрицательный тест».
Вакцинацию прошли и многие футболисты. Сборная Италии в полном составе привилась еще в начале мая, бельгийцы это сделали в конце месяца, испанцы накануне первой игры. Все эти сборные вышли из своих групп, а итальянцы и вовсе играли в финале. Совпадение? Возможно.
На всякий случай в УЕФА разработали новые коронавирусные дополнения в правила.
- На турнир вместо 23-х футболистов можно было взять 26.
- Чтобы матч состоялся, в команде должно было быть минимум 13 здоровых игроков. Если до первой игры их не набирается – можно вызвать кого-нибудь из отпуска.
- При крайней необходимости УЕФА был готов перенести встречу на 48 часов.
Если же условия сборная не могла выполнить, ей грозило техническое поражение 3-0. Надо ли говорить, что прибегать к этим пунктам регламента не пришлось. Хотя инфицированные были в большинстве команд, их вовремя выявляли и изолировали.
Сборные на подобных крупных турнирах обычно базируются на арендованных базах. Команда Финляндии большую часть своих игр провела в Санкт-Петербурге, поэтому жила недалеко от города. На берегу Финского залива в Зеленогорске. Там им уступили Детско-юношескую школу олимпийского резерва «Спартак».
Директору школы Александру Савинову не впервой принимать гостей столь высокого спортивного ранга. На Чемпионате мира в 2018-ом году на его базе жили англичане. В этот раз говорит все строже, хоть и не критично.
«Например, раздевалку мы используем и сами, когда дети играют. У нас здесь, конечно, было гораздо больше шкафчиков. Сейчас введены новые требования, и пандемия внесла свои коррективы, пришлось немного переделать», – рассказывает Савинов.
Впрочем, райдер сборной Финляндии оказался прост: раздевалки, тренировочный зал, зона для тактических занятий, два футбольных поля с идеальным покрытием… и лишь одна национальная особенность. На базе должна была быть сауна.
«Нам не сложно было этому соответствовать, потому что мы используем эту сауну и для детей. Она большая, одновременно могут находиться 11 человек, вся основа», – говорит Александр Савинов.
В качестве же досуга финны предпочли теннис. Прямо на базе – пять площадок с разным покрытием. Правда, гостей попросили взять свои ракетки и мячи, потому что инвентарь здесь детский.
Это был первый чемпионат Европы для команды Финляндии, они не вышли из группы, но влюбили в себя тысячи болельщиков. Игроки и тренеры же остались довольны и турниром, и своим временным домом.
Для болельщиков этот Евро стал настоящим праздником. В Россию они приехали со всего мира: Бразилия, Ирак, США, Вьетнам… Первое впечатление у многих: «Вау, здесь открыты рестораны и бары». Правительство города еще весной приняло решение пустить не просто на стадион, но и устроить в городе праздник.
Открыли сразу три фан-зоны: на Конюшенной и Дворцовой площадях и в спортивном комплексе «Юбилейный». Во всех установили большие экраны, сувенирные лавки и фуд-корты. Главный режиссер фестиваля футбола на Конюшенной площади Валерий Худашов рассказал, что организаторы пытались создать семейную атмосферу.
«Основная концепция этого года – возможность всей семьей прийти и насладиться не только матчами, но и активностями, связанными с футболом», – говорит он.
Зайти в фан-зону можно было только в маске, на входе измеряли температуру. Количество посетителей тоже ограничивали, сначала до 5 тысяч одновременно, затем, с ростом кривой заражений в городе, до трех тысяч человек.
Иностранцы приехали на Евро – чемпионат и потратили евро – деньги. Проведение турнира, уверяет вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский, в период пандемии оказало позитивное влияние на малый и средний бизнес.
«Это достаточно существенная часть их жизни, жизни для туристов, которые, в принципе, уже второй год отрезаны от нас, поэтому, конечно, это возможность, это бизнес-возможность. Это серьезная часть их жизни. И очень здорово, что они могут быть интегрированы в это во все», – говорит Пиотровский.
Цифры это подтверждают. Согласно исследованиям одного из операторов мобильной связи, иностранные болельщики провели в барах и ресторанах больше времени, чем на стадионе и в музеях. 49% туристов побывали на самой тусовочной улице города Рубинштейна, а вот в Петергоф съездили только 25% фанатов.
Подсчитать, сколько тысяч или даже сотен тысяч литров пива выпили болельщики – невозможно. Ресторатор Михаил Фейгельман говорит просто – «море». Самым популярным блюдом были гренки из черного хлеба. Что русскому – сухарики, бельгийцу – экзотика. При этом он подчеркнул, что вели себя фанаты мирно.
«Все выглядит очень позитивно, очень дружелюбно, очень весело. Люди ведь приезжают повеселиться. Они же едут не уперто поболеть за свою сборную и расстраиваться, если она проиграет. Никакой агрессии, никакого негатива, все очень дружелюбны», – рассказывает он.
Доходы его ресторана выросли не сильно, летом залы всегда заполнены гостями. А вот для большинства других предпринимателей футбол привел к значительному росту выручки. Неофициально специалисты подсчитали, что болельщики оставили в городе порядка 3,5 миллиардов рублей.
Почти месяц улицы Петербурга были цветными. Когда играли шведы – в желтый, финны – в синий, бельгийцы – в черно-красный, швейцарцы – в красный. Но, несмотря на цвет, в который были раскрашены лица, все веселились и благодарили Петербург.
За почти месяц, что иностранцы были в России, они уже, кажется, начали понимать загадочную русскую душу.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Евро-2020