«Такую жизненную школу прошла, что мама не горюй»: Кушнир, Троицкий и Бухарин – о феномене Земфиры
12:01 26/08/202126 августа 1976 года в Уфе родилась девочка, которая спустя уже 25 лет стала известна всей России, а со временем, кажется, поднялась, на заоблачную высоту, доступную лишь немногим российским популярным музыкантам. С этой высоты 45-летняя Земфира Рамазанова сегодня снисходительно взирает на человечество, всецело погрузившись в музыку и отгородившись от надоедливых папарацци и злобных хейтеров стеной молчания, которое изредка прерывается релизом нового альбома или долгожданным для фанатов концертом – билеты раскупаются за считанные минуты.
За все это время лишь семь альбомов, среди которых, нравятся они нам или нет, – ни одного проходного. «Перфекционистка» – слово, которое неизменно всплывает, когда музыкальные критики рассуждают о Земфире. Она предельно тщательно относится к аранжировкам, качеству звука и своим концертным выступлениям – все должно быть идеально. «МИР 24» поговорил с известными музыкальными журналистами о Земфире и о том, как ей удалось в 45 лет стать без преувеличения культовой фигурой на российской сцене.
Александр Кушнир: «Это песни человека абсолютно без кожи»
«Ко мне демозаписи песен, вошедших в дебютный альбом Земфиры, попали в 1998 году, когда женская рок-музыка находилась в глубочайшем кризисе, потому что исполнителей в этом жанре было очень мало. Они были давно на сцене и ничего нового не показывали, а молодняк еще не появился. Ворвалась Земфира в первую очередь как поэт со своими очень хлесткими искренними текстами, а также как прекрасный мелодист и аранжировщик. Я думаю, что с того времени никаких конкурентов у нее не появилось, каждый ее альбом – это событие, я видел десятки ее концертов, которые близки к идеальным с точки зрения энергетики, взаимодействия с залом и вообще понимания того, что человек делает на земле.
Она довольно сильно стоит над всеми, в первую очередь, по яркости таланта, по самозабвенности. В своих текстах она бесстрашная, и часто эти тексты – это песни человека абсолютно без кожи, без защитной реакции. Наверное, она очень сильна в своей такой бескомпромиссной исповедальности. Это большой поэт, большой композитор и большой музыкант.
Безусловно, очень сложно переплюнуть первые два альбома, которые были чуть ли не девичьим еще прорывом. Но дальше она стала мудреть и уходить в какие-то вещи для простого уха меломанского не сильно очевидные. Это поиски художника, в каждом из ее альбомов всегда есть что-то новое, всегда есть эволюция, всегда есть какое-то очарование – каждый раз другое. Она себя ищет и делает это абсолютно без башни, то есть не сильно думая о том, что скажут люди. У меня перед глазами стоит ее выступление три или четыре года назад хедлайнером на «Пикнике Афиши» перед 80 тысячами зрителей, и это вообще снимает все вопросы. Она на сцене была вдвоем или втроем с приглашенными музыкантами и ее не хотели отпускать в течение почти двух часов. Она не боится экспериментировать, а мы не всегда успеваем за скоростью ее мысли.
Мне посчастливилось с ней общаться и работать первые несколько лет, она без кожи. А если ты в 23 без кожи, то ты и в 45 без кожи, не наросло. Такие слова, как «концепция», «пиар-кампания», «маркетинг» к ней вообще не имеют никакого отношения. С другой стороны, это в прошлом капитан баскетбольной команды, человек, который начинал петь свои песни в башкирских кафе и ресторанах, в которых полупьяные бандиты стреляли. Это человек, который прошел такую жизненную школу, что мама не горюй, который ездил в первые туры, играя по 30-40 концертов в месяц, и, конечно, после такого перенапряжения хочется закрыться, по-человечески это абсолютно понятно».
Артемий Троицкий: «Она себя ведет не так, как другие»
«Земфира, конечно же, уникальный персонаж, но есть у нее некоторые предшественники, в первую очередь – Жанна Агузарова. В принципе российская рок-музыка всегда была абсолютно маскулинной, то есть мужчины в ней преобладали. Если мы посмотрим на события 70-х и 80-х годов, мужскую компанию таких людей, как Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Константин Кинчев, Юрий Шевчук и др., в общем-то разбавляла одна единственная девушка, а именно Агузарова Жанна. Она была первопроходцем в женском русском руке. Жанна – женщина своеобразная, карьера ее загадочна и извилиста, и в этом смысле можно сказать, что первой реальной российской рок-звездой, которая стала звездой не только подпольной, как Агузарова, но и медийной, стала Земфира Рамазанова.
Она, как мне представляется, очень хорошая поэтесса. Она пишет прекрасные тексты, тексты очень женские. Неудивительно, что у нее есть песня про Марину Цветаеву – по всей видимости, это ее любимая женщина-поэт. Мне эти тексты лично никогда особо близки не были, но я прекрасно понимаю, что они на меня и не рассчитаны. К музыке Земфира всегда относилась очень тщательно: и к композиции, и к звукозаписи, и к концертному исполнению. В этом смысле она перфекционистка.
Еще одна очень необычная, нехарактерная для шоу-бизнеса, особенно российского, черта Земфиры – это ее отдельность. Она себя ведет не так, как другие. Она не активна в так называемой тусовке, она не засвечивается на корпоративах, сборных концертах, днях рождения, как это очень любят наши звезды. Она не устает подчеркивать, что она сама по себе, и мне лично это импонирует. Я думаю, это импонирует и аудитории Земфиры, которая считает ее исключительным явлением и не ровней всем остальным. Думаю, что это качество Земфиры во многом провоцирует то, что она стала такой полумифической, полулегендарной личностью.
О ее личной жизни почти ничего не известно, ее творческие планы, как правило, становятся общеизвестными буквально накануне того, как у нее выходит какой-то новый релиз или она дает концерт. Я думаю, это не заслуга какого-то хитроумного пиара, а скорее, это продолжение Земфириного характера, который нелюдим, своеобразен и очень независим.
На Западе было гораздо больше артистов, которые выстраивали свой собственный культ на нелюдимости, загадочности и отдельности. Это могли быть и рок-артисты, которые надолго становились отшельниками, не показывались на людях, это бывало и с поп-звездами. Достаточно вспомнить Элвиса Пресли и Майкла Джексона. В России более «колхозная» система в этом смысле, такие коллективистские привычки, так что Земфира представляет собой редкий экземпляр».
Андрей Бухарин: «Все время ищет новый звук»
«Появление Земфиры было каким-то очень свежим явлением, так же, как и «Мумий Тролль», вслед за которым она открыла двери новой эпохе нашей рок-музыки. И, безусловно, это произошло за счет ее таланта, а не какого-то там маркетинга, и точного совпадения с духом времени, без которого таких прорывов и не бывает.
Я прекрасно помню это ощущение – будто порыв свежего ветра. В тот момент, на рубеже веков, очень ждали появления новых артистов после засилья русской попсы 90-х, моды на электронную музыку, на рейв. Русский рок переживал определенный кризис, а «Мумий Тролль» с Земфирой стали тем новым откровением, за которым последовала новая генерация артистов.
Очень долгое время, в течение, наверное, лет 20 Земфира была одним из крупнейших артистов в стране, во всяком случае, если говорить о рок-музыке. Очень трудно на протяжении такого длительного времени оставаться на таком же высочайшем уровне, редко кто умудряется делать что-то интересное на 20-м году карьеры. Это можно сказать об очень многих артистах, все переживают свои пики и спады – это естественный процесс. Вообще любое культурное явление достигает когда-то своего творческого пика и дальше приходит если не к упадку, то, по крайней мере, к такому вот плато, горизонтальному движению. Но надо отдать должное Земфире – она все время ищет новый звук, она перфекционистка и очень требовательно относится к себе, пытаясь все время соответствовать как своему высокому статусу, так и явно завышенным ожиданиям публики».