Вся наша жизнь – «Игра в кальмара»: в чем секрет успеха корейского сериала?

19:56 14/11/2021

Мир сходит с ума по сериалу «Игра в кальмара». Остросюжетная южнокорейская лента бьет все рекорды. Почти 150 миллионов просмотров, которые принесут стриминговой компании Netflix миллиард долларов. В чем загадка такого успеха, пытался понять обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.

Это не карнавал и не флешмоб, а реальная акция протеста в Сеуле. Южнокорейские профсоюзы требуют улучшить условия труда. И зовут на помощь персонажей, которых уже весь мир знает. Сериал «Игра в кальмара» построен на детских забавах с летальным исходом. Все игроки – должники. Могут прекратить игру в любой момент, если большинство проголосует. Однако на кону солидный куш.

Сюжет не оригинальный. В смертельных шоу еще персонаж Шварценеггера участвовал – «Бегущий человек». Были еще и «Голодные игры», и даже в Гарри Поттере обычные шахматы оказываются с подвохом. Вот и в России в прошлом году сериал вышел «Колл-центр». Аналогии с более поздней «Игрой в кальмара» налицо. По сути, та же канва, подозрительно похожие приемы и детали.

«Что такое фильм ужасов для меня? Для меня это психотерапия. Отгружу, грубо говоря, свой негатив. И оставлю это в кинотеатре, не понесу его с собой ни домой, ни в офис, ни на улицу, не буду набрасываться на людей, не буду вести себя агрессивно», – поделилась режиссер сериала «Колл-центр» Наталья Меркулова.

Российские сериалы идеями богаты, да бюджетом не вышли. Даже самые дорогие из них в два – три раза дешевле корейского продукта. Он стоит 20 с небольшим миллионов долларов, которые компания Netflix рассчитывает превратить в 900 миллионов. Один к 42 – джекпот! Ведь сериал бьет рекорды по просмотрам. За месяц – 142 миллиона. Он уже популярнее «Игры престолов». На YouTube связанные с «кальмарами» ролики собрали в два раза больше просмотров, чем людей на планете. К тому же «Игра престолов» свою аудиторию набирала аж 10 лет.

Кинокритики пытаются разгадать секрет успеха. Да, снято качественно.

«Это очень красивая, яркая картинка, это игра со светом, выстроенный кадр, это продукт кинематографический, близкий к искусству», – сказал кинокритик Роман Григорьев.

Корейские актеры хорошо играют. А иногда и не играют.

«Этот наряд был совершенно не предназначен для спорта, там такой материал, как в старых спортивных костюмах. А когда там еще и по 300 человек в комнате. Было очень душно, дышать было нечем. Некоторые актеры становились красными из-за аллергии», – отметил режиссер сериала «Игра в кальмара» Хван Дон-Хек.

И еще социальный запрос. «Капитализм хуже смерти» – рецензия на сериал от журнала Forbes. В самой Южной Корее, которую называют витриной Запада в Юго-Восточной Азии, в бедности живут миллионы. А закредитованность населения достигает уровня ВВП страны.

«Я должен быть печален? Шокирован? Это прекрасно? Смешно? Я хотел вызвать у зрителя визуальный конфуз», – добавил режиссер, который тоже жил в бедности и даже сценарий дописать не мог – пришлось продавать ноутбук за 675 долларов для оплаты счетов.

От Брэндона Ли до Сергея Бодрова:
Вот и персонажи меняются. Раньше в киновселенной правили спасители мира или хотя бы герои-любовники. Потом появились алкоголики и дебоширы с суперспособностями. Герой нашего времени – Суперобыватель. Способностей нет вообще, да и моральных ценностей тоже.

«Речь идет о наживе, о том, чтобы за короткий срок стать миллиардером. Но это было бы еще полбеды, если бы это был только культ наживы. Тут еще предлагается такое интересное средство заработка для подрастающего поколения, как жертвование жизнями других людей и своей собственной», – отметил кандидат психологических наук Александр Невеев.

Но зрителю не просто нравится, он в восторге. «Кальмары» покоряют мир. Полноценный квест можно пройти в далеком Абу-Даби – Объединенных Арабских Эмиратах.

«Сначала я относился к этому, как к обычной игре. Но потом ситуация становилась все более стрессовой. Мы просто все тряслись! Не только я, все!» – поделился участник квеста Юсеф Тринич.

И на праздновании Хэллоуина все меньше зомби и монстров. Рулят распорядители, солдаты и рабочие. И даже трупом из сериала быть модно. Видимо, это вечерний макияж. В России тему подхватывают рестораны азиатской кухни. Посетителям предлагают игру с печеньками, как в кино.

«Мы просто приехали посидеть и такие: «Почему бы и нет? Никто же не пристрелит», – сказала посетительница кафе Рада.

Не пристрелят, но проигравший получает в наказание горький перец.

Или вот доставка суши в полном «кальмаровском» обмундировании. Молодежь Татарстана предлагает свою версию «Игра в татара». В качестве тех самых геометрических символов на масках эчпочмак, вак-беляш и чак-чак. Находят сходство между квестами и национальным праздником Сабантуй. И уверяют, что невозможно замереть на месте, если заиграет зажигательная татарская мелодия.

Там, где хайп, там и мошенники. Хакеры уже предлагают фанам посмотреть второй сезон. Переходишь по ссылке – скачиваешь вредоносные программы. Фейковые приложения для мобильных устройств: вместо обоев по мотивам сериала – платная СМС-рассылка и трояны. Впрочем, и сама новая «кальмарная эстетика» может быть небезопасна.

«В современном интернете распространена культура квестов. Границы риска и границы игры сегодня смещены. И подрастающее поколение готово дойти вплоть до совсем ужасных квестов в рамках суицидальных пабликов», – добавил Александр Невеев.

Вот и свежий пример. Поиграть в «Кальмара» по-настоящему решили члены двух молодежных банд в Панаме. Вечеринка в клубе завершилась реальной перестрелкой с реальными жертвами. Убиты восемь человек.