Падшая лира: что будет с турецкой валютой

19:49 28/11/2021

Плохие новости, сложная политическая обстановка, новый штамм коронавируса испугали мировые фондовые рынки. «Черная пятница». Почти все ценные бумаги упали в цене. В России потери составили от 3% до 6%. И падение курса рубля. За неделю российская валюта подешевела на 4%. Но это не идет ни в какое сравнение с проблемами турецкой лиры. Что с ней? Полный крах или все наладится, пытался понять специальный корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев.

Так теперь по вечерам выглядит туристический центр Стамбула. Аналогичная же ситуация в Анкаре и других крупных городах. Сотни человек протестуют против повышения цен на все. Призывают власти страны либо наполнить их кастрюли продуктами, либо уйти в отставку.Правительству Турции сейчас приходится одновременно разрешать сразу несколько кризисов. Первый – экономический, второй – политический и третий – миграционный. Это очень похоже на сеанс одновременной игры в шахматы. Только на кону судьба 85-миллионной страны.

Турция – крупнейшая по населению страна в Европе. А ее экономика сейчас худшая. Безработица находится на уровне 13%. Инфляция – 20%. Сначала было планирование, затем – крутое пике. За одну лиру сейчас дают лишь 8 американских центов. Евро и того меньше – 7. Турецкая валюта за год подешевела на 40%.

«У Турции какая проблема? Эта страна больше импортирует, чем экспортирует. Стране, которая живет, по сути, импортом, нужно, чтобы валюта была сильной. То есть, чтобы курс лиры к доллару укреплялся. Однако в случае с Турцией ситуацию имеем обратную», – сказал аналитик EXANTE Владимир Ананьев.

Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана выступает за снижение процентной ставки. Только за этот год цифры упали с 19 до 15. Глава Центробанка в этой игре – пешка, от которой президент готов быстро избавиться. За три года в ведомстве сменилось четыре руководителя.

Продавцы на рынках каждый день меняют ценники, а некоторые и вовсе отказываются от национальной валюты. Жанна с семьей уже семь лет живет в Алании, ведет свой видеоблог.

«Еще пару месяцев назад, когда происходило повышение цены, это были куруши, незаметно как-то. Один, два, три куруша. Думаешь, да ладно, мелочи, не обращаешь внимания. Сейчас, когда заходишь, может быть скачок через день на лиру, на полторы лиры», – добавила блогер из Турции Жанна Бережнова.

Моя личная страна
Как сказали бы в шахматах, ситуация патовая. Цены растут не только на товары и услуги, но и на недвижимость, электроэнергию, топливо. Сообщение о том, что бензин станет на одну лиру дороже, спровоцировало ажиотаж на заправках.

«Это просто позор. Я собираюсь в дорогу, приехал заправиться, а тут такое. Посмотрите, до чего довели людей, позор!» – возмутился житель Анкары Ибрахим Озтюрк.

Экономика Турции еще не оправилась от пандемии. Туристический сектор, который «кормит» и другие сферы экономики, в прошлом году недосчитался 10 миллиардов долларов. В этом году ситуация кардинально не улучшилась – власти оказались в цугцванге. Каждый следующий ход – шаг к поражению. Локдаун – экономическому, его отсутствие – эпидемическому.

«У Турции достаточно возможностей и связей для выхода из этой ситуации. Нужно уменьшить влияние доллара на лиру. Увеличить торговые связи с соседями: Ираном, Россией, Азербайджаном. При этом расплачиваться исключительно национальными валютами», – отметил политолог Мехмет Перинчек.

На фоне кризиса системная оппозиция набирает очки и уже призывает Эрдогана уйти в отставку.

«Сегодня мы хотим сказать господину Эрдогану: пора собирать чемоданы. Удачи вам на пенсии!» – сказал глава партии «Хорошая партия» Мераль Акшенерю.

А вот несистемная молчит. На прошлой неделе в Турции появились сообщения о том, что «ферзь побит». Фетхуллах Гюлен, которого власти обвиняют в попытке государственного переворота 2016-го, умер. Официальных подтверждений до сих пор нет.

А ведь в начале 2000-х сам Эрдоган пришел к власти на фоне схожего экономического кризиса. Проблему он решил иностранными инвестициями. В этот раз пытается так же: на неделе договорился с главой Объединенных Арабских Эмиратов об инвестициях. 10 миллиардов долларов. Но внешняя политика сейчас, скорее, слабый фланг на шахматной доске главы Турции.

«Сегодня Турция уже не говорит, что она является мостом между Европой и Азией, между Востоком и Западом, между мусульманским миром и христианским, между Севером и Югом. Она уже говорит, что является центром силы многополярного мира», – отметил политолог, эксперт по Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев.

Сам Эрдоган в кризисе обвиняет Запад во главе с США. Уверен, ему мстят за независимую внешнюю политику. Турция выступает против союзников по НАТО, закупая российскую систему противовоздушной обороны «С-400». Проводит спецоперации в Сирии и Ливии. Грозится поставить Европе «шах» и «мат».

«Говорить стране, которая принимает почти пять миллионов беженцев и служит для них домом, что «проблема беженцев происходит из-за вас» – это неблагодарность. Я не знаю, что сделает Греция, если мы откроем границы», – заявил Реджеп Тайип Эрдоган.

По официальным данным, Турция приняла больше 3,5 миллиона беженцев из Сирии. И отношения между ними и местным населением накаляются. В начале ноября разгорелся скандал. Соцсети облетело интервью пожилого турка. В ответ сирийцы стали выкладывать в TikTok видео, где демонстративно жуют бананы. Турецкие власти действия блогеров признали провокацией и уже депортировали из страны больше 50 человек.

Говоря шахматным языком, игра приближается к эндшпилю, то есть завершению. Турецкое правительство в цейтноте, решения нужно принимать быстро, но аккуратно. Выборы хоть и назначены на 2023 год, но уже сейчас слышны призывы провести досрочные, а желающих сыграть вместо Эрдогана очень много.