Заброшенные дома, исписанные краской остановки, устрашающие граффити и скрип пустых качелей. Здесь всего четыре жилых дома, жители остальных в течение последних десятилетий покинули бельгийский городок Дул (Doel). Они не могли продать свои дома, гаражи и фермы, только забили окна и двери досками в надежде когда-нибудь вернуться сюда вновь. Корреспондент Mir24.tv побывала в опустевшем городе Дул и узнала, что там произошло.
История старого бельгийского города загадочна и не до конца понятна. В средние века это был остров, богатый торфом. Такая почва плодородна, поэтому торф активно вскапывали, сделав территорию уязвимой для наводнений. В то время здесь уже построили дамбы и польдеры, однако они не смогли защитить от наводнения в 1583 году. Населенный пункт буквально стерло с лица земли и вся средневековая архитектура была разрушена. Однако после наводнения его отстроили заново. Население города разрасталось. Какое-то время здесь даже жил известный нидерландский художник Рубенс со своей семьей.
При въезде в города установлен шлагбаум. Чтобы проехать на машине, нужен специальный пропуск. Однако пройти на территорию города может любой желающий. Пустынная остановка с надписями красного цвета, напоминающими кровь, дома, окруженные сорняком, и тихая улица – все это немного напоминает кадры из триллера. Я подхожу к первому дому, на крыльце стоит старый стол, в саду – клетка для кроликов. Конечно, пустая. Несмотря на то, что двери и окна спереди заколочены, я решаю обойти дом со всех сторон. Дверь в дом с заднего двора приоткрыта. Об этом позаботились вандалы – сняли укрепления. Заходить внутрь немного волнительно, но я делаю шаг в темному.
Проблемы в Дуле начались еще в 60-х годах прошлого столетия, когда здесь построили атомную станцию. Она до сих пор работает и считается одной из самых старых и больших в Европе. С промышленной точки зрения, город стал расширяться. Несмотря на то, что прямой угрозы от атомной станции не исходило, некоторые местные жители считали иначе. Кроме того, в городе есть порт, поэтому власти решили, что лучше снести город и расширить порт Антверпена. Так начался затянувшийся спор двух лагерей: одни считали Дул не пригодным для жизни городом, другие – ни в коем случае не хотели ее покидать.
Внутри дома – темнота, поэтому я включаю фонарик, чтобы побродить по комнатам. В спальне осталось только деревянное основание от кровати. На полу помещения, бывшего когда-то гостиной, множество разбитых стекол. Есть даже лестница, ведущая в подвал, но спускаться туда я не решаюсь. Идеальное место для съемок мистических фильмов и видео. Выйдя из дома, я прохожу через сад. В ограждении из проволоки есть отверстие – пролезаю через него и, пройдя 300 метров, оказываюсь на заброшенной ферме.
В начале 70-х годов власти муниципалитета ввели в Дуле запрет на ремонт и строительство, из-за этого некоторые дома обветшали. Вплоть до 90-х годов власть несколько раз меняла свое решение, то объявляла город непригодным для жизни, то пыталась ее сохранить. При этом строительство новой гавани затягивалось, поэтому жители не понимали, почему они должны бросить свои дома. Другие, напротив, были уверены в угрозе, исходящей от атомной станции и разрастающегося порта, и требовали от правительства эвакуации и расселения. В 1998 году власти в очередной раз решили, что как жилой район Дул должна исчезнуть.
Зайти в здание бывшей фермы не получается, но можно заглянуть в окно. Как и в доме, здесь остались некоторые предметы интерьера, но, конечно, все так же разрушено. В некоторых помещениях даже проросли кусты и деревья. С окраины города я отправляюсь в центр. Здесь уже можно встретить людей – в основном это такие же туристы-зеваки и байкеры. Последним город приглянулся – здесь можно гонять где угодно и без правил. В центре дома украшены яркими рисунками и граффити, в таком виде город напоминает коммуну хиппи.
За десятилетия было допущено множество юридических и фактических ошибок в документах, а решения меняли так часто, что жители не понимали, что им делать. В 1999 году власти предложили социальную поддержку гражданам, которые добровольно готовы уехать из города Дул. Действовала она в течение четырех лет. Однако далеко не все жители были готовы покинуть город. Некоторые остались, чтобы бороться за свою малую родину. В 2003 году закрыли местную школу из-за нехватки учеников. До 2007 года жители могли продать свои дома муниципалитету с правом временной аренды. И снова далеко не все граждане считали действия властей законными и не собирались уезжать из города. Путаница, неразбериха и пустые дома стали привлекательны для захватчиков – людей, которые незаконно заселялись в чужую собственность. Справиться с захватчиками удалось лишь спустя несколько лет – усилили охрану, захватчики получили право арендовать дома у муниципалитета, в противном случае их просто выгоняли.
Сегодня в Дуле осталось четыре жилых дома, жители которых принципиально не хотят уезжать из города. Ведь несмотря на все планы и обещания, за 50 лет тут так ничего не поменяли и не построили. На большие праздники, вроде Рождества, открывается церковь. Кроме того, в городе работают три кафе-бара. В основном их посещают туристы, байкеры и жители соседних муниципалитетов.
В одном из заведений я пытаюсь поговорить с сотрудницей о судьбе города. Эта тема для нее оказалась больной. Она объясняет, что сегодня никакие дома не являются частной собственностью. И всем жителям, которые не уехали добровольно до отведенного срока, позже пришлось просто покинуть свое жилище в надежде что когда-нибудь они снова смогут сюда вернуться.
Здание старой школы, где до этого был монастырь, сегодня является культурным объектом. Студенты одного из университетов даже смогли сделать реконструкцию внутренних интерьеров для выставки. Еще одно центральное место города – кладбище. Оно открыто, а на входе висит табличка, что кладбище строго охраняется, ведется видеонаблюдение и за непотребное поведение посетителей ожидает штраф. Видимо, охрану кладбища пришлось также усилить из-за вандалов. Здесь осталось очень много старых захоронений и памятников.
Порт сегодня – наиболее оживленное место в городе. Днем здесь можно встретить рабочих. И как раз недалеко отсюда располагается атомная станция. Рядом – мельница с рестораном внутри.
В 2021 году борьба за Дул еще не закончена. С 1997 года инициативная группа пытается сохранить город – ведь это еще и исторический объект. С тех пор некоторые активисты уже умерли, однако борьбу продолжают их дети и внуки. В свою очередь, жители соседних поселений жалуются на работу атомной станции, считая ее слишком старой и небезопасной.
Подробнее в сюжете: Путеводитель