«Беларусьфильм»: как снимали любимые фильмы детства?

18:09 20/12/2021

1 января 1976 года на телеэкраны вышли «Приключения Буратино». Режиссер Леонид Нечаев был в ярости. Скоро школьные новогодние каникулы, а его новый детский фильм никак не мог пройти приемную комиссию. Худсовет возмущался: а почему кот без хвоста? А почему лиса – в платье? Как это так – мальчишка кидается шишками и издевается над стариком! Но картину удалось отстоять.

«Премьера прошла в новогодние каникулы, мы посмотрели этот фильм и были в некотором шоке», – говорит исполнительница роли Мальвины в фильме «Приключения Буратино» Татьяна Проценко.

«Приключения Буратино» положили начало новой традиции: под каждый Новый год – премьера. Многие из них сняли на студии «Беларусьфильм». Именно здесь Красная Шапочка зазывала в Африку. Именно здесь Тим Талер продал свой смех. Именно здесь Денис Кораблев попал в очередной переплет.

В Советском Союзе был свой детский Голливуд – студия «Беларусьфильм». Эти картины смотрит уже пятое поколение детей. В юных киногероев до сих пор влюбляются мальчишки и девчонки. А давно выросшие артисты с теплотой вспоминают, как их принимали в Минске.

Середина семидесятых, столовая студии «Беларусьфильм». Реквизитор с пюре и сосисками, пара редакторш с булочками и компотом. Народу немного. Пока со смехом и криками не вваливалась целая компания юных артистов.

«В столовой нас все боготворили. Давали все самое вкусненькое, поварихи умилительно смотрели», – вспоминает Татьяна Проценко.

Нынешнее название – «Беларусьфильм» – киностудия получила в 1946 году, через 20 лет после создания. К тому времени своя студия была почти в каждой советской республике.

«Киностудия «Беларусьфильм» практически всегда занимала первое место по организации производства среди всех киностудий, даже таких крупных, как «Мосфильм», «Ленфильм». Актеры из Москвы, Киева всегда отмечали теплый и душевный прием на киностудии», – комментирует Народный артист Беларуси Владимир Гостюхин.

Если знаменитостям из Москвы и Ленинграда приходило приглашение приехать на пробы в Минск, они почти всегда соглашались. Наверняка будут не просто съемки, а настоящие приключения!

«Для них для всех это тоже было отдохновение – сыграть в детской сказке. Они там все просто развлекались. Они там все отдыхали душой. Для них это был праздник жизни, именины сердца. А Владимир Абрамович был ко всему прочему человеком открытым, может, для того, чтобы мы не боялись его. Он нас очень любил потчевать конфетками, рассказывать нам анекдотики. И нам очень нравилось в него кидать шишками», – рассказывает Татьяна Проценко.

Съемки фильма «Кортик», конец смены. Если разрешал режиссер, взрослые артисты разводили костер, доставали гитары. Вокруг непременно собирались и юные герои. Послушать песни, расспросить – а какая она, жизнь знаменитостей?

«Ребята были очень озорные. Озорные и думающие. Просто интересно было с ними. Не чувствовал себя стариком по сравнению с ними», – говорит Народный артист Украинской ССР Михаил Голубович.

Почти все герои «Кортика» – обыкновенные ребята. Ассистент режиссера ходил по минским школам, фотографировал подростков, снимки на студию приходили сотнями. Режиссер Николай Калинин внимательно рассматривал каждое лицо.

«Когда я приходила в его комнату на студию, все было в фотографиях детей. Он выбирал из тысяч. Для него очень важны были глаза человека, его лик», – отмечает актриса Наталья Чемодурова.

Леонида Нечаева называли последним советским сказочником. В детское кино он попал случайно. После ВГИКа молодому режиссеру давали только проходные фильмы для телевидения. Когда он возмутился, неожиданно предложили поехать в Минск. Там детское кино некому снимать. И Нечаев остался на «Беларусьфильме».

«Мы его звали папа Леня. Он с нами возился. У него у самого были дети на съемочной площадке. Они тоже бегали вместе с нами, играли. Он мог совершенно спокойно высморкать нос и накормить ребенка. Это был человек, который просто жил вместе с нами», – говорит Татьяна Проценко.

Лето 1975-го года. Леонид Нечаев почти отчаялся: отсмотрели несколько сотен девочек, а настоящую Мальвину так и не нашли. К этой героине были особые требования: огромные голубые глаза и словно фарфоровое, кукольное личико.

«Папа был изначально против того, чтобы я снималась. Он просто знал изнанку этого всего дела. Ему казалось, что это все испортит мою жизнь. Все, ты встала на эту скользкую дорожку, что же будет?» – делится Татьяна Проценко.

Взрослым разрешали сопровождать маленьких детей на съемочной площадке с одним условием: ни во что не вмешиваться.

«Вот у Димы Иосифова, который играл Буратино, бабушка все время была на площадке. И я даже однажды увидела, что она какие-то таблетки ему дает. И я спросила в чем дело, на что она ответила, что это витамины для роста», – вспоминает редактор киностудии «Беларусьфильм» Изольда Кавелашвили.

Однажды бабушка узнала, что для эффектной сцены Диме нужно связать руки и ноги, а потом подвесить на сук вниз головой. Бабушка категорично заявила: «Только через мой труп».

«И пришлось ее обмануть, назначить дежурной и отправить за продуктами в город, а Диму подвесить. Дима висит на суку, который может в любой момент обломиться, Дима упадет головкой на оператора, а камера придавила бы меня», – рассказывает кинооператор стадии «Беларусьфильм» Юрий Елхов.

Яна Поплавская единственная приезжала на съемки без сопровождения. Девочке было всего десять, когда ее выбрали Красной Шапочкой. Но дочь артистов с раннего детства и сама играла в театре, хорошо знала закулисную кухню.

Сложней всего пришлось режиссеру «Кортика» и «Бронзовой птицы» Николаю Калинину. Он снимал подростков – далеко не всегда предсказуемых и послушных.

«Он имел терпение с ними работать. Я всегда восхищался дисциплине ребят. Когда я приезжал на съемки, они уже были подготовлены», – комментирует Народный артист России Эммануил Виторган.

Средняя зарплата в середине семидесятых – 100-150 рублей. Автомобиль «Москвич», к примеру, стоил пять тысяч, трехкомнатная кооперативная квартира – десять тысяч. А на стоимость одного детского фильма можно было купить целую пятиэтажку. Сумма доходила до полумиллиона.

Что означает 400 рублей? Три средних зарплаты. Это взрослым актерам за главные роли платили до двух тысяч, а детям – в несколько раз меньше. Зато не скупились на сказочные декорации.

«От 8% до 12% выделялось на декоративное строительство. Предварительно каждый цех подсчитывал все необходимые затраты и в эти рамки, 8-12% необходимо было уложиться», – говорит начальник цеха декоративно-технических сооружений киностудии «Беларусьфильм» Юрий Осокин.

Однажды над декорациями и реквизитом пришлось работать всей съемочной группой. Поначалу поляну Мальвины хотели снять в настоящей розовой оранжерее.

«Нашли садовника, который сделает розовый сад. Он дал свое согласие, но приехали все, а там же не только Мальвина и режиссер. Там же еще освещение, камера, тележки. Когда это все бедный садовник увидел, схватившись за голову, он сказал, стоп, нет, запрещаю! После вас здесь будет выжженная пустыня! И мы снимали это в результате в павильоне, зимой. Ромашки вырезали все! Были розданы ножницы и все, кто мог, вырезал», – вспоминает Татьяна Проценко.

Поляна Мальвины очевидно бутафорская. А вот лес, где Красная Шапочка поет про крокодилов-бегемотов, снимали и на натуре, и в павильоне. И найти отличия в кадре очень трудно.

«При сборке оказалось, что какой-то план выскочил по каким-то техническим причинам. Поэтому пришлось в павильоне очень быстро создать лес. Лес создавался достаточно просто: рубились бревна, подвешивались на тросах, дорожка посыпалась песочком, создавались корни», – комментирует Юрий Осокин.

А на съемках фильма «Питер Пэн» получилась обратная ситуация: декорации срочно пришлось поменять на натуру.

«Надо было сделать дворец в виде цирка. И мы сделали полы из цветной бумаги, покрывали их лаком. И была технологическая ошибка – в паркетный лак не добавили отвердители, и это все осталось в липком виде. Красота обалденная, а зайти невозможно. Был скандал и все получили по выговору», – вспоминает Юрий Осокин.

Всего сорок километров от Минска – именно здесь чаще всего снимали натуру.

«Там площадка, участок натурных съемок так называемый. Там и березовый лес, и хвойный, и два озера, и необходимости куда-то далеко ехать не было. Там база, гостиница, и группа могла разместиться», – говорит Юрий Осокин.

Этих природных декораций хватило бы для большинства сцен. Но в смету почти каждого фильма режиссеры обязательно закладывали поездку в Крым.

«У Нечаева была такая мода: он как-то вставлял в сценарий кадры, которые мы, может, даже не видели. Но он обязательно ездил раз в год в Сочи или Ялту. Целая группа людей с транспортом ехала туда, но реально они там ничего не снимали», – рассказывает Юрий Осокин.

В очередной раз съемочная группа Нечаева отправилась в Ялту. Прошла неделя, две – прислали триста метров пленки с какими-то облаками, следами на песке. Материала нет! Редактор Изольда Кавелашвили была в панике. Именно она отвечала за материал и сроки.

«Должны были снимать Ролана Быкова вместе с Санаевой, а они приехали туда, устроившись в гостиницу, на две недели уехали в круиз вокруг Черного моря. Поэтому вся группа сидела. Но отдыхали они хорошо. Только через 30 лет я это выяснила», – говорит Изольда Кавелашвили.

1975 год. Снимали одну из первых музыкальных сцен для «Приключений Буратино». На съемочной площадке юные актеры заметили незнакомца. До «Приключений Буратино» Алексея Рыбникова считали несерьезным композитором и доверяли озвучивать только мультфильмы. Но Нечаев потребовал именно его. Худсовет долго не соглашался.

«Мне было сказано: ни в коем случае! Это не композитор. Даже не говорите! Я передала Нечаеву, но он очень настоятельно требовал. Он просил, умолял. Я говорю: «Не знаю, как договориться». И тогда я придумала такое – работать без договора», – делится Изольда Кавелашвили.

На премьеру песен приехали все важные «шишки» Худсовета и представители Центрального телевидения.

«Молодой человек Рыбников сел за пианино, пропел все песни и я сразу поняла, что у нас уже есть фильм», – вспоминает Изольда Кавелашвили.

На премьеру картины в Японии пригласили вовсе не режиссера, а…композитора! Нечаев возмущался, топал ногами, требовал, чтобы ни в коем случае… Но в Японию поехал именно Рыбников и имел там огромный успех. От обиды Нечаев не разговаривал с ним несколько лет.

«Потом, когда умер Нечаев, то единственный человек, который в общем-то помог – это был Рыбников», – говорит Изольда Кавелашвили.

Леонид Нечаев прожил долгую жизнь, на его глазах выросли его юные подопечные. Судьба почти всех маленьких актеров сложилась удачно. А ранняя гибель другого режиссера «Беларусьфильма» – Николая Калинина – привела к еще большей трагедии.

«Очень поразительно то, что произошло с нашим главным героем. Он был нормальный абсолютно пацан. Очень эмоциональный! Очень подвижный. Поэтому Коля очень берег его в кадре. Но вот видите, так случилось, что он оказался совсем иным человеком», – рассказывает Эммануил Виторган.

Сережа Шевкуненко сразу стал выделяться среди других мальчишек. Все подростки в «Кортике» и «Бронзовой птице» – минчане. Сережа – единственный москвич.

«А у него было такое: что потребует – то и сделать. Я не знала тогда, кто у него родители. У него же отец был директором объединения мосфильмовского, правда, он к этому времени уже умер. Мать была вторым режиссером», – вспоминает Изольда Кавелашвили.

К чему приведет купирование нелитературного языка в кино?

Агрессивный, высокомерный, не признающий авторитетов – так описывали Сережу очевидцы. Всесоюзная слава после премьеры «Кортика» повлияла на него в худшую сторону.

«Прислали однажды письмо. Девочка писала Брежневу, чтобы он помог ей, дал адрес. А это письмо переслали мне сюда. И мне приходилось отвечать. А девочка написала огромное письмо о том, как она его боготворит и любит на четырех страницах», – говорит Изольда Кавелашвили.

Фильм «Бронзовая птица» уже был снят и смонтирован, осталось только озвучить. В возрасте всего 36 лет режиссер Николай Калинин внезапно умер – то ли от менингита, то ли от побоев после драки. Тайна его гибели так и не раскрыта. Сережу Шевкуненко уже никто не мог спасти от криминальной судьбы.

Почти все маленькие звездочки «Беларусьфильма» в памяти зрителей так и остались детьми. Дима Иосифов – Буратино – единственный закончил актерский факультет ВГИКа, много лет играл в театре и кино. Красная Шапочка Яна Поплавская выучилась на актрису, но ушла на телевидение. Мальвину Таню Проценко даже не приняли в школьный театральный кружок, мол, ты поиграла в актрису, дай и другим поиграть. Саша Продан (Тим Талер) и Сережа Власов (Питер Пэн) стали инженерами. Единственный, кто жалеет об упущенных возможностях – минский водитель Владимир Дичковский. Он же Генка из «Кортика».

«Когда он пришел поступать в театральный институт, его не приняли. Сказали – он уже готовый артист. Так отнестись к мальчику, который сделал славу Беларуси. Его обожает столько поколений», – говорит Наталья Чемодурова.

Леонид Нечаев снимал финал «Приключений Буратино» в настоящем Дворце пионеров, с настоящими зрителями. Переполненный зал, цветы, овации, искренние детские эмоции… Но режиссеру показалось, что чего-то не хватает.

«Нас привели на съемку, в чем мы были, в том мы и пришли. И вот говорят, что сейчас будут снимать финал. Бантики завяжите, чтобы было красиво. Мама переживала: «Ну что ж вы не сказали заранее, мы бы надели самое красивое платье, волосы завили», – рассказывает Татьяна Проценко.

Актеры стали настоящими, обычными, как и дети-зрители, которые их так полюбили.