Чем пахнет весенний Петербург? Простой, казалось бы, вопрос некоторых горожан заставил задуматься. Ответы на улицах города мы получали самые разные. От сырости до ладана Исаакиевского собора. Чаще всего горожане находят в городе ароматы свежести, моря, сирени и корюшки.
Корюшка, цветы и Нева
С таким набором мы отправились в парфюмерную лабораторию. И предложили профессионалам эксперимент: создать духи с ароматом петербургской свежести. При этом за основу взять цветы, корюшку и главную реку города – Неву.
«Каждый раз, когда мы приступаем к созданию какого-то запаха, сначала в голове представляем картину, – объясняет президент гильдии парфюмеров России Оксана Чернышова. – Мы как художники. Только они рисуют красками, а мы – ароматами. Нужно представить композицию целиком. Например, я стою не берегу Невы, у меня холодный гранит под рукой, я его чувствую. Вижу, как с Невы сходит лед. Под ним – вода, и она пахнет рыбой. Вот это ощущение холодной массы воды и холодного, уже свежего, воздуха рядом с набережной».
По словам парфюмеров, только так, при помощи образов, можно придумать, а потом и создать глубокий запах. При этом за каждой «картинкой» мастера видят конкретные вещества, которые нужно смешать.
«Передать аромат корюшки нам поможет ундекавертол, – комментирует Оксана Чернышова выбор конкретного пузырька из сотни других. – Он обладает свежей и одновременно пудровой нотой. Это запах фиалковой свежести. Обычный человек говорит, что корюшка пахнет огурцом, а парфюмеры говорят, фиалкой. Вот представьте, если взять мохнатый лист этого цветка, толстый такой, мясистый и разломить пополам, то внутри мы почувствуем запах, о котором я говорю. Снаружи по ощущениям будет мягкий бархатный аромат, а внутри свежий. Так же и корюшка. У нее ведь не плоский запах, а объемный».
Как правило, одно вещество не может передать запах, потому что он всегда многогранный. Так и для духов с петербургской свежестью: сразу четыре компонента передадут аромат цветов. А за корюшку будут отвечать три. Достаточно смешать всего по капле из каждого пузырька.
«Это как аккорды в музыке: три и больше нот составляют аккорд, – продолжает Оксана. – Так и в парфюмерии. Нельзя сделать аромат из двух или одного компонентов. Аккорда не получится. Лучше – когда три. И три разных. Вот для корюшки, кроме ундекавертола, мы берем еще амбринол и озон – это три грани – целиком у нас получилась рыбка».
Меньше трех душистых веществ парфюмеры смешивать не рекомендуют. Отмечают: «монозапах» – это скучно. Но и больше 20 соединять не стоит. Иначе компоненты будут перебивать друг друга.
Духи с ароматом достопримечательностей
В коллекции парфюмерной лаборатории духов, связанных с Петербургом, около полусотни. На отдельной полочке стоят флакончики с запахами фонтанов Петергофа, Ботанического сада и Михайловского.
Отдельное место занимает самый популярный у горожан аромат. Это духи с запахом пышек. Колечки из теста, обжаренные в масле и посыпанные сахарной пудрой давно полюбились сначала жителям Ленинграда, а потом и Петербурга. Теперь даже в путеводителях для туристов пишут: «пышек не ел – считай, в Петербурге не был». И если мучное в подарок кому-то не повезешь, то вот их аромат – вполне.
«Парфюмерия относится к разряду искусств, – говорит Оксана Чернышова. – А искусство всегда делает жизнь красивее, чем она есть на самом деле. И мы показываем красоту даже в самых обычных вещах. И чуть приукрашиваем».
Оксана рассмотрела красоту, которую можно «упаковать» в отдельный аромат, даже в некрополе Александро-Невской Лавры. Теперь духи с таким названием в числе ее любимых.
«Одно время я только ими и пользовалась, несколько месяцев, наверное, – смеется парфюмер. – Я помню, как сидела на скамейке в Лавре и начала представлять, что здесь за компоненты. Скамейка – металлическая, земля – влажная, на земле – палые листья. Они уже мшистые, как и гранитные плиты, на которых тоже есть мох. Я увидела это, закрыла глаза, потом пришла домой и сделала запах некрополя».
«Читаем носом»
Команда парфюмеров не только для города запахи подобрала, но и для повестей, рассказов и романов известных авторов. Арома-мастера выбрали главные русские произведения прошлого века и сформировали парфюмерную библиотеку. Для этого пришлось перечитать классику и буквально внюхаться в страницы. За описанием героев, интерьеров, улиц пытались разглядеть запахи. Теперь 30 флаконов дополняют экспозицию в Литературном музее «ХХ век».
«Литературные духи – это прежде всего эмоции, которые скрыты под обложками книг, – объяснила директор Государственного литературного музея «ХХ век» Марина Линович. – Так называемый эффект Пруста, когда мы вспоминаем, ориентируясь на какой-то маленький эмоциональный всплеск. Например, запах. Мы ощущаем запах и сразу же вспоминаем что-то о том, что было в нашей жизни».
В романе Горького «Мать» мастера учуяли молоко и полынь. В «Пикнике на обочине» братьев Стругацких – терпкий костер. В «Республике Шкид» Пантелеева и Белых – сладковатый запах леденцов. А, например, «Голубая книга» Зощенко – сборник рассказов о жителях Петрограда – содержала множество отсылок на древнеримских императоров. В итоге в аромате эту ноту сделали главной.
«Допустим, император Нерон – он желает обрушить потолок над головой своей матушки. Обсуждает это невероятно буднично, – рассказывает Екатерина Солилова, методист Государственного Литературного музея «ХХ век». – И над этим ужасным его деянием мы смеемся. Именно поэтому первая нотка, ощущаемая в аромате, – это, конечно же, лавр. В Древнем Риме это – венок, венчающий голову победителя. А во времена жизни Зощенко это – весьма скромный аромат коммунальной кухни».
Петербургские парфюмеры теперь планируют периодически менять душистые экспонаты. Каждые три месяца выставлять новые ароматы других произведений.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет