Решающие выборы в Турции: лейтмотивы программ Эрдогана и Кылычдароглу

19:37 14/05/2023
Голосование во втором туре выборов президента в Турции завершилось

Граждане Турции 14 мая выбирали президента и 600 депутатов парламента. На главный пост страны три претендента: кандидат от «Альянса АТА» Синан Оган, и фавориты гонки – действующий президент Тайип Эрдоган и глава объединившейся оппозиции Кемаль Кылычдароглу. Предвыборная борьба была очень напряженной. Симпатии избирателей Эрдоган и Кылычдароглу делят фактически поровну. Послужные списки претендентов изучал корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.

Старая турецкая песня о главном «для тех, кто слышит, и тех, кто не слышит». Реджеп Эрдоган упражняется убеждать через классиков турецкой поэзии. Оппозиция вербует электорат речитативом и техно на западный манер. Эти двое по разные стороны политических баррикад. И лейтмотивы у них – не созвучные.

«Эти выборы определят, станет ли Турция ближе к Европейскому союзу и НАТО, или останется в стороне», – отметил профессор политологии Стамбульского университета Билги Ильтер Туран.

Эрдогана давно называют самым дерзким и непослушным лидером среди стран НАТО. При нем Турция зарекомендовала себя как государство, обладающее экономическим и политическим суверенитетом. У этой страны сильнейшие вооруженные силы. Армия Турции – на втором месте, самая многочисленная в НАТО после США. При этом республика всегда последовательно выступала за мирное урегулирование конфликта на Украине.

«Мы видим, что там Турция проявляет совсем иную позицию, не схожую с позицией Запада. Притом что Турция это все-таки страна Запада», – сказал главный редактор интернет-издания «МК в Турции» Яшар Ниязбаев.

А это главный противник действующего президента и главный конкурент – Кемаль Кылычдароглу. Вступил в оппозиционную партию и начал карьеру депутата в самом начале нулевых. В 2010-м его избрали председателем Народно-республиканской партии. К этим выборам оппозиция разрослась. Добавились правые и центристы – еще пять партий.

«Мы, шестеро партийных лидеров, вместе. Объединившись, мы победим и выведем Турцию на свет», – заявлял Кемаль Кылычдароглу.

При этом сам Кемаль не скрывает, что свет, куда Турцию поведут, это Старый Свет. То есть Запад. И внутренние проблемы страны они умело используют в свою пользу.

«Сейчас самую главную роль играет именно экономика. На карманы людей повлияла инфляция. Поднималась до 75! Сейчас снизилась до 45%. Вот это подорожание стало отражением многих взглядов. Социальные программы – это самое главное», – пояснил Яшар Ниязбаев.

Кемаля активно поддерживают многие представители бизнеса средней руки и те, кто не входит в круг Эрдогана из-за других проблем. Миллионы беженцев, постоянные вооруженные конфликты с курдами в Сирии и Ираке. Кемаль Кылычдароглу все это обещает исправить. Он алавит по рождению. Член неортодоксального течения в исламе. Эта община в Турецкой республике представлена в меньшинстве. Но зато он может рассчитывать на голоса курдов. Те в массе своей тоже алавиты. И сильно обижены на Эрдогана за то, что тот недостаточно активно помогал им после землетрясения

Февральская катастрофа для Эрдогана стала серьезным испытанием. Когда 11 провинций пострадали, больше 50 тысяч человек погибли. Такого испытания не то, что политику перед выборами, – врагу не пожелаешь. Но в целом он и это испытание выдержал.

«Мы видим, что сделал Эрдоганом за 22 года. Мы видим и сейчас, что президент максимально помогает пострадавшим в землетрясении, строят новое жилье. Больше таких лидеров нет. Не было больниц, дорог, производств. Эрдоган закрыл долги перед МВФ. А оппозиция снова тянет туда. При таких политиках невозможно развитие. Это значит остановить производства. Нам нужен человек, который докажет, что Турция не хуже США и Европы», – заявлял глава строительной компании DM GROUP Мехмет Кылынч.

Зависимость и послушание. Эрдоган с таким подходом не согласен. И об этом со всех трибун. Ему суверенная Турция нужна.

«Он не просто энергичный, он диктатор, но не в смысле политический диктатор, а в смысле человек, диктующий свою волю, такая альфа. Человек, проводящий свою линию, человек не очень дипломатичный», – комментирует политолог Дмитрий Юрьев.

Он хорошо умеет нападать еще и потому, что сам нападающий. Мог стать отменным спортсменом. С 15 лет гонял мяч, всегда был нападающим. Сначала в любительских, потом полупрофессиональных клубах. Получалось так хорошо, что именно его хотела заполучить турецкая суперлига «Фенербахче». Но отец возражал. Учиться отправил. Кубок страны он так и не завоевал. Вместо этого он стал руководить всей страной. И профессиональные привычки сохранил – он и сейчас как форвард, всегда идет напролом.

«Мои братья и сестры верят в святость семьи. Ведь так? Семья для нас священна. Спросите, как такие извращенные структуры, как ЛГБТ, выпрашивают голоса? Господин Кемаль Кылычдароглу, мы знаем, что вы ЛГБТ. Мы также знаем, что все в ваших партиях ЛГБТ. У Народного альянса нет такой проблемы. Потому что мы верим в святость семьи!» – заявил Эрдоган.

Почти со всеми европейскими лидерами Эрдоган успел переругаться и не раз. В апреле – очередной скандал с Америкой. За то, что «лезут, куда не следует». «Мы должны преподать Америке урок на этих выборах… Что посол Байдена делает здесь? Он посещает Кемаля. Как тебе не стыдно, думай головой. Ты – посол. Твой собеседник здесь – президент. Наши двери для него закрыты, он больше не сможет войти. Пусть знает свое место!» – сказал Эрдоган.

А в Германии «Зеленые» открыто призывали турецкую диаспору голосовать за оппозицию, ради «шанса на спасения», этот скандал журнал Der Spiegel обнародовал. Все это на глазах у сторонников Эрдогана. У него их немало и в глубинке, и среди рабочего класса.

«Мы, как обычно, собирались поговорить с жителями. Видим: отовсюду камни летят! На моих глазах ранили 10-15 человек», – сообщил мэр Стамбула, сторонник оппозиции Экрем Имамоглу.

Среди противников Эрдогана тяжеловесы. Градоначальники Стамбула и Анкары чего стоят. Несколько лет назад представители партии Кылычдароглу заполучили себе сразу несколько крупных мегаполисов и показали, что они не лузеры. Обещания были те же – победа над инфляцией и ростом цен, повышение зарплат.

Выборы президента Турции
«Лидерам оппозиции пообещали кресла министров, им обещали опустошить тюрьмы! Говорят, они хотят взломать дверь тюрьмы Имрали. Пока Эрдоган остается президентом, мы не отдадим им право, закон и справедливость!», – заявлял Эрдоган.

Опыта борьбы не на жизнь, а на смерть у Эрдогана не занимать. В июле 2016-го попытка госпереворота в Турции. Тогда в шести самых крупных городах Турции военные одновременно захватили телецентры, аэропорты и другие стратегические объекты. Атаковали парламент и президентский дворец. По версии следствия, самого Эрдогана должны были ликвидировать в ту же ночь. В отеле в Мармарисе, где тот остановился с семьей. За несколько минут до покушения был звонок из Москвы. Турецкий лидер успел эвакуироваться. В перестрелке погибли двое полицейских. После этих событий 31 обвиняемый в покушении получил пожизненное. Еще 50 тысяч человек арестовали. 140 тысяч госслужащих уволили. Чрезвычайное положение в стране продлилось два года. И все это очень не понравилось Западу. И Турцию в который раз обманули.

«Мы не хотим прекращать переговоры о вступлении Турции в ЕС, но мы действительно хотим заморозить их, чтобы послать сигнал президенту Эрдогану. Не продолжайте идти по пути репрессий против политической оппозиции и нарушения прав человека», – говорила лидер Прогрессивного альянса социалистов и демократов, член Европейского парламента в 2014-2018 гг. Джанни Питтелла.

Членства в Евросоюзе опять не видать. И это стране, которая в НАТО вступила в 1952-м, всего через три года после его появления. Которая один из основателей Совета Европы.

«Наша борьба не всем нравится. 52 года нас заставили страдать у дверей ЕС. И все еще продолжают делать одно и то же. Но мы им ответим! Когда придет время!» – подчеркнул Эрдоган.

Когда придет время и кто победит в этих выборах, политологи до последнего воздерживаются в прогнозах. А турецкие силовики думают о другом: в случае разрыва между победителем и проигравшим в 1-2% массовые беспорядки в стране весьма вероятны. Но это больше внутренние проблемы. Резких изменений к худшему во внешней политике в отношении стран СНГ вряд ли стоит ожидать. Кто бы не победил. Очень многое с Турцией веками переплетено.

«На уровне выстраивания какого-то общетюркского мира, я не думаю, что сильно изменятся во внешней политике направления движения», – заявил ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований Высшей Школы Экономики, арабист Алексей Образцов.

А Эрдоган все так же наступает по прямой. За пять дней до выборов вполовину поднял зарплату почти миллиону госслужащих. Кто бы не победил – им пригодится. И такое ощущение, что он такой один остался перед лицом прозападной, совсем не турецкой политической массовки.