Прогресс за десять лет, интерес России и роль Центральной Азии: что такое «Один пояс, один путь»?

18:39 17/10/2023
Прогресс за десять лет, интерес России и роль Центральной Азии: что такое «Один пояс, один путь»?

В Пекине стартовал третий международный форум «Один пояс, один путь». В 2023 году он ознаменовал десятилетие концепции, впервые озвученной Си Цзиньпином в сентябре 2013 года во время выступления перед студентами в Астане. Главный гость – президент России Владимир Путин, всего же в форуме примут участие главы более 20 государств, в том числе президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Путин выступит с речью на открытии форума 18 октября, в этот же день пройдут переговоры лидеров России и Китая – в расширенном составе и узком. Не исключено, что Путину и Си Цзиньпину удастся пообщаться тет-а-тет за рамками переговоров.

«На сегодня инициатива привлекла почти 1 триллион долларов США инвестиций и сформировала более 3 тысяч объектов сотрудничества. Создано 420 тысяч рабочих мест в странах вдоль маршрута, из нищеты вырвалось почти 40 миллионов человек», – заявил РИА Новости Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Чжан Мин.

За десять лет существования концепции «Пояса и пути» документы о сотрудничестве в рамках инициативы подписали более 150 стран и более 30 международных организаций, сама же инициатива видоизменялась и расширялась. Изначально она подразумевала создание транспортных коридоров между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европой с формированием соответствующей транспортной инфраструктуры. Эта идея получила название «Экономический пояс Шелкового пути». В том же 2013 году Си Цзиньпин озвучил на индонезийском острове Бали инициативу «Морского Шелкового пути XXI века» – речь шла об интеграции сухопутной транспортной сети южных провинций Китая и стран Юго-Восточной Азии с основными портами региона для расширения пути выхода продукции Китая и стран ЮВА на мировые рынки. При этом транспортные маршруты «Пояса и пути» во многом повторяют сухопутный Великий Шелковый путь и сменивший его в XV–XVI веках морской, ставший более выгодным с развитием мореплавания.

«За последние десять лет написаны уже горы статей, даже книги, в основном пишут о чем: Китай к 2013 году уже накопил огромный промышленный потенциал, имелось перепроизводство товаров, избыточные производственные мощности, а также имелся капитал, который можно было инвестировать, – рассказал MIR24.TV заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев. – Другие авторы указывают, что это не чисто экономический проект, а геоэкономический или геостратегический, то есть попытка создания ориентированного на Китай торгового блока. Несмотря на то что существуют самые разные объяснения, в целом все понимают: Китай превратился в глобальную экономическую державу, которая имеет волю и стремление к широкому охвату огромных регионов мира, созданию инфраструктуры, которая будет ориентирована на контакты и торговлю с Китаем».

Проект «Один пояс, один путь» созвучен российскому проекту ЕАЭС, говорит Карнеев, и интересен России как еще одна возможность укрепления сотрудничества со «странами мирового большинства», в том числе государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

«С учетом наших добрых и доверительных отношений с Китаем мы, конечно, поддерживаем инициативу «Пояса и пути». Планируется, что и для России участие в ней будет полезным, потому что у нас тоже есть планы совершенствования и дальнейшего развития и транспортных магистралей, и промышленных сфер. Мы уже участвуем в энергетических, газовых проектах на севере России, которые финансируются из средств этой инициативы. Для нас это и в экономическом смысле интересно, и, конечно, в условиях нынешней геополитики, когда американцам удалось своих партнеров выстроить в ряд и навязать им антироссийскую политику, страны мирового большинства для нас сейчас являются очень важными. И как раз в проекте «Пояса и пути» все эти страны присутствуют» – указывает Андрей Карнеев.

Во многом концепцию «Один пояс, один путь» воспринимают в Китае как практическую реализацию глобальной стратегии по построению Сообщества единой судьбы человечества, говорит старший научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН Екатерина Заклязьминская. Стратегия построения гармоничного мира, подразумевающая отказ от войны и политики силы, а также учитывающая взаимозависимость всех стран мира, была предложена Си Цзиньпином в 2012 году на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая.

«В настоящий момент Россия и Китай являются авангардом выстраивания многополярного мирового порядка, и наши инициативы, и инициативы Китая – это, по сути, такой каркас новой архитектуры мирового порядка», – подчеркивает Заклязьминская.

При этом однозначно судить о том, что интерес Китая в отношениях с Россией находится лишь в плоскости закупки российского сырья, не стоит, отмечает эксперт. Развивается много других направлений сотрудничества, строятся заводы, однако особый интерес представляет научно-техническая сфера:

«Даже если смотреть на структуру российско-китайской торговли, которую мы регулярно отслеживаем, то сырьевой компонент снижается, появляются новые аспекты двустороннего сотрудничества. К примеру, статистика показывает, что в последние годы растут объемы экспорта российской сельскохозяйственной продукции в Китай, развивается сотрудничество в области промышленных мощностей».

Современный Великий шелковый путь:

Крайне значимыми государствами в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» являются страны Центральной Азии – неслучайно основы данной концепции были впервые озвучены Си Цзиньпином именно в Казахстане.

«Изначально Центральная Азия воспринималась как платформа для создания альтернативной инфраструктуры, которая неподвластна непосредственному контролю со стороны Вашингтона и его союзников, – объясняет Екатерина Заклязьминская. – То есть это попытка диверсификации логистических маршрутов, попытка сделать их более предсказуемыми и безопасными. Это играет на руку и России: мы выстраиваем единое, сплоченное евразийское пространство. У нас тоже есть свои интересы и инициативы: если Китай выстроил новую транспортную артерию Китай – Западная Европа, то мы хотим выстроить транспортный коридор Север – Юг, он тоже крайне перспективен. И работать это единое евразийское пространство будет не по правилам Вашингтона, а по правилам, которые будем выстраивать мы с Китаем и развивающимися государствами сообща».

В ходе третьего международного форума «Один пояс, один путь» будет обсуждаться огромное количество вопросов по самой широкой повестке, самые важные из них – вопросы многополярного мироустройства, считают эксперты. Лидеры государств обсудят новые форматы взаимодействия с развивающимися государствами, различные аспекты торгово-экономического сотрудничества, большое количество несырьевых проектов, в частности, новые транспортные коридоры, к примеру, Россия – Монголия – Китай. Сегодня «Один пояс, один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся и развитые страны, на территории стран-участниц проживает 63% населения планеты и сосредоточены богатые запасы ресурсов.