«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

20:14 01/12/2023

«Я с работы приходил в 10-11 вечера. Я плакал на работе. Не получалось! А когда что-то получалось, то становился самым счастливым человеком на свете. Первый балет в истории Дагестана был создан на базе ансамбля «Лезгинка». И здесь было очень много препятствий. Говорили: «Да что такое? «Лезгинка» это неподготовленный коллектив! Где балеруны, где балерины?» А мы его сделали! И он был прекрасным! И народ его принял», – рассказывает Джамбулат Магомедов, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

Бывало, в ансамбле зарплату не платили месяцами, рассказывает Джамбулат Магомедов. «До меня даже были артисты, которые брали отпуск без содержания и выезжали в регионы – резать кирпичи, заниматься строительством. Все ради того, чтобы заработать денег. После этого возвращались измотанные, с перебитыми руками и дальше продолжали танцевать», – говорит генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

Тогда, больше 30 лет назад, он защитил кандидатскую по экономике, и его судьба складывалась совсем по-другому. «Ничто не предвещало того, что я буду работать в ансамбле «Лезгинка», если бы не случай. Будучи в самолете, я встретил художественного руководителя ансамбля «Лезгинка» Иосифа Матаева. Он был очень взволнован, очень напуган, напряжен, переживал. Он знал меня заочно, я знал его. Я пересел к нему в самолете, и мы начали общаться», – рассказывает Джамбулат Магомедов.

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

Однажды, по его словам, внутри ансамбля произошел конфликт. «Дошло до потасовки между артистами коллектива во время гастролей за границей. Тогда все это было очень строго, и ансамбль мог стать невыездным. И я бросил все свои дела, начал бегать с ним по Москве, пытаясь решить эту проблему. Чиновники тогда пошли навстречу и у нас все получилось. А мы с Иосифом Матаевым подружились. Я решил, что на этом все закончилось. А он говорит, вот такой нужен директор «Лезгинке». Иосиф поговорил с моей матерью. Моя мама, Фазу Алиева – известная советская поэтесса, к мнению которой я очень прислушивался. Иосиф также поговорил с моими братьями. В итоге со мной очень обстоятельно поговорила семья. И я решил все-таки стать директором ансамбля «Лезгинка», – вспоминает заслуженный деятель искусств РФ.

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

«Когда я увидел этот коллектив на сцене, он блистал. Мне стыдно говорить, я даже не все концерты «Лезгинки» тогда посещал. И когда меня Матаев привел, то, что я увидел – ввергло в шок. Мы подходим: стоит здание… Вот раньше на почтовых ящиках висели такие замочки, которые гвоздиком, монеткой или шпилькой можно было открыть. Такой замочек. Он открывает его. Воскресный день. Мы заходим туда: сгнивший пол, здание просто в ужасном аварийном состоянии. Я подумал, может, это склад или какое-то вспомогательное помещение. Когда я узнал, что именно здесь, на втором этаже, репетирует ансамбль «Лезгинка» и создает такие хореографические шедевры, я просто был в шоке. Потом мне показали мой кабинет. Он малюсенький, стены – тонкая фанерка. То, что ты говоришь, слышно соседям. В общем, условия были аховые, тяжелейшие. Тогда я уже твердо решил, что пойду директором. Чтобы никто не подумал: испугался, убежал», – рассказывает Джамбулат Магомедов.

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

«Я выехал в Москву, в моем сердце память выдающегося планетарного хореографа Игоря Александровича Моисеева. Пообщался с ним, получил от него много советов, он очень тепло ко мне относился, Царствие ему небесное. Проехал 8 пунктов для развития ансамбля «Лезгинка». Очень благодарен руководству республики того времени, и в последующем – они все поддерживали меня и сам коллектив. Из восьми пунктов поддержали самые основные – 5. Это открытие детской студии, пошив новых костюмов. Костюмы, когда я увидел, ахнул. Ветхие, заклеенные прозрачным скотчем… В этих костюмах работал всемирно известный коллектив. Тогда вообще была всеобщая девальвация искусства. Тогда не только «Лезгинка», не только кавказский коллектив, это получается 91-й, 92-й, 93-й годы, они были тяжелейшие. Мы сшили новые костюмы, мы добились денег, которые пошли на развитие ансамбля. И коллектив, за что я ему благодарен, мне поверил. Я сказал: «Ребята, нам будет очень тяжело, но мы должны пройти этот путь», – вспоминает генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

По словам Джамбулата Магомедова, он всегда был человеком дисциплины. «Я наладил ее так, чтобы никто не опаздывал. Ввел систему штрафов, поощрение за хорошее выступление. У меня была целая разработка. Тем более я молодой кандидат экономических наук и все свои знания внедрял в ансамбль. Помню, тогда ушли 12 человек из ансамбля. Кто сам ушел, а кого пришлось уволить. Причем это были не последние пары по профессиональным данным. Но в душе они были пустые бунтари, люди, которые не создавали процесса единения, не сплачивали коллектив. А для меня на этот период это было важнее всего», – говорит он.

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

И вот так, шаг за шагом, шла работа. «Мы ходили в университеты, институты, студенческую весну, 10 классы… Искали и собирали талантливых и одаренных детей. Особенно были трудности с девочками. На Кавказе бытует мнение – если девушка танцует, то она несерьезная. Ей трудно будет выйти замуж. Она легкомысленная и так далее. Вот эти стереотипы мы поломали, и я счастлив, что вместе с этим героическим составом «Лезгинки» мы прошли этот путь и подняли ансамбль на невероятную, творческую вертикаль», – рассказывает Джамбулат Магомедов.

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

Все эти 64 года коллектив работал в бывшем клубе милиции. «И когда был конкурс, из тысячи одаренных детей мы отбирали 350-300, а могли принять 80. И эти детишки ждали, когда уйдет основной состав. Не успевали проветривать, зал не дышал, дети выходили и начинали репетировать. А что говорить остальным детям, которые тоже прошли конкурс. Как выбрать из 300 – 80? И когда ты видишь слезы детей, а тебе приходится принимать решение – это очень больно. Сейчас мы можем принять одновременно 500 детей. Специально для ансамбля «Лезгинка» построили дворец танца в самом живописном месте Дагестана. Строительство дома танца на берегу Каспийского моря поддержал президент России Владимир Путин. Новоселье коллектив отметил в свой 65-й юбилей в сентябре», – говорит генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

«Когда говорят, у вас один номер копируют, второй номер копируют. Я отвечаю, они копируют, а мы должны идти дальше. Выходят коллективы, зритель иногда смотрит и говорит, а кто это? И называют один кавказский регион или другой. Когда выходит «Лезгинка», никогда ее ни с кем не путают. Важно сохранить свой акцент. Хореография не стоит на месте, и она должна быть так выстроена, чтобы зрителю было интересно. Она должна развиваться, она должна усложняться, но самобытность, изюминка, почерк, народность, национальный колорит он не должен исчезать, он не должен перечеркиваться», – говорит Джамбулат Магомедов.

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

«Мы прошли очень трудный путь. И самая большая наша заслуга – это то, что сегодня «Лезгинка» – одна большая и невероятно красивая семья. Самая интернациональная на планете. Самая искренняя, самая теплая, самая дисциплинированная», – заключил заслуженный деятель искусств РФ.