Первые главные детали визита президента России в Китай

18:51 16/05/2024

Двухдневный государственный визит Владимира Путина в Китай – первая поездка после переизбрания в должности президента Российской Федерации. Ее детали и значения телеканалу «МИР 24» рассказал заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук Сергей Луконин.

Владимир Путин прибыл в Китай по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина всего через 10 дней после переизбрания. Столько же времени понадобилось в свое время председателю КНР для подготовки его визита в Россию в прошлом году, тоже после переизбрания. Мы имеем дело с новой традицией в двусторонних отношениях?

Скорее всего, это совпадение. Здесь больше зависит от подготовки программы визита и дипломатического этикета, но в принципе у председателя КНР Си Цзиньпина и у президента Российской Федерации Владимира Путина первые визиты были в Китай и в Россию. Соответственно, это как раз показатель нашего высокого уровня сотрудничества.

Получается, что государственный визит – это по международному протоколу высшая градация. Что означает выбор именно такой формы с точки зрения международной политики? Причем это взаимно и там, и там. Это какой-то определенный сигнал с точки зрения международной политики?

Я не думаю, что это какой-то откровенный сигнал. Это просто показатель того, что мы являемся в данный момент крупнейшими партнерами и выработали определенную модель образцового взаимодействия двух стран между собой. Естественно, что наши позиции по многим вопросам геополитического устройства политики и мировой экономики совпадают.

То есть мы вместе смотрим в одном направлении?

Да.

В этом году отмечается 75-я годовщина установления дипломатических отношений Москвы с Китаем, тогда это был Советский Союз, сейчас Россия. Что удалось за эти 75 лет сделать?

Удалось добиться прежде всего того, что мы можем спокойно разговаривать, учитывая небольшие разногласия в нашей позиции. Это не мешает нам идти и сотрудничать дальше. Можно это выделить и описать такой формулой, не моей, что не всегда вместе, но никогда против друг друга. То есть, очевидно, что общие тенденции и взгляд на глобальные вопросы стратегического характера совпадают, на частном уровне сотрудничества могут быть даже небольшие разногласия, но это не приводит к конфликтным ситуациям.

Вспоминая отношения нашей страны с Китаем, там были очень разные периоды. Сегодня, по-моему, прозвучала эта фраза, что наши отношения заколены этими 75 годами.

Да, конечно, потому что наши страны прекрасно понимают, что нельзя конфликтовать вне зависимости от разных взглядов. Нужно продолжать и углублять сотрудничество, повышать его качество и идти дальше в своем развитии, а не навязывать друг другу свою собственную идеологию или какие-то программы.

Буквально накануне визита в Китай помощник президента Юрия Ушаков рассказал, что приоритетом в этих переговорах будут торгово-экономическое взаимодействие. Насколько я понимаю, уже подписанное заявление об углублении всеобщего партнерства и стратегического взаимодействия – это и есть, собственно, главный итог.

Главный итог – это в принципе то, что продолжается наше конструктивное сотрудничество. Мы очень многого достигли во взаимодействии с Китаем, и теперь перед нами стоит основная задача – это углублять и повышать качество этого взаимодействия. Прежде всего, это касается торгово-экономических взаимоотношений, потому что в области политики мы очень хорошо сотрудничаем. Сейчас самое главное – разработать новые механизмы торгово-экономического сотрудничества, которые позволили бы двигаться дальше. Я имею в виду и систему платежей, вероятно, создание каких-то совместных производственных цепочек, запуск новых совместных проектов вне зависимости от санкционного давления.

Говорилось и о том, что вырос в разы объем взаимной торговли, что появляются инвестиционные проекты, совместные предприятия. Расчеты в валютах стали больше 99%?

99% – это многовато. Я думаю, что сейчас явно это в районе 60−70%.

В ближайшем будущем какие пути будут приоритетными?

Приоритетные пути – это финансовая операция. Второе и третье – это совместное производство.

Помимо основного совместного заявления были подписаны еще 10 документов, но они на уровне Минэкономразвития, Минприроды, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, других министерств и ведомств. Это как раз и есть те самые практические последствия.

Это уточнение практических последствий, потому что пока подписаны документы. Следующий этап – это уже реализация этих проектов, то есть обозначили направление углубления сотрудничества.

Там были какие-то условия поставки той или иной продукции и меморандум о проведении работы во время форума «БРИКС».

Там есть много документов, которые и во время этого визита были подписаны, и во время предыдущих. Часть из них – это уже договоры, часть из них – это меморандумы. Меморандум предполагает некое понимание, что нужно двигаться или попытаться реализовать тот или иной проект. Поэтому каждая такая поездка Си Цзиньпина в Российскую Федерацию и наоборот, а также поездки других наших чиновников и китайских чиновников, они предполагают подписание неких документов. Это на данный момент то, что нам известно. Есть практически ориентированные документы, связанные с поставкой какой-то российской сельскохозяйственной продукции, а есть документы, которые определяют грани дополнительного будущего сотрудничества.

Сегодня прозвучало такое экспертное мнение, что наиболее перспективными областями в сотрудничестве являются атомная энергетика и космическая отрасль. Причем прозвучало и то, что готовится разработка некой ядерно-энергетической установки для международной лунной станции, то есть там тоже энергетика. Вы согласны с тем, что именно энергетическая отрасль сейчас таким драйвером послужит?

Я думаю, что это флагманские проекты, но помимо поставок энергоносителей в Китай и совместных проектов по разработке, например, ядерного реактора, который сможет работать на Луне, есть еще и другие проекты, которые не менее важны. Это, как я уже сказал, и создание совместных цепочек добавленной стоимости, то есть разработка продукта, его производство и продажа. Прежде всего, это касается высокотехнологичной продукции.