Эбрахим Раиси погиб в авиакатастрофе. Эта трагедия сплотила Ближний Восток. Проститься с президентом Ирана собрался весь арабский мир. В Тегеран приехали больше 50 делегаций, рассказывает специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Москва. Кремль. Ночь. Президент России Владимир Путин вызывает к себе посла Ирана в России. Впервые в истории Совета безопасности России в в его заседании принимает участие иностранный гражданин.
В тот же час с аэродрома в Подмосковье два Ил-76 МЧС России вылетают в иранский Тебриз на поиски пропавшего вертолета президента исламской республики Иран.
«Это говорит о наших отношениях с Ираном и отношении главы государства по отношению к персоне и личности господина Эбрахима Раиси», – отметил генеральный директор Центра изучения современного Ирана, председатель российско-иранского Совета по торгово-экономическим отношениям Раджаб Сафаров.
В тот день Эбрахим Раиси и президент Азербайджана открывали два гидроузла на реке Араз на границе государств. Реализовали идею, возникшую еще при СССР. Обе страны получат сотни миллионов киловатт электроэнергии и миллиарды кубометров воды для орошения земель.
«Сегодняшняя церемония – еще одно проявление нашей дружбы. Эта дружба имеет глубокие корни, глубокую историю. На протяжении веков иранский и азербайджанский народы жили и созидали вместе», – заявил Ильхам Алиев.
«Самым важным вопросом для нас являются интересы наших стран. Враги не хотят видеть развития ни Азербайджана, ни Ирана. Считаем, что развитие Азербайджана – это и наше развитие. Мы пытаемся превратить нашу границу в границу надежды», – подчеркивал Эбрахим Раиси.
Это последнее выступление иранского президента. Его борт перестал выходить на связь через несколько часов на обратном пути в Тегеран. Поиски вертолета Эбрахима Раиси длились больше десяти часов. Осложняли работу туман, ливень и сложный рельеф местности.
Тела всех пассажиров и экипажа удалось найти только утром. Среди них – Эбрахим Раиси, глава МИД Ирана Амир Абдоллахиян, имам Тебриза Мохаммад Али Аль-Хашем.
Прощаться с президентом на улицы Тегерана вышли четыре миллиона человек. Прилетели десятки иностранных делегаций. Россию представил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Я прошу передать слова искреннего соболезнования в связи с этой трагедией. Это действительно был очень надежный партнер. Человек прямой, уверенный в себе. Прежде всего человек, который руководствовался национальными интересами. Конечно, это был человек слова и с ним было приятно работать», – напутствовал Володина президент России.
Главы МИД стран Шанхайской организации сотрудничества начали рабочий день с минуты молчания. Церемония прощания из Тегерана переместилась в Тебриз, Кум, затем в город Бирдженд, оттуда тело Эбрахима Раиси доставили в мавзолей в его родном городе Мешхеде. Простится с Эбрахимом Раиси приехали и лидеры СНГ. Многих связывали с ним дружеские отношения.
«В результате этой трагической катастрофы погиб руководитель соседней страны, мой дорогой брат Сайед Эбрахим Раиси», – отметил национальный лидер Туркменистана, председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов.
Среди делегаций на церемонии прощания и представители руководства Таджикистана во главе с Эмомали Рахмоном. В Иранскую Республику полетел армянский премьер Никол Пашинян, а в Ереване в Голубой мечети провели заупокойную службу по погибшим. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров передал соболезнования через посла Ирана, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев в иранском посольстве оставил запись в книге соболезнований, Беларусь и Грузия также выступили с соболезнованиями.
Национальный траур объявили не только Иран, но и Сирия, Ливан, Таджикистан, Куба, Ирак, Индия, Пакистан и Турция. Организация Объединенных Наций наполовину спустила флаг у здания своей штаб-квартиры в знак траура. На этом общем фоне позиция США многих поразила
«Памятуя о тех ужасающих деяниях, к которым он был причастен как судья и президент, и теперь он не может их совершать. Иранскому народу, вероятно, стало лучше», – заметил госсекретарь США Энтони Блинкен.
У Америки ненависть началась 45 лет назад, когда Иран Америку разочаровал. В 1953-м американское ЦРУ и британская МИ-6 организовали спецоперацию по свержению премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка, тот хотел национализировать иранскую нефтегазовую добычу. Ему не позволили. У руля поставили другого лидера. Это шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви, в доску свой для западных кураторов и диктатор для своего народа. Народ это не принял и вышел на революционную борьбу.
Эбрахиму Раиси тогда было 19. Он поддерживал Исламскую революцию. Получил юридическое образование и пошел на госслужбу. Сначала работал в канцелярии суда, затем в прокуратуре. Через 30 лет он генпрокурор страны. Затем – глава иранской судебной системы. На его счету тысячи приговоров за коррупцию и измену родине.
«Эбрахима Раиси, конечно же, не любили люди из предыдущей системы власти, потому что он очень много чиновников пересажал. Вел множество уголовных дел по факту хищения государственных средств, по факту присвоения денег, которые выделялись на различные проекты», – рассказала исламовед, специалист по Ирану Анастасия Ежова.
Народ полюбил его за набожность, решительность и консервативные взгляды. Он из семьи священнослужителя и прямой потомок пророка Мухаммеда. Именно Эбрахима Раиси многие видели наследником нынешнего верховного лидера Ирана.
При всей сложности управления страной Иран называют одной из самых демократических исламских стран в мире. Избиратели на вершине пирамиды, они определяют состав Совета экспертов сроком на восемь лет. Это специальный государственный орган, 88 муджтахидов – исламских богословов-правоведов. Им выбирать, кто станет духовным лидером страны – «рахбаром» или «факихом» по-персидски. Срок полномочий у него не определен, но при этом эксперты могут снять его в любой момент. Народ избирает и президента республики на четыре года, без права второго срока подряд. Он по сути председатель правительства, отвечает за бюджет и центральные банки. Но при этом сам он под жестким контролем.
В эти три органа входят парламент, также напрямую избираемый народом, там две политические силы: принципалисты (консерваторы) и реформисты. А их контролирует надпарламентский орган – Совет стражей Конституции. Разрешением споров этих двух институтов ведает Ассамблея по определению целесообразности. Ее формирует Верховный лидер Ирана.
«Вся полнота решений по управлению страной, в том числе и вооруженными силами всех категорий и секторов, лежит на духовном лидере. Он является главнокомандующим, он руководит», – отметил политолог, старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Зелтынь.
Рахбар принимает решения по ключевым вопросам, он управляет Советом нацбезопасности, он главнокомандующий страны, ему подконтрольны все три ветви вооруженных сил Ирана: армия, полиция и спецподразделения с министрами во главе, а также особая военизированная структура – Корпус стражей исламской революции (КСИР). Он не подотчетен никому, кроме Верховного лидера.
«Президент в Иране выполняет функцию двоякую: первое, он выполняет работу премьер-министра, и второе, выполняет функцию представительскую, то есть за рубежом», – уточнил Андрей Зелтынь.
По иранской Конституции с момента гибели второго лица в государстве – президента – у республики есть 50 дней, чтобы выбрать нового. Дата этих досрочных выборов уже определена – 28 июня. А пока исполнять обязанности будет первый из пяти вице-президентов – Мохаммад Мохбер. Он был главным помощником Раиси. Ему 68 лет. Он этнический иранец, мусульманин-шиит. Родился в семье имама.
«Он сейчас до досрочных выборов президента продолжит линию Раиси. Он себя представлял сторонником многополярного мира. Это улучшение отношений с Россией, с Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Азербайджаном», – отметила старший научный сотрудник Института востоковедения Лана Раванди-Фадаи.
Эбрахим Раиси стал президентом в июне 2021 года. В предвыборной программе обещал победить бедность и коррупцию, построить четыре миллиона домов для нуждающихся. Многое успел сделать.
«Он не сидел в кабинетах, он на самом деле только за эти три месяца совершил 28 международных поездок и около 100 внутренних. Он оживил примерно 20 тысяч предприятий, которые были на уровне заморозки, просто не работали», – рассказал Раджаб Сафаров.
Летом прошлого года Иран стал полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества и намерен продолжать инициативу, начатую своим президентом.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе