Евгений Герасимов: Мне хочется вернуться к истокам Театра сатиры

16:05 25/07/2024

В гостях у ведущего «МИР 24» Григория Заславского народный артист России и художественный руководитель сразу двух театров и какого-то совершенно невероятного количества сцен – Евгений Герасимов. Он работал в Театре на Малой Ордынке, а в этом году получил должность еще и в Московском академическом театре сатиры.

Мы с вами беседуем в межсезонье, сидя на сцене Театра на Малой Ордынке, который закончил свой сезон. И под конец сезона вы возглавили еще один театр. Там вы директор или художественный руководитель? Какие вы условия поставили? Что вы можете там делать такого, что для вас было каким-то важным аргументом согласиться? Потому что все-таки вы реалист, вы понимали, что это тяжелая ноша. И для того, чтобы она стала не только тяжелой, но и приятной, нужны были какие-то для себя аргументы. Что вы не выторговали, но оговорили, какие важные для себя условия?

- Я не оговаривал никаких условий. Я очень хорошо знаю Театр сатиры, мы были очень близки с Ширвиндтом, он мой учитель по Щукинскому училищу. Мы много встречались в разных местах, в том числе там в английском клубе. Он рассказывал о проблемах театра. Он приглашал меня в последнее время как артиста играть уже в своем театре. И он для меня очень дорог. Надо сказать, что первый театр после Щукинского училища, в который меня пригласил играть у них на сцене, это был Театр сатиры. Меня приглашал Плучик Валентин Николаевич и Марк Анатольевич Захаров. Но так получилось, что они уехали на гастроли. И Гончаров Андрей Александрович пригласил меня и предложил мне больше, чем предложили они.

От оружия пропаганды до культурного феномена
Я с большим удовольствием ушел в Театр Маяковского, не жалея об этом, но всегда любил «сатиру». Любил за атмосферу. Я любил приходить в этот театр, особенно когда был студентом и потом артистом Театра Маяковского. Я с удовольствием приходил в этот театр, смотрел на блестящих, любимых мной актеров, на Папанова, на Миронова, на Ширвинда и на многих-многих других. Поэтому театр для меня реально очень близок. И я видел и представлял то, к сожалению, разрушенное творческое состояние, в котором пребывал последние годы этот театр. Мне в театре на Малой Ордынке не хватает сцены. 340-зрительный зал – он очень уютный. Практически за два года, как я здесь художественный руководитель, нам удалось создать удивительную атмосферу. Но спектакли, которые хотелось бы делать более масштабными, с привлечением инвесторов, они здесь не окупаются. И то, что большой зал в «сатире», я могу там делать более знаковые и яркие спектакли. И надеюсь, что они будут напоминать те спектакли, в которых рождалась «сатира», та самая «сатира», которая была уникальной, не похожа ни на какой другой театр. И за это любили именно этот театр. С таким очень тонким юмором, который был в этом театре. И потом он, к сожалению, растворился и стал совсем другим. И мне бы хотелось вернуться к истокам рождения того самого Театра сатиры.

Вы знаете, что те спектакли, которые были поставлены здесь, уже в этом театре при мне, они пользуются успехом. Они практически играются при полном зале, несмотря даже на сложный период. Я даже делал эксперимент. Один спектакль у меня уже был сыгран на сцене Кремлевского зала. Мы сыграли Маяковского. Но я уже сыграл и на Прогресс-сцене Армена Джигарханяна спектакль, который называется «Наш 9 «Б»». И я реанимировал Прогресс-сцену, которая была закрыта по техническим причинам. Я приехал на Прогресс-сцену, понял, что нет причин для того, чтобы там не играть. И один спектакль я там показал. Это был аншлаговый спектакль «Наш 9 «Б»». Это было уже с 25 июня. Почему я это сделал? Потому что на сборе трупы «сатиры» было известно, что 30 артистов практически без работы. Те спектакли, которые шли на Прогресс-сцене, они были перенесены на большую сцену «сатиры». В основном, на чердак. Чердак не справляется с таким количеством сцен. Но все артисты стали артистами Театра сатиры. И они имеют на это право. Раз произошло такое объединение, то они в этом не виноваты. Они, может быть, и играли бы на Прогресс-сцене у Джигарханяна. И был период, когда этот театр был очень популярным.

Там хорошая публика, хороший район.

- Хороший район. И они полюбили и удовольствием туда ходили. Потом, из-за того, что спектаклей почти не было, публика перестала туда ходить. Им стало это неинтересно, потому что театр должен жить. Зритель привыкает к тому, что он в определенное время приходит в театр, который им нравится.

А я сейчас опять зрителя привлекаю. И буду привлекать часть тех спектаклей, которые были перенесены от Джигарханяна в Прогресс. Я их возвращаю туда. И артисты опять получили работу. Они рады, они счастливы, потому что артист должен играть. Иначе начинает быстро все это превращаться в болото. К сожалению, за последнее время многие артисты основного Театра сатиры за два с половиной года не получили ни одной работы. То есть там очень трудный, непростой процесс. Но мы его преодолеем. У нас впереди три юбилейных даты. 19 июля – день рождения был бы у Александра Анатольевича Ширвиндта.

От «Маскарада» Лермонтова до «Мистерии-буфф» Маяковского
Ему было бы 90 лет. Были пожелания, чтобы 19 числа не делать, отнести на попозже. Но я посоветовался с лидерами театра, с Натальей Николаевной, супругой Ширвиндта, и все-таки приняли решение, что мы будем делать. Потому что, все-таки число есть число, и день рождения есть день рождения, юбилей. Мы будем играть силами актеров театра спектакль, состоящий из разных отрывков. Будет свой сценарий, своя пьеса. Важно, мы предложили продать часть билетов зрителю, то есть это не только приглашенные, именно зрителю. Мы приняли решение, что амфитеатр мы продаем для того, чтобы эти средства направить в Щукинское училище. Чтобы была стипендия Ширвинда. И практически мы уже это сделали, потому что буквально на второй день билеты были куплены.

Мы «Планету Ширвиндт» будем играть 1-го октября, но уже с привлечением тех, кто захочет его поздравить. С привлечением артистов и деятелей. И будет красивое поздравление не только Ширвиндта, потому что 1 октября – это 100 лет театру. Мы объединяем эти даты. Но театр был не готов к празднованию столетия. Я посоветовался с ведущими артистами театра, в том числе с Натальей Николаевной, и мы перенесли на 1 декабря. И 1 декабря это будет третье событие в театре, это будет мощный спектакль.

Вам, действительно, как мне кажется, удалось вдохнуть новую жизнь в здешние стены театра на Малой Ордынке, где мы беседуем. Что вы считаете своим успехом в прошлом сезоне?

- В прошлом сезоне мне удалось объединить труппу в желании работать. Не случайно, когда сейчас сюда приходят новые режиссеры, они говорят, вы знаете, что у ваших артистов горят глаза, они хотят работать. На секундочку, представьте, какие премьеры у нас были. У нас было семь премьер в первый же год, не говоря о Маяковском, который мы сыграли при шести с лишним тысяч в Кремлевском дворце. У нас гастроли. Мы на 40 процентов подняли зарплаты всему коллективу. Оказывается, таких подъем зарплат ни в одном театре не было. Они все хотят работать. все хотят.

У нас заканчивается сезон. И сейчас у нас репетируется «Мастер и Маргарита», «В джазе только девушки». Это то, что сейчас уже репетируется. Спектакль «Девичник», который, кстати, в свое время шел у Джигарханяна. Я подсмотрел. Мне очень понравился этот спектакль. Я его буду его делать здесь на малой сцене. С хорошим юмором. Мне очень хотелось занять артисток там. Артистки почитали, всем безумно понравилось. Здесь на малой сцене будет идти экспериментальный спектакль с моими студентами третьего курса, которые учатся в институте Кобзона. Я преподаю там, еще нахожу время преподавать. Мы будем его на малую сцену выпускать вместе с артистами театра. Также я хочу на малую сцену сделать спектакль «Два товарища». То есть у нас уже в работе здесь, как видите, практически шесть наименований. И артистам важна эта атмосфера. И эта атмосфера переходит к зрителю.

Сегодня, когда ты смотришь на какие-то премьеры в том или другом театре, при том, что мы знаем, что в академических театрах какие-то невероятные штаты и по сто человек почти в труппе, тем не менее, на главные роли приглашаются какие-то звезды со стороны. И в Театре сатиры тоже приходили артисты из каких-то других театров. Кто-то из Театра Табакова, кто-то из просто свободных звезд, которые с удовольствием играют в разных театрах. При этом человек 90, наверное, в труппе было. Это вместе, значит, было 120, плюс 30 еще из бывшего Театра Джигарханяна. Когда вы планируете репертуар на следующий сезон, вы думаете о том, что в главных ролях будут какие-то приглашенные, всем известные артисты? Или попробовать хотя бы какое-то время поработать с той труппой, с которой, как вы совершенно справедливо сказали, два с половиной года не выходили на сцену?

- Мы сейчас говорим о Театре сатиры?

О Театре сатиры.

- Да, потому что здесь у меня были приглашенные. Мне нужно было сделать так, чтобы об этом театре узнали. Потому что о нем мало кто знал. Да, в театре есть свои звезды. Но я не исключаю возможность приглашения и других артистов. Я сожалею, что уходит из театра Максим Аверин, яркий артист, талантливый артист, который собирает зрителя. Он уходит к Марку Борисовичу, потому что за два с половиной года ему не нашлось места в новых постановках, а Марк Борисович дал ему уже две-три новых постановки, и он уже собрался туда. Я сожалею, что в театре не работает Добронравов. Замечательный актер, который тоже собирал зрителей.

Я думаю, мы сделаем яркие юбилеи. А дальше мы будем работать над репертуаром. У меня много предложений. Я сожалею, что мое предложение поставить «Женитьбу Фигаро» трупа не восприняла. Почему? А оказывается, в свое время Ширвиндт после того, как они думали ее поставить, сказал, что после того перестал играть Миронов, мы эту пьесу никогда не будем ставить. Решение было, и труппа это приняла. Но 1 ноября будет премьера в Театре сатиры спектакля «Игроки». Игорь Лагутин играет в главной роли, как наша телевизионная и театральная звезда, и актер Театра сатиры. Поэтому смотрю в перспективе. Если будет необходимость, то мы, конечно, будем привлекать.

Сегодня все очень хотят быстрых каких-то результатов. Я в таких случаях всегда напоминаю, что первый год у Табакова вышло в МХТ 12 спектаклей, и он 11 из них снял. Все они были почти провальные. Осталось только «Кабала святош», в который он сам тоже участвовал. Хотя и рецензии были неоднозначно положительными. Все сравнивали с предыдущей версией, где тоже играл Табаков, и это, конечно, уступало. В конце следующего сезона, что вы для себя положили, как некий знак удачи? К чему вы рассчитываете прийти в июне 25-го года?

- Я хочу, чтобы на основную сцену Театр сатиры, и на сцену Джигарханяна вернулся зритель. В те спектакли, которые, как мне кажется, несут атмосферу Театра сатиры. Мы поможем вдохнуть в них новую жизнь, и зритель это почувствует.