ВДНХ – 85 лет: как выставка стала отражением переломных моментов в истории страны

09:33 01/08/2024
ВДНХ – 85 лет: как выставка стала отражением переломных моментов в истории страны

1 августа 85-летний юбилей отмечает главная выставка страны. ВДНХ сегодня – крупнейший музейный комплекс в мире, принимающий каждый день более миллиона гостей. 49 объектов выставки признаны памятниками культурного наследия. О том, как ВДНХ стала одним из символов столицы и отражением переломных эпох в истории страны – в материале MIR24.TV.

Задумка и строительство

В середине 1930-х СССР находился в процессе масштабных преобразований. Коллективизация и индустриализация кардинально изменили облик страны. Рабочие решили увековечить народные достижения и продемонстрировать успехи молодого советского государства. В феврале 1935 года II Всесоюзный съезд колхозников-ударников обратился в ЦК ВКП (б) и Совет народных комиссаров (СНК) СССР с предложением основать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ), которая спустя несколько десятилетий преобразуется в ВДНХ. Партийное руководство сразу же одобрило идею.

Главой проекта назначили Вячеслава Олтаржевского. Знаменитый архитектор вернулся в СССР прямиком из эмиграции. До отъезда он работал заместителем Алексея Щусева – главного архитектора первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. В середине 1920-х Олтаржевский эмигрировал в США, построил успешную карьеру и возвращаться не собирался. Однако, связи с коллегами на Родине не терял.

ВДНХ – 85 лет: как выставка стала отражением переломных моментов в истории страны
Акимов Николай/ТАСС

Поиск врагов и вредителей

В 1934 году в США прибыла делегация именитых советских архитекторов – Борис Иофан, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Официально миссия называлась «комиссией Дворца Советов». Целью было ознакомление с технологией высотного строительства, поскольку США были одними из мировых лидеров в этом вопросе. Еще одной негласной целью стало переманивание архитекторов-эмигрантов обратно в СССР для проектирования ВСХВ. Из-за Великой депрессии заказов у Олторжевского в США стало меньше, а советская сторона предложила отличный проект, грандиозные возможности и гарантии безопасности. Архитектор согласился и вернулся. Все вопросы, связанные с американским гражданством, были улажены уполномоченными органами, и архитектор приступил к работе.

На конкурс было подано 11 проектов от ведущих мастерских Союза, но ни один не был одобрен комиссией. Тогда Олторжевский взял лучшее из каждого варианта. В апреле 1936 проект утвердили, а открытие ВСХВ назначили на лето 1937 года.

Выставку планировали сделать разовой, потому павильоны строили из дерева, а их количество постоянно менялось, из-за чего приходилось вносить поправки в план. Работа шла медленнее, чем ожидалось – не хватало рабочих рук и материалов надлежащего качества. В 1937-м партийное руководство захотело изменить концепцию ВСХВ и сделать ее круглогодичной. Убранство решили заменить на более помпезное, чего не предполагал изначальный план. Открытие отложили, а павильоны начали перестраивать.

Из-за срыва сроков начался «поиск врагов и вредителей». Летом того же года вышло постановление РК ВКП (б) «О ликвидации последствий на строительстве сельскохозяйственной выставки». Одного за другим арестовывали сотрудников Наркомзема и членов выставочного комитета. Кара коснулась и Олторжевского – обещанные гарантии безопасности не помогли. 13 июня 1938 года его уволили с должности главного архитектора, а 11 июля арестовали по обвинению «в антисоветской вредительской организации, которая ставила задачу сорвать правительственные сроки открытия выставки». Архитектора и остальных арестованных приговорили к расстрелу. На замену Олтаржевскому пришел Сергей Чернышев, но основную работу выполнял его заместитель Анатолий Жуков.

«Рабочий и колхозница»

В июле 1939 года, почти перед открытием выставки, в Москву из Парижа вернулась скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Во Франции она была установлена над советским павильоном на «Экспо-37» и пользовалась большим успехом. В Москве монумент установили на подъездной аллее к главному входу по наставлению Мухиной. Правда, к ее сожалению, для установки использовали 10-метровый постамент, тогда как высота парижского постамента была более внушительной – целых 34 метра. Из-за этого скульптура на ВСХВ выглядела менее внушительно. Тем не менее, «Рабочий и колхозница» стали запоминающимся символом выставки и остаются им до сих пор.

Открытие ВСХВ

1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была открыта. На церемонии присутствовало 10 тысяч гостей, к ним с торжественной речью обратился председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов, он же перерезал символическую ленту. Оркестр исполнил песню «Славься, Родина обильная», которую написал специально к открытию выставки композитор Исаак Дунаевский. Посетителям были доступны более 50 павильонов и до 200 других объектов.

ВДНХ – 85 лет: как выставка стала отражением переломных моментов в истории страны
Акимов Николай/ТАСС

Разрушение и перерождение

Выставка просуществовала два года и была закрыта в 1941-м по распоряжению СНК СССР. Павильоны законсервировали, выставочный скот вывезли, а архивы эвакуировали в Челябинск. 260 сотрудников ВСХВ ушли в народное ополчение 13-й Ростокинской дивизии, 127 из них погибли. От налета и бомбежек павильоны не сильно пострадали. Однако конструкции были рассчитаны на меньший срок эксплуатации, потому сильно обветшали.

В 1948 году Совет министров принял решение о восстановлении выставки, работы продлились шесть лет вместо запланированных двух. В обновленных павильонах акцент сделали на увековечивании достижений страны, а не на одном сельском хозяйстве. На территории будущей ВДНХ выросли огромные монументальные памятники грядущего коммунизма. Тогда же установили 30-метровый бронзовый монумент Сталину перед главным входом. Правда, после смерти вождя в 1953-м его убрали. По слухам, монумент закопали недалеко от нынешнего павильона «Космос». В общем, до открытия обновленной выставки, которая состоялась в 1954 году, «бронзовый Сталин» не дожил.

Территория ВСХВ увеличилась до 207 га. Выставка приобрела привычный нам архитектурный вид и осевое строение. По центральной линии располагались самые важные сооружения: главный вход, «Главный павильон», площади и павильон «Механизации». Остальные здания располагались по правую и левую сторону от главных сооружений.

Главный павильон перестроили и сделали архитектурной доминантой. За ним расположился фонтан «Дружбы народов», на котором установили статуи в виде 16 девушек-колхозниц, символизирующих союзные республики. Также появились фонтаны «Каменный цветок» и «Колос». Тогда же построили арку главного входа, украсив ее скульптурой «Тракторист и колхозница».

Из ВСХВ – в ВДНХ

Почти сразу после обновленного открытия, в декабре 1954 года, на Всесоюзном совещании строителей архитекторов ВСХВ раскритиковали за чрезмерное «украшательство и архитектурные излишества» павильонов и конструкций. Вскоре вышло знаменитое постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Тогда началась эпоха типовых построек. Так, ВСХВ и знаменитые сталинские высотки стали последними яркими памятниками советской архитектуры, которые своей монументальностью отражали мощь страны.

По решению Хрущева концепцию выставки изменили. Теперь выставка была не только о сельском хозяйстве – решили увековечивать достижения страны в строительной промышленности, атомной энергетике, покорении космоса и других отраслях науки и техники. Так «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) превратилась в «Выставку достижений народного хозяйства» (ВДНХ).

В 1960-е годы промышленная тематика стала главенствующей. Тогда же изменили павильоны – теперь они презентовали не республики Союза, а области науки и не только. «Литва» стала «Химией», «Латвия» – «Физикой», «Белоруссия» – «Электротехникой», «Молдавия» – «Стандартами», «Украина» – «Земледелием» и т.д. Особое место заняла космическая тематика, тогда павильон «Механизация» стал известным нам «Космосом». В нем были представлены луноходы, подлинные вещи космонавтов, детали космических кораблей и другие экспонаты. На месте, где должен был стоять монумент Сталину, установили ракету-носитель «Восток».

1990-е и 2000-е: эпоха ВВЦ и вторая жизнь ВДНХ

ВДНХ – 85 лет: как выставка стала отражением переломных моментов в истории страны
Нетелев Роберт/ТАСС

С развалом Союза закончилось финансирование ВДНХ. Выставка превратилась в открытое акционерное общество «ГАО ВВЦ». К 1994 году многие павильоны были разворованы. Самыми значительными утратами считаются экспонаты павильона «Космос», в особенности украденные макеты первых советских спутников. Самолет-музей Ту-154 был разобран на металлолом, а в фонтанах отключили воду. В павильонах вместо экспонатов располагались торговые точки и закусочные. В народе ВВЦ получила звание «всесоюзной шашлычной». В таком состоянии выставка существовала до начала 2010-х.

В 2010-х ОАО «ГАО ВВЦ» передало контрольный пакет акций правительству Москвы. Тогда начались работы по восстановлению выставки. 1 августа 2014 года, к 75-летию ВДНХ, завершились работы по восстановлению 48 зданий и объектов. ВДНХ вернула свое историческое название и стала вновь принимать гостей. К сегодняшнему дню на территории выставки появился центр океанографии «Москвариум», исторический парк «Россия – моя история», шахматный клуб и другие пространства. Не так давно там же прошла масштабная выставка-форум «Россия». Кто знает, какие еще достижения народного хозяйства будут представлены на легендарной выставке.