Альбина Шагимуратова: Только после 40 я поняла, как, оказывается, надо петь
17:41 12/08/2024Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки переживает настоящее возрождение. После ухода из жизни выдающейся оперной певицы Ирины Константиновны Архиповой старейшее музыкальное состязание надолго оказалось в забвении. Каким будет обновленный, 27-й по счету конкурс, ведущему телеканала «МИР 24» Григорию Заславскому в программе «Культ личности» рассказала заслуженная артистка России, председатель жюри Альбина Шагимуратова.
Вы в труппе Мариинского театра, а мы с вами встречаемся в Большом театре. Это так начинается конвергенция, синтез или как это можно назвать? С чем это связано?
- Да, я являюсь много лет солисткой Мариинского театра. Я живу на два города – Москва и Санкт-Петербург. Но я очень люблю Большой театр. Я пела на открытии исторической сцены, где мы сегодня находимся, в опере «Руслан и Людмила», в знаменитой постановке Дмитрия Чернякова. На самом деле, Большой театр – родная для меня сцена. Я часто здесь выступаю. Недавно были гастроли Мариинского театра с оперой Беллини «Пуритане», которая никогда не звучала на сцене Большого театра. Я очень люблю Большой театр, поэтому я счастлива сегодня встретиться с вами именно в стенах этого легендарного театра.
- Дело непростое. И действительно, это наш первый вокальный конкурс, возникший раньше, чем вокальный конкурс Чайковского. Это наистарейший конкурс основоположника нашей русской композиторской школы Михаила Ивановича Глинки. После ухода бессменного председателя жюри Ирины Константиновны Архиповой в 2010 году конкурс действительно ушел в забвение. И эта идея еще витала в воздухе перед пандемией. И несколько людей ко мне обращались с вопросом: «Не хотела ли бы ты возродиться?».
Как лауреат?
- Как лауреат этого конкурса, как победитель этого конкурса. Лауреат первой премии в 2005 году в городе Челябинск. Председателем была Ирина Константиновна Архипова. Она мне вручала эту первую премию. Это потом отдельная история, как она мне вручала и какие напутственные слова говорила. Конечно, это большое, огромное дело. Я его один раз провела в Казани в 2019 году в очень сжатые сроки. Этот конкурс все время при жизни Ирины Константиновны путешествовал по Советскому Союзу, потом по России, по разным городам. Поэтому сохранить географию этого конкурса в сегодняшнее время достаточно сложно. А так как в этом году мы празднуем юбилейный год Михаила Ивановича Глинки – 220 лет, мне посчастливилось провести этот конкурс, и меня поддержала огромная команда людей во главе с Любимовой Ольгой Борисовной – министром культуры во главе с президентским фондом культурных инициатив. И в этом уже 2024 году, в юбилейный год композитора – отца нашей русской музыки, состоится двадцать седьмой международный конкурс вокалистов имени Михаила Ивановича Глинки. Сложно, но преодолимо.
Конкурс международный, это означает, что и жюри будет международное. Кого вы пригласили в жюри?
- Да, конечно. Этот конкурс стал международным в 1995 году благодаря Ирине Константиновне. И состав жюри интернациональный. Это, конечно, будут члены жюри из Республики Беларусь, из Китая, из Азербайджана, из Республики Сербия. И будут очень разнообразные конкурсанты из всех стран. Мы получили более четырехсот заявок.
А какие изначальные условия? Это люди с вокальным образованием?
- Да, и не только окончившие, но и студенты третьих, четвертых, пятых курсов. Мы даже получили заявки из училища. И они поют здорово в восемнадцать, в девятнадцать лет. Есть уникальные голоса. И если изначально мы пропускаем на первый тур 60 человек, 30 мужчин, 30 женщин, то прослушав более четырехсот человек, я понимаю, как председатель жюри, что я пропущу гораздо больше. Мне очень хочется, чтобы на первом туре себя показали именно вживую. Мы отслушиваем по видеозаписи, а вживую будет немножко по-другому. Поэтому я дам возможность большему количеству участников приехать в Москву, выступить перед нами и показать себя.
А как вы определяете, что на видео поет именно этот человек, а не заводит какую-нибудь хорошую запись Козловского, хорошо подчистив ее?
- Это видно. Нет, это слышно, что певец сам поет. Человек пять-шесть из этого количества для меня – это претенденты на гран-при, и нам с жюри будет сложно.
Недавно я видел, как Игорь Угольников замечательно делает липсинг, попадает в артикуляцию. Есть такие профессионалы.
- Вы знаете, оперных артистов этому не учат. Мы все-таки стараемся в основном петь вживую. Я, как оперная певица, не люблю петь под плюс. Это гораздо сложнее, особенно если это съемки. И это совсем другое общение с залом.
Скажите, а как вы выстраиваете программу, например, для инструменталистов конкурса Чайковского? У вас есть обязательная программа?
- Конечно. И в первом туре, и во втором, особенно во втором. Я ничего не меняла как председатель жюри. Ту программу, которую я сама пела в 2005 году при Ирине Константиновне, и эту программу, создавала она сама, являясь председателем жюри более сорока лет. Она сама создавала обязательный романс Михаила Ивановича Глинки по типу голоса для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, баритона, арии.
А китайцы хорошо поют?
- Китайцы очень хорошо поют. И из Южной Кореи хорошо поют. Они произносят русские слова даже лучше, чем мы. Они молодцы, что настолько трепетно относятся к русскому слову. Я все понимаю, о чем они поют.
Вы уже сказали о том, что нынешний год – это год 220-летия со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Специально для этого юбилейного года вы что-то придумали для конкурса Глинки?
- Впервые на открытие приедет Валерий Абисалович Гергиев с оркестром Мариинского театра. Он никогда не выступал, не открывал, не закрывал конкурсы. Мне кажется, это историческое событие для Валерия Абисаловича. И я очень рада, что он принял мое приглашение. В своем сложном графике он специально из Китая, где у него гастроли Мариинского театра, вырвется из Пекина, прилетит на два дня в Москву для того, чтобы открыть юбилейный год Михаила Ивановича Глинки. Этот конкурс, вы не поверите, открыл очень много имен: Владимир Атлантов, Гегам Григорян, Дмитрий Хворостовский, братья Абдразаковы, Любовь Петрова, Ольга Бородина. Ольгу Владимировну Бородину я пригласила в жюри. Посмотрите, какая огромная плеяда выдающихся имен.
Альбина, вы сейчас напомнили об этом, и я тут же вспомнил, сколько сил Ирина Константиновна приложила для того, чтобы популяризировать Хворостовского. Его первые концерты в Москве были с довольно тяжелым дыханием, а она в нем увидела талант и международный масштаб.
- Ирина Константиновна обладает удивительным чутьем. И для меня, как для председателя жюри, это большая задача увидеть потенциал. И я очень рада, что в 2019 году гран-при конкурса взяла Мария Баракова – выпускница молодежной программы Большого театра. И сейчас она золотая медалистка конкурса Чайковского. И я настояла, чтобы она в 21 год стала лауреаткой конкурса Чайковского. Я разговаривала с Владимиром Георгиевичем Уриным, чтобы он ее отпустил на конкурс Чайковского, так как я почувствовала, что на конкурсе Глинки – это будущая звезда.
Вы уже несколько раз говорили про молодого лауреата, про то, что есть совершенно невероятные, шикарные голоса в 18−19 лет. Если я правильно понимаю, традиционно считается, что классический голос выстраивается и отлаживается в каком-то более уже зрелом возрасте. Необходимо его воспитание на протяжении четырех-пяти лет. Можно ли сказать, что сегодня голоса стали формироваться раньше?
- Да, сейчас колоссальные требования к певцам, нежели в советское или постсоветское время. Я выиграла конкурс Чайковского в 26 лет, и все быстро закрутилось, буквально понеслось. Сейчас в 31−32 начинать международную оперную карьеру считается очень поздно. Хотя голос, вокальная природа созревают как раз к 33-м, к 35-ти. После своих 40-ка я поняла, как вообще, оказывается, надо петь. Вокал – это планета. Так же, как есть планета у Ирины Константиновны. Ведь на самом деле, есть планета в галактике, и она носит ее имя – Архипова. Так же и вокал – это космос. Ты все время поешь, твой голос развивается. Сегодня ты можешь спеть «Виолетту», а завтра можешь спеть «Тоску». Я, конечно, «Тоску» петь не буду. Может быть, я и смогла бы, но не буду. Потому что хочется продлить свой вокальный путь гораздо дольше. Это удивительная профессия. Это даже не профессия, это – жизнь.
Скажите, а на сцене Большого театра, когда и в чем можно будет вас услышать и увидеть?
- Хороший вопрос. Но это вопрос сейчас уже генеральному директору Валерию Абисаловичу Гергиеву.
Вы сейчас встретитесь на конкурсе Глинки.
- На самом деле, я сейчас уже на днях с ним встречаюсь, поскольку он приезжает с гастролями оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. Я не так давно спела «Пуритане». Я пела здесь «Травиату», постановки Франчески Замбелло. Я пела Россини «Путешествие в Реймс». Очень веселая, легкая опера. Наконец-то в моем репертуаре появилась партия, которую можно спеть легко, не распеваясь.
Я очень желаю себе, и вам, конечно, но себе, может быть, даже в первую очередь, чтобы это случилось как можно скорее. Спасибо вам большое.
- Я вас обязательно приглашу.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»