1 сентября юбилей отмечает одно из старейших информационных агентств планеты. ТАСС – 120. Поздравления со всего мира – от коллег из Армении, Азербайджана, Вьетнама, Ирана, Кореи, Китая, Сербии, Мексики. Присоединяется к ним и МТРК «Мир». О тех, кто пишет летопись большой страны, – материал специального корреспондента Глеба Стерхова.
«И он тогда сказал: «Лешка, давай, забирайся на этот постамент». Алексей говорит: «Ой, я боюсь, высоковато». И тогда он Исмаилову говорит: «Подержи меня за сапоги», – рассказала дочь фотографа ТАСС Евгения Халдея Анна Халдей.
Это, пожалуй, самая известная фотография агентства ТАСС о войне. Ее автор – фотокорреспондент Евгений Халдей. 2 мая 1945-го, когда Рейхстаг был уже взят, он попросил солдат Алексея Ковалева и Абдулхакима Исмаилова водрузить знамя. Для съемки нужна была верхняя точка, пришлось рисковать. Тогда же, в мае 1945-го, Евгений Халдей сделал еще один снимок, тоже ставший своеобразной иконой Великой Победы – регулировщица у Бранденбургских ворот.
«Мне повезло, я был знаком с Евгением Халдеем. Вот этот маленький фотоаппаратик прошел с ним всю войну», – поделился руководитель редакции фотоинформации Информационного агентства России ТАСС Сергей Шахиджанян.
Его фотографии стали не только символами Победы, но и свидетельствами преступлений гитлеровцев. Три снимка:– разрушенного Севастополя, замученных советских граждан во дворе ростовской тюрьмы, и сожженного Мурманска – фигурировали на Нюрнбергском процессе в качестве доказательств. Он же снимал и сам суд, и лица подсудимых нацистов.
Еще один легендарный снимок военного фотокорреспондента ТАСС Макса Альперта. Он вошел в историю под названием «Комбат». Некоторые считают этот кадр постановочным. Но это неважно. Важно, что на фото политрук Алексей Гордеевич Еременко и погиб он ровно в тот день, когда была сделана эта фотография.
«С «Лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом», – это о них писал Константин Симонов. Фоторепортеры на войне особенно уязвимы. Блеск объектива – той же «Лейки» – вызывал огонь противника.
ТАСС – всегда кузница кадров и в военное, и в мирное время. Никто так не снимал строящуюся и хорошеющую Москву, как Наум Грановский. Или первомайские демонстрации и лица счастливых советских людей, как Валентин Мастюков, мэтр репортажной съемки.
Первое официальное государственное новостное СМИ появилось еще при российском императоре в 1904-м. Это было Санкт-Петербургское телеграфное агентство (СПТА). К 1925 году это главный центральный информационный орган огромной страны. Телеграфное агентство Союза Советских Социалистических Республик – для удобства аббревиатуру сократили до ТАСС. С тех пор эти буквы весь мир и без расшифровки, и без перевода знает.
«С точки зрения задач, которые ставил император Николай II, когда его указом было создано будущее агентство ТАСС, вообще ничего не изменилось. Мотивация работы основана и на богатейшей истории ТАСС, и на гордости, что эти четыре буквы означают – ТАСС уполномочен. Что если это сказано ТАСС, значит это было и никак иначе, значит это действительно так и есть», – заявил генеральный директор Информационного агентства России ТАСС Андрей Кондрашов.
«Самый старый аппарат, который здесь есть, это камера российского производства 1904 года выпуска. На такую камеру снимали Ленина. Вот у нас есть негатив Ленина, снятого Петром Оцупом в 1918 году. Хрестоматийный снимок, который все помнят», – рассказал Сергей Шахиджанян.
«Негативы на стекле 1928 года. Это Цеткин, благодаря которой мы отмечаем женский день 8 марта», – рассказала руководитель офиса развития визуальных продуктов Информационного агентства России ТАСС Анна Ильенок.
Клара Цеткин, Владимир Ленин, Максим Горький, Владимир Маяковский… Сотни, тысячи выдающихся деятелей в разные годы. В агентстве уникальный, один из самых обширных на планете фотоархив. В советские годы любой редактор любой советской газеты мог приехать сюда и заказать что-нибудь этакое для передовицы.
«В этом ящичке у нас находятся раритетные карточки. Вот, например, Алексей Стаханов. Вот еще снимок Юрия Гагарина. Французский автопроизводитель был восхищен подвигом Гагарина и подарил ему авто, когда он посещал Францию. Сфотографирован возле монумента покорителям космоса», – отметил кандидат исторических наук, эксперт архива Информационного агентства России ТАСС Константин Смагин.
«Когда пришел к власти Брежнев, замечательный фотограф, который работал в ТАСС, Владимир Мусаэльян, сделал потрясающую фотографию встречи генсека с Луисом Корваланом. Она так растрогала Леонида Ильича, что он даже прослезился», – рассказал Сергей Шахиджанян.
Владимир Мусаэльян – личный фотограф Брежнева. Именно он раскрыл миру генсека как простого человека. Однажды на отдыхе в Ялте сделал знаменитое фото. Брежнев увидел – опять прослезился и сказал: «Я тут как Ален Делон…»
Мусаэльян практически жил с Леонидом Ильичом 14 лет и знал о нем все, даже больше родни.
«У него был колоссальный архив, который никто не видел. Когда произошел развал в СССР, ему американцы предложили купить этот архив, какие-то большие деньги предлагали. Очень большие деньги в долларах. И он сказал: «Нет, ребята, я не продам, это наше достояние», – рассказал специальный фотокорреспондент Информационного агентства России ТАСС Михаил Метцель.
И не важно, кто на фото – политрук, поднявший бойцов в атаку, солдаты на крыше Рейхстага или Брежнев на отдыхе – для фотографов ТАСС во все времена главное – передать настроение и нерв эпохи. Классика советской школы: кадр, план, ракурс. Каноны за все эти многие годы не изменились.
На этих кадрах специальный фотокорреспондент агентства ТАСС Михаил Метцель. И найти их получилось с трудом, потому что фотограф, снимающий первое лицо государства, вообще в чужой объектив попадать не должен. Он всегда за кадром. Снимает президента везде и повсюду.
«Там мало кто был вообще в этой резиденции. Мне китайцы из пресс-службы говорят: «А мы там ни разу не были». В это время весь пул сидел в самолете и ждал нас», – рассказал Михаил Метцель.
Настроение эпохи через фотокарточку 9х12 в любом жанре, будь то свободный репортаж или портрет или протокольная съемка. И неважно, на что фотохудожник фиксирует мгновение: на стеклянную пластину в деревянном ящике, засвечивая эмульсию серебра, на фотопленку старой доброй «Лейки» или матрицу цифрового аппарата. Живописец пишет краской на холсте. Они свои картины светом создают, и именно светопись – главное в их искусстве.
И если имена фотокоров агентства на слуху (их всегда указывают и на негативах, и на карточках с фото), то авторы легендарных тассовских молний или просто «тассовок» безымянные. Но у них мотив другой: не к славе причастность, а к огромной ответственности.
«Вот представляете, если, например, корреспондент какого-нибудь телеканала сообщает и ошибается, то это значит, что ошибся этот телеканал. Если ошибся корреспондент агентства и его стократно процитировали, то ошибаются за ним все остальные. Достоверность новости не может быть отдана в жертву чему бы то ни было вообще, даже оперативности», – подчеркнул Андрей Кондрашов.
120 лет прошло. А планка столь же высока, и принципы нерушимы. ТАСС есть ТАСС. И все так же «уполномочен заявить».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе