Про Москву, любовь и голубей: пять причин посмотреть фильмы Владимира Меньшова
13:35 13/09/2024Главным делом всей своей жизни Владимир Меньшов считал кинорежиссуру. За свою карьеру он снял пять полнометражных картин, и все они попали в историю отечественного кино. Самая знаменитая работа автора – «Москва слезам не верит» – была удостоена премии «Оскар» и Государственной премии СССР, а «Любовь и голуби» получила «Золотую ладью» на фестивале комедийных фильмов в Испании. В материале MIR24.TV – пять причин посмотреть киноработы Владимира Меньшова.
Смотрите в субботу, 14 сентября, в 10:15 х/ф «Розыгрыш» к юбилею Владимира Меньшова на телеканале «МИР». В главных ролях: Евгения Ханаева, Дмитрий Харатьян, Андрей Гусев, Наталья Вавилова, Евдокия Германова, Наталья Фатеева, Зиновий Гердт, Олег Табаков, Ирина Кораблева, Александр Жильцов.
«Розыгрыш»: первые уроки взрослой жизни
Фильм «Розыгрыш» стал полнометражным дебютом Владимира Меньшова, который был снят в 1976 году. Тема школьной жизни хоть и казалась на тот момент исчерпанной, однако режиссер сумел рассказать историю так, что фильм считали одним из лучших показателей жанра.
Жизнь ставит перед старшеклассниками самой обычной советской школы первые взрослые вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей большой мечте. Одна из причин посмотреть фильм – это погрузиться в школьную ностальгию и первые жизненные противоречия.
Весь конфликт фильма основан на разности жизненных ценностей. Для Игоря Грушко – это правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье, а для его одноклассника Олега Комаровского главное – это достижение цели любыми способами. Процесс взросления и приобщения ко взрослой жизни показан как нельзя лучше в отношении именно этих двух персонажей.
Меньшов делает упор на то, что у каждого человека свои идеалы, взгляды и мировоззрения, а, значит, у каждого свой жизненный путь и свои первые жизненные уроки.
Бонусом к фильму является музыка, которую исполняют ребята. Она полностью отражает их настроение и внутренний мир. Критики писали, что режиссер это отлично передал в фильме.
«Москва слезам не верит»: портрет эпохи СССР
Второй полнометражный фильм Меньшова стал не только социальным высказыванием о жизни в СССР, но и самым достоверным портретом той эпохи. В 1981 году «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Три молодые провинциалки Катя (Вера Алентова), Тоня (Раиса Рязанова) и Людмила (Ирина Муравьева) приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира – любви, счастья и достатка. Спустя 20 лет оказывается, что их пути разошлись в самые неожиданные стороны.
Режиссер идеально показал портрет эпохи СССР, и это весомый повод, чтобы посмотреть или пересмотреть легендарную работу. Простой советский человек – простые мечты и цели. Вот и героини трудятся на непростой работе, заводят семью, сожалеют о старых ошибках и все-таки находят в себе силы найти истинное счастье. История о трех судьбах, которые настолько разные, что создается простое впечатление: не место делает человека, а человек – место. Получилось большое кино о маленьких людях.
Интересный факт: в начале фильма «Александру» поет Сергей Никитин, а на финальных титрах он исполняет недопетый куплет уже со своей супругой Татьяной. Это песня стала гимном москвичей 1980-х.
«Любовь и голуби»: русский культурный код
В профессиональных кругах «Любовь и голуби» сразу же произвела фурор. К съемкам этого фильма Меньшов подходил с особой тщательностью. Автор сценария Владимир Гуркин взял за основу семейные перипетии своих односельчан. Василий Кузякин (Александр Михайлов), его жена Надежда (Нина Дорошина) и трое их детей Людка, Ленька и Олька живут в обычной деревне. Размеренная жизнь рушится, когда Василий уезжает по путевке на море, где знакомится с коллегой Раисой Захаровной (Людмила Гурченко) и влюбляется.
Многие считали, что Меньшов снимает фильм на год. А ему удалось больше – создать русский культурный код. Сегодня трудно представить отечественный кинематограф без «Любовь и голуби», кажется, что фильм всегда был с нами.
В картине мастерски чередуются жанры. Первая половина фильма выполнена в стиле уморительной комедии, вторая же плавно перетекает в мелодраму со слезами и признаниями в любви. Кинолента стала бесспорным образцом и комедийной классикой. Понятные и лишенные лоска взаимоотношения, простонародная речь и юмор, местный колорит: это идеальный перенос сельской жизни на большие экраны. Фильм зрители не просто полюбили, а разобрали на цитаты. «Людк, а Людк» – практически имя нарицательное.
«Ширли-мырли»: гротескная Россия 90-х
Владимир Меньшов больше не планировал заниматься режиссурой. Сценаристы попросили мастера поискать слабые места в «Ширли-мырли», а Меньшов настолько увлекся комедийной историей, что и не заметил, как начал снимать очередной киношедевр.
Это невероятная история о братьях-близнецах (Валерий Гаркалин), которые прежде не знали друг о друге. Один из них стал цыганским бароном, второй – музыкант с мировым именем, третий – авторитетнейший в СНГ вор и аферист.
Фильм стал редким представителем комедии легкого содержания, так называемый фарс. В киноработе в очень комичной форме открыта проблема 90-х, а образы многих людей показаны в анекдотичном свете.
«Ширли-мырли» еще подарили зрителю одного из самых запоминающихся прохиндеев отечественного кинематографа – мафиози Козюльского в исполнении Армена Джигарханяна.
«Зависть богов»: ретромелодрама о любви
Последний полнометражный фильм Владимира Меньшова. «Зависть богов» рассказывает о любви советской сотрудницы телевидения (Вера Алентова) и французского журналиста (Анатолий Лобоцкий). Время действия – начало 80-х годов, Москва.
Вере Алентовой на момент съемок было 58 лет, и это одна из ее лучших актерских работ. Алентовой пришлось играть 44-летнюю героиню, которая окажется перед страшным выбором между семейным долгом и зовом сердца.
В фильме снялся выдающейся французский актер Жерар Депардье. У него хоть и эпизодическая роль, но справился он с ней мастерски.
Одна из причин посмотреть «Зависть богов» – возможность окунуться в телевизионное закулисье и посмотреть, как же создавалась самая популярная новостная программа того времени. Для тех, кто увлечен музыкой из кинофильмов, уточним важную деталь: ностальгичный саундтрек картины был номинирован на национальную ежегодную кинопремию кинокритики и кинопрессы России «Золотой Овен».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Новости кино